АВТОСТАТ | Кортеж с российским лицом

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

04.09.12Прочитали 240 раз

Кортеж с российским лицом

В России в скором времени может быть запущен проект по разработке  правительственных автомобилей. Опрошенные агентством "Прайм" эксперты разошлись в оценке его целесообразности с точки зрения затрат, а также российского предприятия, способного взять на себя эту миссию.

КОРТЕЖ A'LA RUSSE

Рабочее название проекта по созданию особенного автомобиля для президента – "Кортеж", поскольку речь идет, в том числе, и о машинах сопровождения. По информации СМИ, его детали уже активно обсуждаются в профильных ведомствах, однако подробности пока неизвестны.

Идея разработать российский автомобиль для первых лиц обсуждалась еще в 2010 году – соответствующее поручение давал тогдашний президент Дмитрий Медведев. Управделами президента передало техническое задание на разработку "Заводу имени Лихачева" (ЗиЛ), который в советское время занимался производством штучных и оттого дорогих правительственных лимузинов. Однако предложений от ЗиЛа пока не поступало.

В апреле 2012 года на совещании по проблемам российского автопрома президент Владимир Путин сообщил, что в ближайшее время органы государственной и муниципальной власти будут закупать только ту технику, которая произведена в странах ЕЭП. С обычными автомобилями просто – на территории России достаточно заводов иностранных автоконцернов, производящих то, что нужно чиновнику.

С президентским транспортом сложнее. Дело в том, что на обычных автомобилях лидерам государств ездить нельзя. Для них изготавливают специальные бронированные лимузины, отвечающие необходимым требованиям безопасности и ходовым характеристикам. В России эти машины содержатся в гараже особого назначения (ГОН). После каждой поездки президентский автомобиль вручную моют, затем следует обязательный техосмотр. Машины, стоящие в гараже, осматривают ежедневно, а два раза в месяц - тестируют. После капитальной проверки автомобиль обязан опробовать кто-то из руководства ГОН, и только после этого за руль садится водитель.

ЦЕНА ВОПРОСА И ИСПОЛНИТЕЛИ

На данный момент в парке ГОН в основном автомобили представительского или бизнес-класса, в частности BMW и Ford отечественного производства, продукцию "АвтоВАЗа" ведомство не использует. Президент и премьер России пока передвигаются на машинах марки Mercedes, изготовленных по специальному заказу на заводе в Германии.
Согласно данным опроса ВЦИОМ, пересадить на автомобили отечественной сборки первых лиц хотели бы 40% россиян. Однако опрошенные агентством "Прайм" эксперты не сошлись в оценках целесообразности такого шага.

Аналитик ИК "АТОН" Михаил Пак считает, что этот проект займет много времени и потребует немалых инвестиций. "Если все будет делаться с нуля, включая разработку двигателя и закупку оборудования, речь идет минимум о 1,5 миллиардах долларов", - отметил эксперт. Пока непонятны детали проекта – идет ли речь о серийной разработке или нет. Но однозначно – Россия во многом отстала в производстве подобных машин, и наверстать упущенное будет нелегко.

"Откровенно говоря, речь идет о  скорее имиджевом проекте, который дорого обойдется налогоплательщикам и не имеет особого смысла", - рассуждает Пак. Далеко не факт, что затраты окупятся. "Лучше бы продолжали покупать Mercedes, обошлось бы дешевле", - полагает он.

Младший аналитик ИК "Метрополь" Анна Долайчук, согласна с тем, что первоначально проект будет невыгодным. По ее словам, речь может идти о вложениях порядка 40-50 миллиардов рублей. "Но если будут госзакупки и поддержка со стороны властей – это можно рассматривать как шаг, соответствующий концепции поддержки автопрома. В перспективе президентский автомобиль made in Russia может обходиться дешевле аналогов от Mercedes или другого зарубежного производителя", - считает она.

Говоря о возможных разработчиках, аналитики называют ЗиЛ и ГАЗ, уже имеющие опыт создания президентских автомобилей. Однако, по мнению Пака из "АТОНа", прежние наработки они утратили, поэтому придется покупать оборудование и нанимать консультантов, что в итоге обойдется в копеечку. Долайчук называет наиболее вероятным кандидатом на размещение производства ГАЗ. "Если ЗиЛ давно утратил все наработки, то ГАЗ недавно пытался реализовать проект Volga Siber, и имеет некоторый опыт. Госзаказ мог бы простимулировать эту разработку", - рассуждает она.

Наиболее логичным эксперты считают реализацию проекта на действующих в России заводах иностранных автопроизводителей. "На это уйдет пять-семь лет, а пересадить всех чиновников рангом пониже, скажем, на Camry, можно уже сейчас", - рассуждает Пак. По словам Долайчук, возможно создание нового проекта с "целевыми" концернами, например, с теми же Mercedes или Audi.

ЗАПАД ПРЕДПОЧИТАЕТ СВОЕ РОДНОЕ

Лидеры большинства развитых государств хранят верность своему автопрому. Образ президента США, приветствующего свой народ из лимузина Cadillac, восходит к Вудро Вильсону и вообще к началу эры автомобилизации. Эту же марку использует и Барак Обама.

В гараже королевы Великобритании Елизаветы II пять машин Rolls-Royce. Автомобили защищены от отравляющих газов при помощи специального воздушного фильтра.

Канцлеру ФРГ Ангеле Меркель приглянулась марка Audi. В ее гараже два бронированных лимузина A8 Long. Автомобили оснащены компьютером, факсом, мини-баром и DVD-проигрывателем. Машины имеют 450-сильные двигатели W12.

Официальный автомобиль французских президентов с 1990-х годов - Renault Safrane presidentielle. В Италии для официальных мероприятий еще с 1960-х годов используется Lancia Flaminia 335 с удлиненной колесной базой.

«Прайм»