Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

LCV: плавное торможение

Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) сокращается, однако спрос на них падает не так сильно, как на другие виды коммерческого транспорта. Связано это с повышением роли LCV в логистических цепочках транспортных компаний. При этом ведущую роль на рынке LCV по-прежнему играют российские производители.

Бизнес – это прагматический расчет, а не эмоции. Поэтому рынок коммерческих автомобилей в последнее время особенно сильно страдает от падения продаж: покупка автомобиля для компании – это долгосрочные инвестиции, а не спонтанное приобретение приглянувшейся модели. В условиях экономической неопределенности и ожидания новой волны кризиса бизнес не спешит направлять средства на обновление и расширение автопарка.

Более всего в 2013 году просели продажи такого вида коммерческого транспорта, как среднетоннажные грузовые автомобили (CV; полная масса от 3,5 до 16 тонн) и крупнотоннажные (HCV; масса от 16 тонн). По итогам прошлого года объем этих двух сегментов в совокупности уменьшился на 20%, в начале нынешнего падение продаж продолжается на уровне 15–18%, а по итогам года ожидается падение рынка на 20–30%.

Сегмент легкого коммерческого транспорта (LCV; масса до 3,5 тонны) пострадал от кризиса не столь сильно. По итогам прошлого года продажи снизились на 5,7%, в нынешнем сокращение составляет 6–8%, а по итогам года падение продаж прогнозируется в худшем случае на 10–15% (см. график 1). Это ощутимое снижение, но все же не такое драматическое, как в случае со средними и тяжелыми грузовиками.

Востребованность LCV растет

В последнее время роль LCV в перевозках повышается. В первую очередь это касается крупных городов, где крупнотоннажным грузовикам становится тесно и логистические операторы активнее используют более маневренные LCV. «В Москве, например, действуют достаточно жесткие ограничения на въезд тяжелого транспорта в город, – объясняет Андрей Попов, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic. – Поэтому в доставке возрастает роль легких коммерческих автомобилей».

Другой важный фактор, повышающий роль LCV в логистике, – динамичное развитие новых форм транспортных услуг по перевозке товаров мелкими партиями, в первую очередь по запросам онлайн-торговли. «Доля электронной коммерции в товарообороте транспортных компаний активно растет, – говорит Галина Гельфанд, директор по стратегическому развитию логистической компании LogLab. – Это означает, что растет спрос на междугородние и внутригородские перевозки товаров малыми партиями, которые удобнее осуществлять именно легким коммерческим транспортом».

«Роль LCV возрастает прежде всего в сегменте электронной коммерции, – соглашается Олег Коробкин, директор по операциям логистической компании DPD в России. – За последние два года объемы доставки товаров из интернет-магазинов значительно выросли, для этого вида перевозок мы привлекаем автомобили малой грузоподъемности – до 500 килограммов, поскольку они обладают высокой маневренностью в условиях сложного трафика мегаполиса. Для них всегда можно найти парковочные места, им не требуются специальные пропуски для проезда в центральную часть города».

Российские производители держат оборону

Другой немаловажный аспект перспектив российского рынка LCV – роль на нем российских производителей. Ведь этот сегмент, по сути, последний оплот российского автопрома – в отличие от других секторов автомобильного рынка основная доля продаж здесь традиционно принадлежит российским компаниям.

Так, по итогам прошлого года два ключевых российских производителя LCV – нижегородский ГАЗ и ульяновский УАЗ – занимали в совокупности более 55% рынка (см. график 2). При этом продажи лидера, группы ГАЗ, по-прежнему идут с большим отрывом: ей принадлежит 41,5% рынка, в то время как ближайшему иностранному конкуренту, компании Ford, – всего 7,6%, Volkswagen – 6,3%.

Правда, динамика развития не в пользу российских компаний: если по итогам прошлого года продажи ГАЗа упали на 5%, УАЗа – почти на 10%, то сбыт иностранных LCV активно растет: те же Ford и Volkswagen смогли увеличить продажи на 10 и 11% соответственно. А некоторые иностранные бренды показали еще более впечатляющий скачок: например, продажи Renault выросли более чем на 20%, продажи Iveco и Mercedes – более чем на 30%. Это объясняется тем, что при более высокой цене иностранные автомобили надежнее и функциональнее. «Транспортный парк нашей компании в России состоит только из автомобилей иностранного производства и представлен марками Volvo, Mercedes и Ford, – говорит Олег Коробкин из DPD. – Несмотря на значительные инвестиции в их покупку, мы выигрываем в общей стоимости владения. В основном мы несем прогнозируемые затраты на регулярное техническое обслуживание, а расходы на внеплановый ремонт оказываются минимальными».

Однако для определенной части потребителей цена автомобиля имеет решающее значение, особенно в случаях, когда бизнес-стратегия компании ориентирована не на долгосрочные вложения, а на быструю окупаемость инвестиций. «Российские производители предлагают широкий спектр моделей LCV по цене в полтора-два раза ниже, чем у иностранных производителей, – подчеркивает Тимур Ратников, директор департамента транспортной логистики компании “Молком”. – В большинстве случаев парком LCV владеет малый и средний бизнес, для которого сроки окупаемости вложений имеют большое, а зачастую решающее значение. Более дорогие импортные транспортные средства необходимо оценивать с точки зрения совокупных затрат на владение исходя из более длительного срока эксплуатации, на протяжении пяти-десяти лет».

Рост не за горами

Смогут ли российские производители LCV удерживать значимую долю рынка? И когда прекратится общее падение продаж этого типа автомобилей? Вот вопросы, которые сейчас волнуют производителей и продавцов легкого коммерческого транспорта.

Недавно ряд игроков этого сегмента рынка заявили, что российские продажи LCV по итогам года могут упасть на 20%. «Так скажется на продажах LCV общая неуверенность в завтрашнем дне, обусловленная нестабильностью российской экономики, действиями ЦБ по “зачистке” банковской системы, ослаблением российской валюты и возможным падением цен на нефть», – комментирует ситуацию Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат». Кроме того, нельзя исключать и эскалацию кризиса в связи с событиями на Украине, в результате чего российская экономика может просесть еще сильнее. Соответственно, и последствия для рынка окажутся более жесткими.

Однако большинство игроков рынка коммерческих автомобилей ориентируется на менее пессимистические прогнозы: скорее всего, в текущем году его объем сократится на 10–15%, а постепенное восстановление рынка может начаться уже в 2015 году. «Я думаю, что будет постепенный рост в начале следующего года, а в 2016–2017 годах пойдет восстановление объемов продаж», – прогнозирует Галина Гельфанд из LogLab.

В сложившейся ситуации у российских производителей LCV есть все шансы не только удержать рынок, но и увеличить свою долю на нем. Связано это с процессом девальвации рубля, из-за которой иномарки оказываются в менее выгодном положении. Не стоит забывать и об усилиях по модернизации продукции, которые сейчас предпринимают российские производители LCV, предлагая все более технологичные и одновременно привлекательные по цене автомобили.

В первую очередь речь идет о ГАЗе, который с прошлого года продвигает на рынке свою новую модель «Газель Next». Эта машина имеет ряд принципиальных улучшений в конструкции: независимая подвеска, новый двигатель, электронные системы безопасности, более просторная и комфортная кабина и т. д. В новой газовской модели много импортных комплектующих, при этом по цене она на треть дешевле ключевых зарубежных конкурентов.

Обновленная «Газель» весьма благосклонно принята рынком. Хотя старая модель «Газель 3302» сохраняет лидерство в рейтинге самых популярных LCV, объемы ее продаж серьезно падают (в прошлом году они снизились более чем на 20%, до 38 тыс. единиц), «Газель Next» по итогам прошлого года вырвалась на пятое место по продажам с показателем 8,5 тыс. автомобилей.

«При условии дальнейшего ослабления рубля отечественная продукция останется более привлекательной в ценовом плане, – говорит Азат Тимерханов из “Автостата”. – Особенно это касается Горьковского автозавода, который выпустил на рынок новую модель».

Наконец, существенно, что на рынке LCV активно заявляет о себе и новый отечественный игрок – российский АвтоВАЗ со своей новой моделью Lada Largus, которая с показателем 5,9 тыс. проданных автомобилей занимает сейчас девятое место и имеет большой потенциал роста. Lada Largus создана с участием партнера АвтоВАЗа – альянса Renault–Nissan на его глобальной платформе B0 и весьма привлекательна по цене. «С выходом на рынок Lada Largus появился устойчивый спрос именно на эту модель, поскольку автомобиль в два раза дешевле иностранных аналогов и надежен в условиях интенсивной эксплуатации», – отмечает Олег Коробков из DPD.

Одновременно участники рынка указывают на возможность принятия программ государственной поддержки, которые могли бы помочь российским производителям LCV. «Хотя в последнее время много говорится о способах поддержки отечественного автопрома, в отношении российских LCV такая поддержка была бы особенно важна, – говорит Святослав Шабронов, руководитель группы продаж “Коммерческий мониторинг” компании “Аркан”. – Весомую поддержку здесь могли бы оказать такие меры, как упрощенный или более доступный лизинг, программы кредитования и долгосрочного технического обслуживания, расширения гарантии с участием дотационных государственных средств».   

«Эксперт-Авто»

30.04.14 «Эксперт-Авто»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • вчера, 08:57 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее