Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Российский автопром «поделили» по душам

Количество выпущенных автомобилей на одного работника в России в несколько раз меньше, чем в среднем по миру. Во многом это объясняется технологической отсталостью отечественных предприятий, особенно в автокомпонентной отрасли. Однако с приходом в российский автопром зарубежных партнёров, в производстве автомобилей и комплектующих всё больше применяются прогрессивные производственные методики и технологии. Показательно, что отечественный АВТОВАЗ по эффективности производства сегодня не уступает многим современным «иномарочным» предприятиям в нашей стране…

Hyundai эффективней «отвёртки»

Одним из показателей эффективности производства в автомобильной промышленности считается количество выпущенных автомобилей на одного работника. В России абсолютным лидером по этому показателю является петербургский завод Hyundai, на котором работает 2200 сотрудников. За I полугодие 2013 года с конвейера этого предприятия сошло 113,6 тысячи автомобилей Hyundai Solaris и Kia Rio, что составляет порядка 52 машин на одного работника. Стоит отметить, что данный результат превосходит даже показатели автозаводов, занимающихся крупноузловой сборкой автомобилей, хотя технологический процесс завода «Хендэ Мотор  Мануфактуринг Рус» включает штамповку крупных кузовных панелей, сварку, окраску кузова и сборку готового автомобиля. По словам аналитика «Альпари» Владислава Антонова, на петербургском заводе Hyundai задействовано более 180 роботов последнего поколения, а за счёт высокого спроса на Hyundai Solaris и Kia Rio компания не испытывает финансовых проблем в России и постоянно модернизирует оборудование и автоматизирует производственные процессы.

«С самого начала работы предприятия в январе 2011 года мы внимательно подходили к вопросам эффективности организации производства. Для этого мы установили современное промышленное оборудование, обеспечивающее высокий уровень автоматизации производства, внимательно подошли к вопросу оптимизации технологий и производственного процесса, наладили своевременную поставку необходимых автокомпонентов от поставщиков и организовали обучение для наших сотрудников, – рассказали в пресс-службе «ХММР». – Однако не менее важным является и устойчивый высокий спрос на нашу продукцию (автомобили Hyundai Solaris и Kia Rio), который позволяет нам выпускать автомобили в полном объёме от производственной мощности предприятия (около 200 тысяч автомобилей в год)».  

«Автотор» и «Соллерс – Дальний Восток» остались единственными предприятиями в России, которые ещё выпускают автомобили методом т.н. «отвёрточной» сборки. Поэтому неудивительно, что объёмы производства «на душу» персонала здесь выше, чем у большинства российских автозаводов. Так, 3500 работников «Автотора» за шесть месяцев 2013 года собрали 114,6 тысячи иномарок, то есть порядка 33 машин на каждого. Дальневосточный завод за тот же период выпустил 29,5 тысяч автомобилей, что из расчёта на 1-тысячный персонал составляет 29 машин на одного работника.

«Высокая производительность труда – результат внедрения весьма специфических внутрипроизводственных логистических решений и подходов, а также грамотного планирования потоков материалов, – говорят в пресс-службе «Соллерс – Дальний Восток». – Мы взяли лучшее из таких широко известных систем организации потоков материалов, как Just-in-time и Kanban и творчески применили к условиям производства во Владивостоке. При этом надо честно признать, что одного развёртывания продвинутых систем управления потоками материалов и синхронизации производства, конечно, недостаточно без вовлечения персонала в политику ежедневных улучшений, известных под термином KAIZEN. При переходе на полный цикл производства мы планируем сохранить достигнутые уровни эффективности и производительности, поддерживая инициативы сотрудников и методично наращивая их компетентности».

Между тем, автозаводы, работающие по полному производственному циклу, имеют меньшие показатели по количеству выпущенных авто на одного работника. На заводе «GM-Auto» в Санкт-Петербурге по итогам I полугодия 2013 года он составляет порядка 20 машин (выпущено 49,5 тысяч автомобилей, персонал – 2500 сотрудников), на предприятии «Ford Sollers» во Всеволожске – 17,5 машин (47 тысяч авто, 2700 работников). Чуть меньший результат у «GM-АВТОВАЗ» – 1600 его сотрудников выпустили 27,1 тысячи Chevrolet Niva, то есть 17 внедорожников на каждого.

«В отличие от автозаводов, возведённых в советское время, наш завод строился с использованием передовых процессов и современных технологий, что позволило сразу оптимизировать работу предприятия, а также избежать наследия советских времен в виде избыточной занятости, наличия автокомпонентного производства, непрофильных активов и т.д., – отмечают в пресс-службе «GM-АВТОВАЗ». – Как и на всех заводах GM, производственный процесс в компании строится на основе внедрения гибкой системы GM-GMS, которая обеспечивает низкозатратное ресурсосберегающее производство и максимально сокращает издержки любого рода, обеспечивая высокое качество выпускаемой продукции. Естественно, система требует постоянного контроля и обновления, поэтому совместно с коллегами из GMIO мы обмениваемся лучшими практиками, зарекомендовавшими себя на других заводах GM».

На российском заводе Renault на одного работника приходится порядка 16,5 автомобилей по итогам шести месяцев 2013 года (выпущено 98,5 тысяч машин, персонал – 6000 работников), на предприятии Volkswagen Group Rus в Калуге – около 14,5 (85,8 тысячи авто, 6000 сотрудников).

На уровне производителей иномарок имеет показатели отечественный АВТОВАЗ. В сборочно-кузовном производстве, включающем мощности сварки и окраски кузовов и конвейер по сборке автомобилей, работает 15500 человек. За шесть месяцев 2013 года они выпустили 209,4 тысячи автомобилей, включая седаны Nissan Almera, что составляет около 14 машин на одного работника. «Для достижения этого результата и соответствия мировым лидерам по показателям производительности на АВТОВАЗе была проведена оптимизация персонала (2009-2011 гг.), постоянно вводятся новые методики сборки, применяемые на предприятиях Renault и Nissan, продолжается внедрение производственной системы APW (Alliance Production Way)», – комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа.

Позади лидера российского автопрома идут многие производители иномарок: петербургские заводы Toyota (13 автомобилей на одного работника) и Nissan (9,5 машин), калужский «ПСМА Рус» (8,5 авто). Как отмечают в пресс-службе «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», количество выпущенных автомобилей на одного сотрудника зависит от объёма производства компании в целом, который определяется ситуацией на рынке и уровнем потребительского спроса. «Что касается мер по обеспечению высокого уровня эффективности производства на предприятии «ТММР», мы применяем принципы Производственной системы Тойота (Toyota Production System), целью которой является уменьшение различных потерь, достижение равномерной загрузки производства, а также контроль статуса выполнения и времени, затрачиваемого на каждую операцию, т.е. стандартизация каждой отдельной операции и производственного процесса в целом», – рассказывают в пресс-службе «ТММР».

А самые низкие показатели по количеству выпущенных машин на одного работника имеют отечественные Ижевский и Ульяновский автозаводы, что также во многом обусловлено низкими текущими объёмами производства. Так, 4300 работников «ИжАвто» в январе-июне 2013 года изготовили 26,4 тысячи седанов LADA Granta, то есть 6 автомобилей на каждого. С конвейера УАЗа за тот же период сошло 31,9 тысячи внедорожников и коммерческих автомобилей, что в расчёте на 9,5-тысячный персонал предприятия составляет около 3,5 машин на одного сотрудника. Стоит при этом отметить, что Ижевский автозавод в последнее время планомерно повышает эффективность организации производственных и логистических процессов. На участках сборочного цеха предприятия активно внедряются принципы «кайдзен». В основе этой японской производственной философии – получение максимального эффекта при минимальных затратах. Для производственного процесса это означает снижение трудоёмкости и увеличение эффективности использования рабочего времени. Как отмечает гендиректор Ижевского автозавода Алексей Алексеев, эти усовершенствования позволяют предприятию производить больше автомобилей и снижать себестоимость. «Если учесть реализацию планов развития «ИжАвто» при текущей численности, то показатели эффективности производства будут находиться на уровне зарубежных предприятий», – считает аналитик Rye, Man & Gor securities Андрей Третельников. 

«Перенаселённый» автопром

В целом по автомобильной отрасли, Россия отстаёт от общемировых показателей по производству автомобилей на одного работника в несколько раз. По данным Международной организации автопроизводителей (OICA), в мировом автопроме трудится около 6,8 млн. человек, которые в I полугодии 2013 года выпустили 43 млн. 654 тысяч автомобилей всех типов, то есть 6,5 машин на каждого. В автомобильной промышленности России, с учётом автокомпонентной отрасли, занято 755 тысяч работников, а объём производства за тот же период составил 1 млн. 044 тысячи транспортных средств. Таким образом, на каждого работника российского автопрома приходится 1,5 автомобиля. Для сравнения, в Японии этот показатель составляет 6,5 машин (выпущено 4 млн. 675 тысяч авто на 725 тысяч работников), в США – 6 автомобилей (5 млн. 665 тысяч авто на 954 тысячи работников), в Германии – около 4 машин (2 млн. 867 тысяч авто на 773 тысячи работников).

«Понятно, что наши предприятия, создававшиеся несколько десятилетий назад, менее автоматизированы, чем мощности иностранных автопроизводителей, однако ситуация постепенно меняется и наши автозаводы всё больше автоматизируются, уровень технической оснащённости их повышается, то есть растёт один из факторов обеспечивающих эффективность производства», – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

В компании «Хендэ Мотор  Мануфактуринг Рус», чей завод, напомним, является самым продуктивным в России, позитивно оценивают перемены в отечественной автомобильной промышленности. «Российский автопром меняется на глазах, в последние годы появилось несколько современных предприятий с иностранными инвестициями, которые внедрили новые международные подходы в организации производственного процесса. Кроме того, перемены происходят и на российских предприятиях, которые имеют долгую историю, – говорят в пресс-службе «ХММР». – Мы уверенны, что в будущем показатели эффективности российских предприятий будут расти вместе с развитием автозаводов: наращиванием производственной мощности, оптимизацией производственных процессов и работы с поставщиками, увеличением уровня автоматизации производства».

Российские автозаводы проводят все мероприятия по повышению производительности труда, но их финансовые ресурсы ограниченны, поэтому из-за нехватки свободных денежных средств внедрение новых технологий и обновление оборудования растягивается на годы, отмечает Владислав Антонов из «Альпари». «В автокомпонентной индустрии России низкая производительность связана, в том числе с использованием устаревших технологий и серьёзным недоинвестированием как в обновление основных средств, так и в развитие персонала, – добавляют в пресс-службе «GM-АВТОВАЗ». – К тому же многие предприятия обременены серьёзной долговой нагрузкой, и все денежные потоки идут на выплату процентов и поддержание на плаву старых технологий. В этом же ряду – слабое ориентирование на запросы потребителей и опредёленная инертность мышления».

По словам Владислава Антонова из «Альпари», суть проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции. «Чтобы увеличивать объём производства, нужны востребованные автомобили. Будут продажи – можно вводить новые трудосберегающие и энергосберегающие технологии. Это отразится на снижении издержек и себестоимости продукции», – рассуждает эксперт.

В России повышение эффективности производства в среднем позволяет снизить себестоимость на 10-15%, считает Андрей Третельников из Rye, Man & Gor securities. Однако в целом, по его словам, это вряд ли может повлиять на конечную цену автомобиля, так как для повышения эффективности нужны инвестиции в модернизацию оборудования и персонал, а также в разработку будущих моделей автомобилей. «Естественно, повышение эффективности производства влияет на общую себестоимость продукции, однако на себестоимость влияют и другие факторы (к примеру, закупочные цены поставщиков), которые не всегда позволяют увидеть эффект в виде повышения рентабельности», – добавляют в пресс-центре АВТОВАЗа.

А вот в пресс-службе «GM-АВТОВАЗ» заявляют, что компании в последние годы удавалось удерживать цены на Chevrolet Niva на текущем уровне (среднее удорожание чуть более 1% в год против инфляции 6-8%) в первую очередь за счёт эффективности и постоянного улучшения технологических процессов и активной работы, как с собственным персоналом, так и с ключевыми поставщиками СП.

Впрочем, повышение эффективности производства снижает себестоимость автомобилей, однако их конечная цена остаётся рыночной, т.е. соответствующей их ценовому сегменту, говорит аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов. «Мы считаем, что высокая эффективность производства означает выпуск продукции высокого уровня качества при полной загрузке производственной мощности предприятия, что требует значительных инвестиций. Однако конечную цену на автомобили устанавливает дистрибьютор, и эта цена должна быть конкурентной исходя из ситуации на рынке», – соглашаются в пресс-службе «ХММР».

«АИМ-Пресс»

30.10.13 Александр Чупров
 

Новости на эту тему

  • 30 ноября 2016 LADA 4x4 будет выпускаться на главном конвейере АВТОВАЗа

    Выпуск внедорожника LADA 4x4, который с апреля 1977 года осуществляется в отдельном производственном корпусе, будет перенесен на главный конвейер АВТОВАЗа.

    подробнее
  • 29 ноября 2016 Mazda начала производство нового кроссовера CX-5

    Компания Mazda начала производство нового кроссовера CX-5 на своем заводе в Хиросиме. Модель поступит в продажу в Японии в феврале 2017 года и затем – на остальные мировые рынки, в том числе и в России.

    подробнее
  • 28 ноября 2016 В Москве пройдет конференция Connected Car Summit

    В Москве 20 декабря 2016 года пройдет конференция Connected Car Summit. На мероприятии, в частности, выступят президент НП «Глонасс» Александр Гурко и замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. В фокусе их докладов – развитие беспилотных технологий в автопроме и инновационные бизнес-модели в этой сфере. 

    подробнее

Статьи на эту тему