АВТОСТАТ | «АвтоВАЗ» пакует чемоданы

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

03.02.14Прочитали 166 раз

«АвтоВАЗ» пакует чемоданы

Сокращенных сотрудников «АвтоВАЗа» могут трудоустроить на предприятиях Дальнего Востока. Соответствующее предложение уже поступило губернатору Самарской области и руководству тольяттинского автогиганта от Минвостокразвития. В официальном профсоюзе «АвтоВАЗа» уверяют, что в Тольятти имеется достаточно свободных вакансий, в том числе и на самом предприятии. В независимом профсоюзе автогиганта уверены, что в городе сейчас работать негде.

В ответ на планы массовых увольнений на «АвтоВАЗе», которые недавно озвучило новое руководство предприятия, Министерство по развитию Дальнего Востока предложило трудоустроить попадающих под сокращение сотрудников на востоке страны. Ведомство уже направило губернатору Самарской области и президенту автогиганта Бу Андерсону соответствующее предложение. Важным условием успеха в переезде тольяттинцев, согласно заявлению министерства, станет решение возникающих социальных и бытовых сложностей. В настоящее время в Приморском крае ведется анализ мер поддержки для переезжающих специалистов.

Как ранее «Газете.Ru» сообщили в пресс-центре предприятия, в 2014 году в общей сложности будут уволены 7,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. – это сотрудники группы РСиС (руководители, служащие и специалисты). На заводе оправдывают такой шаг падением продаж автомобилей и желанием сократить издержки.

Детали возможной программы перевода бывших сотрудников «АвтоВАЗа» пока неизвестны. Пресс-службы Минвостокразвития и администрации Самарской области в пятницу были недоступны для комментариев. В Минэкономразвития, где занимаются проблемами трудоустройства жителей моногородов, ответить на вопросы «Газеты.Ru» оперативно не смогли. Остается неясным, и каким образом будет осуществляться трудоустройство увольняемых рабочих – вахтовым методом, на определенный срок, или на постоянной основе, вместе с семьями.

Председатель независимого профсоюза «АвтоВАЗ» Петр Золотарев рассказал «Газете.Ru» о том, что пока не слышал о таком предложении. По его мнению, инициатива будет иметь смысл, если для попавших под сокращение работников на новом месте труда будут созданы приемлемые условия жизни. «Раньше было выгодно ездить работать вахтовым методом, к примеру на нефтяные разработки. Кто-то даже оставался жить на Севере, потому что людям там давали квартиры, – рассказал Золотарев. – Сейчас же в основном предлагают по мелочи, например, общежития или бесплатный проезд, такую же зарплату при полном отсутствии гарантий. Думающие люди не рискнут согласиться ехать в неопределенность, нужна мотивация. Кого-то, может, и привлечет такая романтика, но я не думаю, что переезды будут происходить в массовом порядке».

По мнению эксперта «Газеты.Ru», в настоящее время свободных рабочих мест в Тольятти нет. По его словам, для решения проблемы местные власти планируют разделить существующие в городе предприятия на более мелкие и создать дополнительные рабочие места. «К примеру, на том же «АвтоВАЗе» уже выделили несколько дочерних предприятий, которые стали выходить на рынок со своей продукцией. Но это предложение неудачно, поскольку такие предприятия не смогут предоставлять продукцию и услуги достаточного качества», – считает председатель независимого профсоюза. – «АвтоВАЗ» по-прежнему остается градообразующим предприятием в Тольятти, ведь множество местных поставщиков также зависят от объема производства завода и вместе с ним сокращают объемы выпуска собственной продукции. Получается, у людей нет источников дохода, они живут за счет родственников и выживают буквально на подножном корме».

По словам эксперта, многие обещания властей создать новые рабочие места в Тольятти так и остались невыполненными. «Многое говорится о том, что в Тольятти будет создано дополнительное количество рабочих мест благодаря свободной экономической зоне. На данный момент это огромная территория, огороженная колючей проволокой и с трансформаторной будкой на входе. Есть еще такой проект, как технопарк «Жигулевская долина», который разрабатывался для модернизации экономики Самарской области, создания новых рабочих мест и диверсификации экономики. Пока там построили несколько корпусов, но запускается все очень медленно и обещанных во время предвыборных компаний новых рабочих мест так и не появилось».

Золотарев считает, что власти должны использовать преимущества созданной в Тольятти особой экономической зоны со льготным налогообложением и привлекать инвесторов для строительства новых производств. Тогда необходимость переселять жителей Тольятти отпадет сама собой. «Крупные автомобильные предприятия могли бы наладить здесь производство комплектующих. Квалифицированный персонал в городе есть. Почему бы не построить здесь заводы, как в Калужской или Ленинградской областях? Раньше ходили слухи, что здесь построят шинный завод и завод по производству двигателей. Но ничего этого не делается», – отметил Золотарев.

Сергей Зайцев, председатель профкома «АвтоВАЗа», также пока не слышал об инициативе Минвостокразвития. На прошедшем в четверг в Тольятти совещании при участии сотрудников областного министерства занятости такой информации не звучало. «Чтобы понять, что это за предложение, нужно узнать, какую работу, зарплату и жилье предложат людям. Любая помощь сотрудникам, попавшим под сокращение, это хорошо, – сказал Зайцев «Газете.Ru». – Может, кто-то на этот вариант и согласится».

Как сообщил Зайцев, по информации центра занятости, которая была озвучена в четверг, в Тольятти существует 8,5 тыс. вакансий. «В Тольятти нужно 6,5 тыс. рабочих и около 2 тыс. человек требуются в группе РСиС (руководители, служащие и специалисты), – пояснил Зайцев. – Если говорить по структуре РСиС, то, в частности, нужны бухгалтеры, инженеры, экономисты, секретари и юристы. На «АвтоВАЗе» уже открылся консультационный центр занятости, где сотрудники могут прямо на заводе получить консультацию по увольнению или узнать о новых вариантах трудоустройства».

По словам Зайцева, на «АвтоВАЗе» выпущен ряд приказов для поддержки попадающих под сокращение сотрудников. «Сотрудники, уволившиеся по соглашению сторон, в феврале получат пять месячных окладов, в марте – четыре, в апреле – три. Также у нас есть договоренность с министерством по трудоустройству – люди старшего возраста могут выйти на досрочную пенсию на два года раньше», – отметил Зайцев.

Как рассказал «Газете.Ru» инженер «АвтоВАЗа», пожелавший остаться неизвестным, переезжать на Дальний Восток ради новой работы он не стал бы. «Автомобильный инженер может найти работу и в Тольятти, к примеру в офисе зарубежного поставщика запчастей. Однако для этого необходимо хорошее знание иностранного языка. У нас на заводе рабочий день нормирован, а у большинства поставщиков – нет. Люди работают по 12–14 часов, но и зарплаты там выше, – заметил сотрудник завода. – На Дальний Восток я не поеду – слишком далеко. Если и буду искать работу, то в Санкт-Петербурге».

«Газета.Ru»