АВТОСТАТ | Украина защищается от российских автомобилей

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

19.09.14Прочитали 62 раз

Украина защищается от российских автомобилей

Украина начала расследование в отношении импорта легковых автомобилей из России, который, по мнению Киева, растет благодаря льготам, субсидиям и программам экспортной поддержки. Впрочем, на фоне экономической и политической нестабильности на Украине ее авторынок стремительно сжимается: в прошлом месяце там было продано всего 6,4 тыс. легковых автомобилей, 3% из которых пришлось на продукцию АвтоВАЗа. Аналитики считают расследование элементом торговой войны и называют его «надуманным».

Украинская межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) 15 сентября начала антисубсидиарное расследование в отношении импорта легковых автомобилей из России, сообщила вчера правительственная газета «Урядовый курьер». Его инициировала ассоциация автопроизводителей «Укравтопром», в которую, в частности, входят Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) и черкасская «Богдан Моторс». В жалобе утверждается, что российские производители автомобилей пользуются льготами, которые предоставляет государство в рамках госпрограммы по развитию промышленности.

В рамках ее подпрограммы по автопрому российские заводы получают субсидии для компенсации части затрат на НИОКР, выпуска автомобилей классов «Евро-4» и «Евро-5», использования энергоресурсов и содержания рабочих мест. Де-факто субсидии компенсируют затраты компаний по утилизационному сбору – в этом году они совокупно должны получить 84,3 млрд руб. В сообщении о расследовании также упоминаются программы экспортной поддержки – страхование предпринимательских и политических рисков, гарантийная господдержка.

Украинские автопроизводители отмечают, что ввоз российских автомобилей мог нанести ущерб внутреннему рынку, поскольку импорт по отношению к объему произведенных в стране машин увеличился. При этом стоимость импортируемых из России машин «препятствует потенциальному росту цен» на украинские автомобили. Решение о возможных защитных мерах будет принято по итогам анализа, который продлится два месяца.
На Украине уже действуют защитные пошлины против импорта иномарок. Они были введены весной 2013 года после расследования, которое инициировали ЗАЗ, «Богдан Моторс» и «Еврокар». Тогда МКМТ пришла к выводу, что на фоне роста импорта в 2008–2010 годах внутреннее производство на Украине снизилось на 78,9%, а объемы продаж на внутреннем рынке – на 86,3%. Пошлины были добавлены к основной ставке в 10% и составляют 6,46% на импорт легковых автомобилей с объемом двигателя 1–1,5 тыс. куб. см и 12,95% для автомобилей с двигателями 1,5–2,2 куб. см.

Впрочем, по словам Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», украинский автопром все равно «в простое» из-за экономической и политической нестабильности. По данным «Укравтопрома», в августе было выпущено только 189 легковых автомобилей (снижение к августу 2013 года в 28 раз). В прошлом месяце ЗАЗ практически остановил производство, перестали выпускать машины Кременчугский автосборочный завод и корпорация «Богдан».

Весь украинский рынок легковых машин в августе оценивался в 6,4 тыс. машин, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 71%. Доля российских автозаводов на украинском рынке тоже ничтожно мала. В АвтоВАЗе сообщили “Ъ”, что за полгода на Украине было зарегистрировано 1,5 тыс. машин Lada, в целом за этот период завод реализовал 192,8 тыс. машин. В августе, по данным «Укравтопрома», АвтоВАЗ сократил свои продажи на Украине на 69,9%, до 194 машин.

Руководитель портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив считает антисубсидиарное расследование «надуманным» и сравнивает его с запретом в России конфет Roshen, который ввели во время обострения отношений между странами. Господин Дацкив полагает, что расследование можно рассматривать «как своего рода потенциальные санкции против России» в автопроме. Москва тоже рассматривает возможность повышения пошлин на украинские автомобили наряду с другими товарами: в конце июля правительство разработало соответствующий законопроект, но в силу он пока не вступил.

«Коммерсант»