АВТОСТАТ | Российский автопром ждет скачка цен

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

03.12.13Прочитали 222 раз

Российский автопром ждет скачка цен

Автомобили российской сборки могут подорожать после 1 января: производителям, возможно, придется компенсировать уплату утилизационного сбора по новым правилам. Кроме того, программа льготного кредитования, представленная властями весной, будет свернута раньше срока. Эксперты считают, что значительного удорожания автомобилей удастся избежать: сбор нужно платить не сразу, а позже государство найдет способ компенсировать его.

Наступление нового года может обернуться разочарованием для покупателей новых автомобилей: машины российской сборки, которых на рынке новых автомобилей большинство, могут заметно подорожать. Говоря о российской сборке, важно помнить, что речь идет не только об отечественных компаниях, но и зарубежных автопроизводителях, которые имеют свои предприятия в России.

Все дело в новых правилах взимания утилизационного сбора – с 1 января 2014 года действующие на территории России автопроизводители обязаны будут платить этот налог наравне с импортерами. Прежде зарубежные компании, имеющие предприятия в России, были освобождены от уплаты утилизационного сбора в обмен на гарантии последующей утилизации их продукции. Изначально эта мера вводилась именно как механизм компенсации бюджету из-за снизившихся со вступлением России в ВТО ввозных пошлин на импортные автомобили.

Тем не менее представители ВТО заявили, что такое положение вещей несправедливо по отношению к импортерам – сбор должны платить все. Официальный спор по этому вопросу в ВТО начался летом 2013 года и продолжается до сих пор, несмотря на согласие российских властей пересмотреть схему взимания утильсбора.

Исходя из официальных ставок утилизационного сбора, новые автомобили из категории бюджетных седанов (Lada Granta, Hyundai Solaris, Renault Logan и.т.д.) будут подлежать уплате утильсбора в объеме 26,8 тыс. руб. за автомобиль (базовая ставка 20 тыс. и коэффициент 1,34 на новый автомобиль с двигателем объемом менее 2 л). В настоящее время в десятку лидеров продаж в России входят автомобили, попадающие в эту категорию и выпускаемые локально.

Коммерческие и грузовые автомобили могут подорожать куда заметнее: для них базовая ставка составляет не 20 тыс., а 150 тыс. руб. При этом практически весь коэффициент колеблется в районе единицы. Например, бортовая «ГАЗель Next» стоит от 724 тыс. руб. – по коэффициенту 0,8 за такую машину нужно будет уплатить 120 тыс. руб. сбора. Для некоторых видов тяжелых грузовиков коэффициент достигает 37 (5,550 млн руб. утилизационного сбора). Впрочем, наиболее распространенные грузовики, грузоподъемностью от 20 до 50 тонн, будут облагаться сбором в размере около 400 тыс. руб. При стартовой цене около 2 млн руб. такой прирост будет весьма значительным.

По данным Министерства финансов, доходы бюджета от распространения утильсбора на автомобили российской сборки составят в 2014–2016 годах 119–137 млрд руб. в год. Текущие ежегодные поступления в бюджет составляет около 54 млрд руб.

Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что власти все же постараются компенсировать затраты автопроизводителей на утилизационный сбор. «Насколько мне известно, в бюджет уже заложена определенная сумма на компенсацию. Будет ли она адекватной, утверждать пока рано, цифры еще не были опубликованы. Примерное соответствие, скорее всего, будет, – считает эксперт. – Сейчас такой рынок, что поднимать цены вверх ни дилеры, ни производители не могут».

Целиков уточнил, что правительственные меры могут дойти до производителей заметно позднее введения сбора, а автомобильные компании не будут обязаны платить налог непосредственно с 1 января.

Эксперт считает, что производители и дилеры могли бы воспользоваться утилизационным сбором как поводом поднять цены, но текущая ситуация на рынке не позволяет поступить таким образом. «Когда есть какой-то повод поднять цены, то обычно он используется, но при этом должна быть благоприятная конъюнктура рынка, сейчас она не наблюдается: идет «затоварка», всем нужно распродать запасы. Если создать искусственный дефицит, поднять цены, а потом выровнять все – такой сценарий возможен, но 1 января вряд ли кто-то станет поднимать ценники», – считает эксперт. Вместе с тем Целиков отметил, что рост цены бюджетного седана на полагающиеся такой машине по утильсбору двадцать с небольшим тысяч рублей – заметный ценовой скачок для аудитории этих автомобилей.

Еще одним важным фактором, который косвенно повлияет на стоимость автомобилей, является свертывание программы льготного кредитования, которая была громко разрекламирована властями весной 2013 года. Мера была направлена на поддержку сокращающегося российского рынка автомобилей. Благодаря им покупатели могли купить автомобиль в кредит под небольшой процент, а после прекращения программы итоговая цена машин для тех, кто покупает их в кредит, заметно увеличится.

В понедельник глава Минпромторга РФ Денис Мантуров официально подтвердил, что она завершится досрочно – 1 января, а не 1 апреля, как планировалось ранее. По его данным, ожидаемый эффект программы – в общей сложности около 248 тыс. машин, что превысит первоначальный прогноз на 15%. «На эти цели будет направлено 7,8 млрд руб. бюджетных средств в период с 2013 по 2016 год», – подчеркнул министр.

«Расходы на эту программу стимулируют продажи около 250–300 тыс. автомобилей в год, это около 9–12% рынка, – рассказал «Газете.Ru» ведущий аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. – Если предположить, что в следующем году ставки кредитования останутся на прежнем уровне, а доход населения значительно не изменится, то рынок может сократиться на 5–6%».

«Газета.Ru»