АВТОСТАТ | LCV: плавное торможение

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

30.04.14Прочитали 127 раз

LCV: плавное торможение

Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) сокращается, однако спрос на них падает не так сильно, как на другие виды коммерческого транспорта. Связано это с повышением роли LCV в логистических цепочках транспортных компаний. При этом ведущую роль на рынке LCV по-прежнему играют российские производители.

Бизнес – это прагматический расчет, а не эмоции. Поэтому рынок коммерческих автомобилей в последнее время особенно сильно страдает от падения продаж: покупка автомобиля для компании – это долгосрочные инвестиции, а не спонтанное приобретение приглянувшейся модели. В условиях экономической неопределенности и ожидания новой волны кризиса бизнес не спешит направлять средства на обновление и расширение автопарка.

Более всего в 2013 году просели продажи такого вида коммерческого транспорта, как среднетоннажные грузовые автомобили (CV; полная масса от 3,5 до 16 тонн) и крупнотоннажные (HCV; масса от 16 тонн). По итогам прошлого года объем этих двух сегментов в совокупности уменьшился на 20%, в начале нынешнего падение продаж продолжается на уровне 15–18%, а по итогам года ожидается падение рынка на 20–30%.

Сегмент легкого коммерческого транспорта (LCV; масса до 3,5 тонны) пострадал от кризиса не столь сильно. По итогам прошлого года продажи снизились на 5,7%, в нынешнем сокращение составляет 6–8%, а по итогам года падение продаж прогнозируется в худшем случае на 10–15% (см. график 1). Это ощутимое снижение, но все же не такое драматическое, как в случае со средними и тяжелыми грузовиками.

Востребованность LCV растет

В последнее время роль LCV в перевозках повышается. В первую очередь это касается крупных городов, где крупнотоннажным грузовикам становится тесно и логистические операторы активнее используют более маневренные LCV. «В Москве, например, действуют достаточно жесткие ограничения на въезд тяжелого транспорта в город, – объясняет Андрей Попов, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic. – Поэтому в доставке возрастает роль легких коммерческих автомобилей».

Другой важный фактор, повышающий роль LCV в логистике, – динамичное развитие новых форм транспортных услуг по перевозке товаров мелкими партиями, в первую очередь по запросам онлайн-торговли. «Доля электронной коммерции в товарообороте транспортных компаний активно растет, – говорит Галина Гельфанд, директор по стратегическому развитию логистической компании LogLab. – Это означает, что растет спрос на междугородние и внутригородские перевозки товаров малыми партиями, которые удобнее осуществлять именно легким коммерческим транспортом».

«Роль LCV возрастает прежде всего в сегменте электронной коммерции, – соглашается Олег Коробкин, директор по операциям логистической компании DPD в России. – За последние два года объемы доставки товаров из интернет-магазинов значительно выросли, для этого вида перевозок мы привлекаем автомобили малой грузоподъемности – до 500 килограммов, поскольку они обладают высокой маневренностью в условиях сложного трафика мегаполиса. Для них всегда можно найти парковочные места, им не требуются специальные пропуски для проезда в центральную часть города».

Российские производители держат оборону

Другой немаловажный аспект перспектив российского рынка LCV – роль на нем российских производителей. Ведь этот сегмент, по сути, последний оплот российского автопрома – в отличие от других секторов автомобильного рынка основная доля продаж здесь традиционно принадлежит российским компаниям.

Так, по итогам прошлого года два ключевых российских производителя LCV – нижегородский ГАЗ и ульяновский УАЗ – занимали в совокупности более 55% рынка (см. график 2). При этом продажи лидера, группы ГАЗ, по-прежнему идут с большим отрывом: ей принадлежит 41,5% рынка, в то время как ближайшему иностранному конкуренту, компании Ford, – всего 7,6%, Volkswagen – 6,3%.

Правда, динамика развития не в пользу российских компаний: если по итогам прошлого года продажи ГАЗа упали на 5%, УАЗа – почти на 10%, то сбыт иностранных LCV активно растет: те же Ford и Volkswagen смогли увеличить продажи на 10 и 11% соответственно. А некоторые иностранные бренды показали еще более впечатляющий скачок: например, продажи Renault выросли более чем на 20%, продажи Iveco и Mercedes – более чем на 30%. Это объясняется тем, что при более высокой цене иностранные автомобили надежнее и функциональнее. «Транспортный парк нашей компании в России состоит только из автомобилей иностранного производства и представлен марками Volvo, Mercedes и Ford, – говорит Олег Коробкин из DPD. – Несмотря на значительные инвестиции в их покупку, мы выигрываем в общей стоимости владения. В основном мы несем прогнозируемые затраты на регулярное техническое обслуживание, а расходы на внеплановый ремонт оказываются минимальными».

Однако для определенной части потребителей цена автомобиля имеет решающее значение, особенно в случаях, когда бизнес-стратегия компании ориентирована не на долгосрочные вложения, а на быструю окупаемость инвестиций. «Российские производители предлагают широкий спектр моделей LCV по цене в полтора-два раза ниже, чем у иностранных производителей, – подчеркивает Тимур Ратников, директор департамента транспортной логистики компании “Молком”. – В большинстве случаев парком LCV владеет малый и средний бизнес, для которого сроки окупаемости вложений имеют большое, а зачастую решающее значение. Более дорогие импортные транспортные средства необходимо оценивать с точки зрения совокупных затрат на владение исходя из более длительного срока эксплуатации, на протяжении пяти-десяти лет».

Рост не за горами

Смогут ли российские производители LCV удерживать значимую долю рынка? И когда прекратится общее падение продаж этого типа автомобилей? Вот вопросы, которые сейчас волнуют производителей и продавцов легкого коммерческого транспорта.

Недавно ряд игроков этого сегмента рынка заявили, что российские продажи LCV по итогам года могут упасть на 20%. «Так скажется на продажах LCV общая неуверенность в завтрашнем дне, обусловленная нестабильностью российской экономики, действиями ЦБ по “зачистке” банковской системы, ослаблением российской валюты и возможным падением цен на нефть», – комментирует ситуацию Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат». Кроме того, нельзя исключать и эскалацию кризиса в связи с событиями на Украине, в результате чего российская экономика может просесть еще сильнее. Соответственно, и последствия для рынка окажутся более жесткими.

Однако большинство игроков рынка коммерческих автомобилей ориентируется на менее пессимистические прогнозы: скорее всего, в текущем году его объем сократится на 10–15%, а постепенное восстановление рынка может начаться уже в 2015 году. «Я думаю, что будет постепенный рост в начале следующего года, а в 2016–2017 годах пойдет восстановление объемов продаж», – прогнозирует Галина Гельфанд из LogLab.

В сложившейся ситуации у российских производителей LCV есть все шансы не только удержать рынок, но и увеличить свою долю на нем. Связано это с процессом девальвации рубля, из-за которой иномарки оказываются в менее выгодном положении. Не стоит забывать и об усилиях по модернизации продукции, которые сейчас предпринимают российские производители LCV, предлагая все более технологичные и одновременно привлекательные по цене автомобили.

В первую очередь речь идет о ГАЗе, который с прошлого года продвигает на рынке свою новую модель «Газель Next». Эта машина имеет ряд принципиальных улучшений в конструкции: независимая подвеска, новый двигатель, электронные системы безопасности, более просторная и комфортная кабина и т. д. В новой газовской модели много импортных комплектующих, при этом по цене она на треть дешевле ключевых зарубежных конкурентов.

Обновленная «Газель» весьма благосклонно принята рынком. Хотя старая модель «Газель 3302» сохраняет лидерство в рейтинге самых популярных LCV, объемы ее продаж серьезно падают (в прошлом году они снизились более чем на 20%, до 38 тыс. единиц), «Газель Next» по итогам прошлого года вырвалась на пятое место по продажам с показателем 8,5 тыс. автомобилей.

«При условии дальнейшего ослабления рубля отечественная продукция останется более привлекательной в ценовом плане, – говорит Азат Тимерханов из “Автостата”. – Особенно это касается Горьковского автозавода, который выпустил на рынок новую модель».

Наконец, существенно, что на рынке LCV активно заявляет о себе и новый отечественный игрок – российский АвтоВАЗ со своей новой моделью Lada Largus, которая с показателем 5,9 тыс. проданных автомобилей занимает сейчас девятое место и имеет большой потенциал роста. Lada Largus создана с участием партнера АвтоВАЗа – альянса Renault–Nissan на его глобальной платформе B0 и весьма привлекательна по цене. «С выходом на рынок Lada Largus появился устойчивый спрос именно на эту модель, поскольку автомобиль в два раза дешевле иностранных аналогов и надежен в условиях интенсивной эксплуатации», – отмечает Олег Коробков из DPD.

Одновременно участники рынка указывают на возможность принятия программ государственной поддержки, которые могли бы помочь российским производителям LCV. «Хотя в последнее время много говорится о способах поддержки отечественного автопрома, в отношении российских LCV такая поддержка была бы особенно важна, – говорит Святослав Шабронов, руководитель группы продаж “Коммерческий мониторинг” компании “Аркан”. – Весомую поддержку здесь могли бы оказать такие меры, как упрощенный или более доступный лизинг, программы кредитования и долгосрочного технического обслуживания, расширения гарантии с участием дотационных государственных средств».   

«Эксперт-Авто»