Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Почему так дорого?

В России стоимость владения автомобилем выше, чем в развитых странах. Это существенно тормозит развитие российского автомобильного рынка.

Недавно иностранные исследовательские агентства подтвердили то, что российские автовладельцы подозревали давно: иметь автомобиль в России – удовольствие гораздо более дорогое, чем во многих развитых странах. В частности, этот факт констатировала исследовательская компания Economist Intelligence Unit (EIU) – подразделение известного британского журнала The Economist, которая опубликовала рейтинг самых дорогих городов мира по стоимости владения автомобилем.

Москва заняла в нем восьмое место. Согласно исследованию, покупать и содержать автомобиль в российской столице дороже, чем в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке и даже Цюрихе. Ну а обгоняют Москву по этому показателю Шанхай, Сан-Паулу, Дели.

Исследователи EIU взяли за основу среднюю цену покупки нового семейного автомобиля (с мотором объемом от 1,8 до 2,5 л), а также его эксплуатации и обслуживания, включая налоги, страховку, сервис и затраты на топливо (при среднем годовом пробеге 16,1 тыс. км и среднем расходе топлива в смешанном цикле 12,4 л/100 км).

Получилось, что приобретение нового семейного автомобиля в Москве в среднем стоит порядка 34 тыс. долларов, в то время как, например, в Лондоне – примерно 30 тыс. долларов. А содержание машины в Москве за три года, по расчетам британских экономистов, обойдется в среднем в 17 тыс. долларов, в то время как, скажем, в Нью-Йорке – около 11 тыс. долларов.

Одновременно британские исследователи постарались проследить динамику изменения стоимости автомобилей в крупных городах мира. Для Москвы она выглядит обнадеживающе: за последние три года этот показатель снизился на 18% (в Лондоне только на 1,5%, а, например, в Париже или в Токио вырос соответственно на 13 и 3%).

О том, что в России удовольствие ездить на автомобиле обходится существенно дороже, чем в других странах, говорят и другие аналитики. В России содержание автомобиля примерно на 40% выше, чем в США, – такое заявление не так давно сделали представители консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Для иллюстрации этих выводов они привели цену на покупку и обслуживание в разных странах ходового автомобиля Volkswagen Golf в популярной комплектации (бензиновый двигатель и автоматическая коробка передач). Согласно данным PwC, цена такого нового автомобиля в США составляет в пересчете на рубли 716 тыс. рублей, в России – 744 тыс. рублей.

То же и со стоимостью владения автомобилем: если принять во внимание расходы на налоги, выплаты по кредиту, страховке, цену на топливо, то содержание такой машины в год в России будет стоить 304 тыс. рублей, а в США – 223 тыс. рублей.

Разрыв будет гораздо больше, если принять во внимание уровень доходов населения. «Если сравнивать затраты на содержание автомобиля с доходами населения, то получится, что в России человеку со средним доходом автомобиль обходится чуть ли не в разы дороже, чем в США», – отметил на пресс-конференции старший менеджер автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко.

Вдвое дешевле

О дороговизне покупки и содержания автомобиля в России говорят и другие данные – достаточно посмотреть в интернете предложения американских продавцов. Например, популярный кроссовер Suzuki Grand Vitara на сайтах официальных американских дилеров сейчас предлагается менее чем за 20 тыс. долларов, то есть в полтора раза дешевле, чем у нас (в России такая машина стоит от 1 млн рублей – это более 30 тыс. долларов). Более существенная разница в классе премиальных автомобилей: новенький кроссовер BMW Х5 в американских салонах сейчас можно найти за 47,5 тыс. долларов (трехлитровая модификация xDrive35i), в то время как в России за такую же машину нужно выложить не менее 2,9 млн рублей, или 92 тыс. долларов, то есть почти вдвое дороже.

В европейских странах машины тоже дешевле, особенно премиального класса. Хотя разница в цене здесь уже не такая большая, как с Америкой. Например, в Германии BMW 7-й серии в топовой удлиненной версии (760Li) предлагается за 138,8 тыс. евро (5,6 млн рублей), в России же она на миллион рублей дороже – 6,6 млн рублей. Во Франции Audi A8 (290-сильная модификация 3.0 TFSI quattro) предлагается за 86,5 тыс. евро (3,5 млн рублей), а в России ее цена – 3,9 млн рублей. В Великобритании, если взять, к примеру, Mercedes-Benz Е-класса, то модификация E200 здесь предлагается за 33,9 тыс. фунтов (1,6 млн рублей), в России приблизительно такая же машина продается за 1,85 млн рублей.

А вот если говорить о бюджетных машинах, то в Европе цены в некоторых случаях окажутся даже выше, чем у нас. Например, во Франции модель Peugeot 308 в топовой комплектации Allure (с мотором 1,6 л, 120 л. с., с механической коробкой) предлагается за 23,75 тыс. евро (961 тыс. рублей). В России же машина в такой же комплектации сейчас продается на 20% дешевле – за 790 тыс. рублей. На официальном сайте Ford в Германии базовый вариант модели Ford Focus (комплектация Ambiente с мотором 1,6 л, 85 л. с.) предлагается за 16,4 тыс. евро (664 тыс. рублей), в то время как в России эта же машина, правда с учетом скидки, продается за 522 тыс. рублей.

Но если начальные цены в Европе могут быть и выше, то многие составляющие расходов на содержание там дешевле. В первую очередь это, конечно же, ставки по кредитам. Российская ставка 14–15% годовых не идет ни в какое сравнение с европейскими 4–5% и уж тем более с американскими 2–3%.

Не в пользу России и расценки на страховку. По данным наших корреспондентов, страховка типа каско для автовладельца со стажем в Германии обойдется в 600 евро в год. В России – в полтора-два раза дороже. Что касается обслуживания автомобиля, то среднее ТО у официального дилера в Германии для машины среднего класса стоит 500–700 евро, то есть, пожалуй, даже дороже, чем в российских официальных сервисах. Однако в небольших ремонтных мастерских (не у официальных дилеров) базовое обслуживание машины в Германии можно произвести за 30–50 евро. Одновременно в Германии очень демократичные цены на парковку – если речь идет не об уличной парковке (где цены могут достигать более 20 евро в сутки), а о возможности ставить машину около своего дома. Так вот наряду с арендной платой за квартиру счет за парковочное место в жилых комплексах среднего уровня в Германии может составлять всего 1 евро в день, то есть 30 евро в месяц. Это существенно дешевле платных парковок в жилых кварталах в Москве, где месячная плата редко опускается ниже 3 тыс. рублей.

Дешевле автомобильная страховка и в Великобритании. По данным корреспондента «Эксперта», средняя страховка автомобиля среднего класса в Лондоне составляет порядка 500 фунтов (23 тыс. рублей, в полтора-два раза дешевле, чем в России). Существенно доступнее и парковки: в лондонских районах среднего уровня (например, в Ламбете) платная парковка для жителей стоит 10–30 фунтов в месяц (470–1400 рублей), это как минимум вдвое меньше, чем в Москве. Правда, не стоит забывать, что вот уже десять лет въезд в центр Лондона по будням (с 8.00 до 18.00) платный – 10 фунтов (470 рублей) в день.

А вот в странах с развивающимися экономиками все эти показатели соизмеримы с российскими (хотя данные EIU свидетельствуют, что, например, в Китае стоимость владения автомобилем существенно выше). Согласно предоставленным «Эксперту» данным компании Asia To Go, стоимость бюджетного автомобиля в Китае (Hyundai Elantra/Sonata) составляет 90–100 тыс. юаней, то есть 400–500 тыс. рублей, как и в России. А вот премиальные марки значительно дороже, как минимум в полтора раза: средняя модель Audi или BMW будет стоить порядка 600 тыс. юаней, или 3 млн рублей.

Страховка же в Китае дешевле: аналог полного каско стоит 3,5 тыс. юаней в год (17,5 тыс. рублей) – в России в полтора-два раза дороже. Минимальная же обязательная страховка (аналог нашего ОСАГО) стоит 400 юаней в год (2 тыс. рублей), опять-таки в полтора-два раза дешевле, чем в России. Дешевле в Китае и сервисные работы. В сервисах официальных дилеров базовое ТО обойдется в 700–800 юаней (3,5–4 тыс. рублей, то есть дешевле, чем у нас), а, скажем, ремонт небольшой царапины – примерно в 500 юаней (2,5 тыс. рублей). В независимых же сервисах ТО может стоить и вовсе 150 юаней (700 рублей).

Правда, парковка в Китае стоит дорого. Согласно данным Asia To Go, подземная парковка в жилых кварталах Пекина может стоить от 3 тыс. (в районах среднего уровня) до 5 тыс. юаней (в более дорогих районах), то есть 15–25 тыс. рублей в месяц.

Не стоит забывать и о том, что жители крупных китайских городов сейчас не могут просто прийти в салон и купить личный автомобиль. Для этого нужно иметь право на его регистрацию. Например, в Пекине и в Шанхае введена система розыгрыша автомобильных регистрационных номеров в ежемесячной лотерее. Она проводится онлайн, и для того, чтобы участвовать в лотерее, нужно заплатить залог – около 2 тыс. юаней (10 тыс. рублей). Так что желающий купить автомобиль может ждать получения права на его регистрацию в течение года и больше – как повезет. Впрочем, регистрация продается и на черном рынке, стоит она почти столько же, сколько новый автомобиль – 70 тыс. юаней (350 тыс. рублей).

Надо принимать меры

Почему же в России ездить на личном автомобиле так дорого? Если говорить о США, то столь разительную разницу в ценах на новые машины производители объясняют спецификой американского рынка: общие объемы продажи автомобилей в Северной Америке почти в пять раз больше, чем в России, так что продавцы могут делать прибыль на обороте. Да и налоговое бремя на автомобильный бизнес в США легче: в некоторых штатах вообще отсутствует налог на продажи или он составляет 5–8%, в то время как НДС в России – 18%.

Не стоит забывать и о высоких таможенных пошлинах в РФ на импортируемые машины. Как известно, сейчас за них нужно платить в казну 25–30% первоначальной цены автомобиля. Кроме того, велики расходы на логистику. «Чудес не бывает. Это бизнес: произведенный за рубежом автомобиль нужно доставить с завода, оплатить таможенную пошлину, поэтому он по определению получается дороже», – говорит Андрей Панков, главный исполнительный директор компании «Рольф Импорт».

Ну а если говорить об иностранных автомобилях, выпускаемых в России, то завышенную цену производители оправдывают необходимостью окупать вложенные в российские заводы инвестиции.

Что же касается расценок на обслуживание, то здесь и производители, и дилеры могли бы умерить свои аппетиты. Начать с того, что автопроизводители часто устанавливают в России не всегда справедливые сроки межсервисных пробегов. В то время как в Европе нередки случаи, когда автомобиль может приезжать на сервис после 20 и даже 25 тыс. километров пробега, автопроизводители в России назначают обязательный визит в сервисный центр после каждых 10–15 тыс. километров.

Они объясняют это «тяжелыми российскими условиями», однако, даже учитывая плохие дороги и не всегда качественный бензин, межсервисный пробег не может отличаться в разы, так что налицо лоббирование интересов дилеров в ущерб интересам клиентов.

Весьма завышены в России и цены на запчасти. «Запчасти в России в среднем стоят на 20–30 процентов дороже, чем в других странах. Да, можно найти примеры, когда некоторые детали в России даже дешевле, чем в Европе, но это будет скорее исключение, – говорит Михаил Кулябин, руководитель компании EMEX, крупного российского независимого поставщика автомобильных деталей. – По нашим данным, даже элементарные лампочки, которые в США стоят 10 долларов, у официальных дилеров продаются за 40 долларов. Или вот вопиющий пример: топливный насос высокого давления для дизельной Toyota Land Cruiser в России официально продается за 200 тысяч рублей, или за 6,5 тысячи долларов. В Арабских Эмиратах эта же запчасть стоит меньше 2 тысяч долларов».

По мнению Михаила Кулябина, такое завышение цен на запчасти связано с тем, что в России плохо работает антимонопольное законодательство. На Западе с производителями жестко обходятся, если они препятствуют, например, продажам запчастей от независимых производителей. У нас же автопроизводителей и дилеров никто не ограничивает в процессе получения сверхприбыли на запчастях.

Есть потенциал снижения цены и на автомобильные страховки, не говоря уже о ставках на кредиты, которые немыслимы в развитых странах. Свой вклад в снижение стоимости владения автомобилем в России должно внести и государство. «В последнее время государство увеличивает налоги, штрафы, расценки на парковку и прочие финансовые нагрузки на российских автовладельцев, а властям, наоборот, необходимо разрабатывать меры по снижению стоимости владения автомобилем, – убежден Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC. – Ведь это общий интерес всех участников рынка и государства, поскольку ведет к росту продаж автомобилей и связанных с ними товаров и услуг, к обновлению автопарка и распространению более безопасного и экологичного транспорта». По словам Рута, у российских властей достаточно инструментов для этого. Помимо налогов, штрафов и расценок на парковки это, например, может быть снижение акцизов на топливо, возможность субсидирования ставок по кредитам, стимулы утилизировать старые автомобили.

Подобные меры в последние месяцы становятся все более актуальными, особенно в связи с признаками замедления продаж автомобилей в России. Напомним, этой весной рынок продемонстрировал тревожные показатели: по итогам апреля упал на 8%. И, согласно последним прогнозам, по итогам текущего года может упасть на 10%.

«Эксперт-Авто»

18.06.13 «Эксперт-Авто»
 

Новости на эту тему

  • 8 декабря 2016 Hyundai Creta в ноябре сохранил лидерство в сегменте SUV

    Новый компактный кроссовер Hyundai Creta в ноябре остался бестселлером в сегменте SUV на российском рынке, сохраняя лидерство четвертый месяц подряд. В прошлом месяце реализация этой модели составила 4814 автомобилей.

    подробнее
  • 8 декабря 2016 LADA Granta в ноябре стала самой продаваемой моделью в России

    LADA Granta по итогам ноября вновь стала самой продаваемой моделью в России. Бюджетник АВТОВАЗа смог подняться на первую строчку рейтинга российских бестселлеров впервые с мая текущего года и всего четвертый раз в этом году. По итогам одиннадцати месяцев Granta по-прежнему остается на третьем месте, уступая Hyundai Solaris и KIA Rio, констатируют аналитики агентства «АВТОСТАТ».

    подробнее
  • 8 декабря 2016 Новые меры по поддержке авторынка могут быть запущены со II квартала 2017 года

    Программы господдержки автомобильного рынка России будут продолжены с января 2017 года. Об этом сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, отметив, что новые меры могут быть запущены по итогам первого квартала.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • вчера, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее