Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 5 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Лукашенко поменял МАЗ на рынок

Белорусские власти ради проекта по производству китайских автомобилей Geely для российского рынка согласились на российские условия слияния МАЗа и КамАЗа, утверждают источники «Газеты.Ru» в белорусском правительстве. Продавать собранные в Белоруссии Geely начнут уже в этом году, а объединение предприятий по производству грузовиков произойдет в 2013 году.

Строительство завода по сборке китайских автомобилей завершается в Борисове на ОАО «Автогидроусилитель» уже этой осенью. Об этом сообщил министр промышленности Белоруссии Дмитрий Катеринич. «Мы уже получили оборудование, идет его монтаж, - сказал чиновник. - И строительство, и монтаж оборудования будут закончены в сентябре этого года. И с того момента мы начнем выпуск автомобилей из SKD комплектов (для крупноузловой сборки, - «Газета.Ru»)». После этого автомобили отдадут на испытание для получения одобрения типа транспортного средства в России. Этот сертификат даст право Белоруссии на реализацию автомобилей в России. Весь проект по выпуску китайских машин на белорусских заводах изначально создавался в расчете на российский рынок.

В 2011 году в Белоруссии было продано 16275 новых автомобилей. В сравнении с «безрыбным» 2010 годом рост составил 26%. Для сравнения в России в 2011 году было реализовано 2 653 414 автомобилей. Поэтому любое новое автопроизводство внутри Белоруссии может быть ориентировано только на экспорт.

Проект стартовал в октябре 2011 года, когда Министерство промышленности Белоруссии и китайская компания Geely подписали меморандум о сотрудничестве по производству легковых автомобилей. В декабре 2011-го в свободной экономической зоне «Минск» было зарегистрировано совместное предприятие «БелДжи». В состав компании вошли «БелАЗ» (50%), китайский производитель автомобилей Geely (37,5%), а также совместное ЗАО, которое было организовано холдингом «Автокомпоненты» и китайской компанией «Шаньтоу». В марте 2012 года заключен инвестиционный договор, согласно которому общий объем инвестиций составил $244,9 млн.

Однако проект по производству китайских машин в Белоруссии для российского рынка с самого начала вызывал раздражение России, заинтересованной в сборочных производствах прежде всего на своей территории. Посол России в Минске Александр Суриков в начале 2011 года даже грозился, что Россия заблокирует поставки на территорию Таможенного союза машинокомплектов для сборки Geely.

Вскоре у России появился более мощный рычаг давления на автопроизводителей в странах-соседях по СНГ – утилизационный сбор. В постановлении «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», которое подписал Дмитрий Медведев, был особо определен порядок импорта легковых и коммерческих автомобилей с территорий стран-участниц Таможенного союза. В частности, право не платить утилизационный сбор получили производители, зарегистрированные на территории Белоруссии и Казахстана и включенные в перечень организаций, освобожденных от уплаты утилизационного сбора.

Именно поэтому вопрос о включении или не включении белорусского СП «БелДжи» в список льготников решался на самом высшем – политическом уровне. Источники «Газеты.Ru» в белорусском правительстве рассказали, что Александр Лукашенко фактически «обменял» внесение белорусских автомобильных производств в льготный список на ослабление своей позиции по МАЗу в рамках создания холдинга «Росбелавто» (МАЗ + КамАЗ).

Собеседник «Газеты.Ru» в белорусском правительстве заявил, что договоренность была достигнута на недавних переговорах Путина и Лукашенко в Сочи 15 сентября. Официального подтверждения этой информации пока нет. Таким образом, Минск может согласиться на условия, при которых МАЗ внесет в фонд управляющей компании «Росбелавто» 75% своих акций, а КамАЗ – 49,9%.

«У официального Минска с МАЗом не было выхода, по сути. Россия для минских грузовиков – главный рынок. В Европе их не берут, а прочие страны СНГ – мелочь при таких масштабах производства, – подтверждает «Газете.Ru» белорусский бизнес-аналитик Антон Платов. – Если не отдать МАЗ на алтарь евразийской интеграции, то Россия просто «придушит» его за счет утилизационного сбора. Для Белоруссии это означает социальный взрыв и смену власти в стране. А так все довольны: «Ростехнологии» получают пусть не полный, но все же контроль над МАЗом, а белорусское правительство – карт-бланш на выпуск Geely для России».

Первые Geely белорусской сборки уже ездят по Минску, сейчас завершается их сертификация. Проект по сборке китайских машин в Белоруссии будет реализовываться в три этапа. Первый этап – предварительный, на котором будут созданы мощности на борисовском заводе «Автогидроусилитель» по производству 10 тыс. автомобилей в год. Всего на данном этапе будет произведено до 2015 года 28,9 тыс. автомобилей. На втором этапе будут созданы мощности по производству 60 тыс. автомобилей. Для этого уже в январе 2013 года в свободной экономической зоне в деревне Пересады Борисовского района будет начато строительство завода, которое завершится в 2015 году. И третий этап с китайскими инвестициями в размере $66 млн – это вывод мощностей по данному заводу на 120 тыс. автомобилей в год.

Одновременно с этим министр промышленности Белоруссии Дмитрий Катеринич заявил, что создание холдинга «Росбелавто» завершится к марту 2013 года. «В ближайшее время завершится финансовый аудит МАЗа и КамАЗа и разработка соглашения по управлению управляющей компанией холдинга «Белавтомаз». К марту 2013 года, я думаю, будет завершена работа по созданию альянса», – сказал Катеринич на брифинге в Минске. Белорусский министр добавил, что в настоящее время завершена оценка по международным стандартам стоимости активов двух компаний. В августе текущего года белорусская и российская стороны подписали график мероприятий по созданию холдинга «Росбелавто» и стремятся придерживаться оговоренных в нем сроков.

Ранее, еще в июне, глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов заявил, что планирует провести переоценку активов КамАЗа для создания холдинга с МАЗом в сентябре 2012 года. Позже первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что, исходя из уже имеющихся оценок активов, холдинг «Росбелавто» будет создаваться на паритетных условиях. При этом, учитывая разницу в рыночной стоимости активов, МАЗ внесет в фонд управляющей компании 75% своих акций, а КамАЗ – 49,9%.

Позднее президент Белоруссии Александр Лукашенко несколько раз заявлял, что если российскую сторону не устраивает позиция Минска о паритете в уставном фонде и управлении холдингом, то республика готова отказаться от этого проекта. Однако после этих заявлений пресс-служба главы Белоруссии сообщила о том, что между Москвой и Минском достигнута принципиальная договоренность о формировании холдинга «Росбелавто» через слияние на паритетной основе активов ОАО «МАЗ» и ОАО «КамАЗ». 18 июля Дмитрий Медведев во время переговоров с Лукашенко заявил, что «создание «Росбелавто» находится в продвинутой стадии».

Ранее также сообщалось, что британская аудиторская компания Ernst&Young выполнила оценку стоимости активов МАЗа, которая составила около $800 млн. Белорусское правительство тогда посчитало эту оценку заниженной – по его мнению, оценщик не учел производственную и экспортную динамику последних лет, стоимость бренда и ряд других позиций. В июне 2012 года Владимир Семашко заявил, что после повторной оценки стоимость активов МАЗа повысилась до $1,1 млрд. Правда, кто проводил эту оценку, осталось неизвестным.

«Газета.Ru»

26.09.12
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 26 декабря 2016 КамАЗ сокращает экспорт («Коммерсант»)

    Несмотря на планы Минпромторга по росту экспорта автомобилей, в 2017 году КамАЗ планирует реализовать на внешних рынках 6 тыс. машин, что на 200 штук меньше, чем в 2016 году. В этом году прогнозы по экспорту тоже не выполнены. О сложностях на пути развития экспорта заявляет и другой крупный производитель – группа ГАЗ.

    подробнее
  • 28 ноября 2016 КамАЗ уезжает в Азию («РБК»)

    КамАЗ заявил об активизации работы на новых для себя рынках – в частности, в Юго-Западной Азии и Африке. Эта мера связана с резким снижением популярности продукции автозавода в странах СНГ – за девять месяцев 2016 года продажи КамАЗа на этом рынке упали почти вдвое.

    подробнее
  • 24 ноября 2015 Отверточная сборка не прокатит

    Россия и Казахстан предложили отменить исключительные экспортные льготы для зарубежных автоконцернов, которые ведут сборку в свободных экономических зонах (СЭЗ) в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для остальных промсборщиков экспорт в страны ЕАЭС доступен лишь при высокой локализации, но для СЭЗ такого требования нет. Против этого Белоруссия, которая активно зовет в свои СЭЗ инвесторов, привлекая их таможенными льготами. Эксперты не исключают, что отмена преференций приведет к пересмотру планов иностранных автоконцернов по развитию производств в Белоруссии.

    подробнее