Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Свежая статья

Добавят денег на тягач («Российская газета») Добавят денег на тягач («Российская газета»)

Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

02 декабряподробнее

Под знаменем утилизации

Тех, кто надеялся, что в связи со вступлением в ВТО и изменением ввозных пошлин иномарки подешевеют, ждет разочарование. Чтобы компенсировать потери от сокращения таможенных платежей, с ввозимых иномарок теперь будут брать утилизационный сбор. Кому выгодно это нововведение, разбирался корреспондент "Денег".

Положение обязывает

22 августа Россия официально вступила в ВТО. С этого момента действует торговое соглашение, согласно которому ввозные пошлины на автомобили взимаются по новой схеме. Так, на новые автомобили (моложе трех лет) пошлина (для юридических лиц) уменьшилась с 30% до 25%, а к 2019 году должна будет снизиться до 15%. Что касается подержанных автомобилей возрастом от 3 до 5 лет, то ставка уменьшилась с 35% до 25%, а к 2019 году, как планируется, дойдет до 20%. Для машин от 5 до 7 лет ставка составляет 25%, а через семь лет предположительно будет 20% (раньше она исчислялась, исходя из объема двигателя: €2,5-5,8 за куб. см.). Для авто старше 7 лет пошлина будет формироваться, как и раньше,– в зависимости от объема, однако ставки будут меньше: €1,4-3,2 за куб. см.

Снижать пошлины России было невыгодно, но таковы условия вступления страны в ВТО. Высокие ставки уже давно используются для ограничения импорта иномарок, особенно бюджетного класса и подержанных – именно они конкурируют с автомобилями, производимыми на территории РФ (прежде всего с продукцией АвтоВАЗа). Напомним, еще в 2003 году премьер Михаил Касьянов заявил, что пошлины не будут меняться до вступления России в ВТО, однако в 2008 году, в связи с финансовым кризисом, это все-таки было сделано. Увеличение ставок вызвало серьезное недовольство населения – пошлины выросли почти втрое, зато доля собранных в России автомобилей в продажах стала заметно прибавлять.

Впрочем, несмотря на предпринимаемые усилия, остановить удалось только поток подержанных машин – импорт новых по-прежнему растет. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за первое полугодие в РФ было ввезено 522 тыс. автомобилей на сумму $10,38 млрд, это на 17,16% больше, чем годом раньше.

Экологический сбор

На то, чтобы воспользоваться сниженными пошлинами в полной мере, есть всего несколько дней. 1 сентября начинает действовать новое правило, которое должно компенсировать снижение таможенных сборов. Российские власти решили взять на вооружение зарубежный инструмент – утилизационный сбор, он будет уплачиваться при пересечении автомобилем границы, что, понятно, отразится на конечной цене. Официально сбор вводится "в целях обеспечения экологической безопасности" – деньги будут направляться в специальный фонд. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту сказано, что благодаря новым правилам ввоза легковых и легких коммерческих автомобилей удастся собирать не менее 71,5 млрд руб. в год. Механизм расходования средств фонда не совсем ясен – они будут направляться по решению чиновников в коммерческие организации, которые будут заниматься утилизацией отслуживших свой срок машин.

В принципе такой сбор в России уже вводился в рамках программы утилизации автомобилей – граждане, решившие воспользоваться госсубсидией (50 тыс. руб.) при покупке новой модели из утвержденного списка, должны были заплатить 3 тыс. руб., сдавая в утиль свое старое авто (эксперты тогда говорили, что для переработки автохлама этой суммы явно недостаточно). Надо сказать, что на Западе ежегодно утилизируется около 6% автопарка. В Германии, например, на 47 шредерных заводах каждый год на вторсырье перерабатывается 3,5 млн старых автомобилей, и есть еще 16 тыс. предприятий, где они разбираются. В Великобритании ежегодно утилизируется 2 млн автомобилей, перерабатывающих заводов там 37, а разборочных площадок – около 2,5 тыс. В США во вторсырье превращают порядка 12 млн машин в год. По данным Минпромторга, в России требуется перерабатывать в год более 1,5 млн автомобилей, отслуживших свой срок, а к 2015 году эта цифра увеличится до 2,5 млн. По оценкам PwC, в течение следующих 10 лет потребуется утилизация 10 млн автомобилей возрастом более 15 лет (параллельно нужно будет еще куда-то деть 33 млн использованных аккумуляторных батарей). Действующих же заводов по утилизации техники всего шесть. Чиновники ожидают, что часть средств от утилизационного сбора пойдет именно на развитие авторециклинговой отрасли. В PwC считают, что на это понадобится около $2 млрд в ближайшие годы.

Самый главный вопрос, на который пока нет ответа,– каким образом автомобили будут попадать на утилизацию? Средний возраст легковой машины в России, по данным "Автостата", 11,5 года. Вменят ли в будущем гражданам в обязанность сдавать старые автомобили в утиль, запретят ли на них ездить, из заявлений чиновников и уже опубликованных документов не понятно. Но целесообразность подобных мер, скорее всего, будет рассматриваться через какое-то время.

Кому платить

Механизмы по взиманию утилизационного сбора описаны в проекте постановления правительства РФ, который опубликован на сайте Минпромторга (на момент сдачи материала документ еще не был утвержден премьером). В частности, указывается, что производители, выпускающие машины в России, могут быть освобождены от сбора – подразумевается, что они гарантируют: машина впоследствии будет утилизирована (соответственно, производитель попадает в специальный реестр). К примеру, АвтоВАЗ в связи с этим должен будет организовать пункты приема отслуживших срок автомобилей в каждом субъекте федерации, в каждом поселении и городском округе с численностью населения от 500 тыс. человек. За доставку автомобиля на рециклинговое предприятие из пункта приема заплатит завод. А вот за чей счет списанная в утиль машина попадет в пункт приема, пока не ясно – по логике это должен взять на себя производитель, поскольку владелец за утилизацию уже заплатил.

Не нужно будет платить утилизационный сбор за машины, ввезенные с территории Таможенного союза, за продукцию калининградского "Автотора", за ретроавтомобили старше 30 лет, "не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов", а также машины дипломатов и беженцев. Что касается прочих категорий автомобилей, то сбор уплачивает фирма или физлицо при ввозе. После подтверждения оплаты ФТС ставит соответствующую отметку в паспорт транспортного средства. Без этой отметки ГИБДД откажется ставить машину на учет. Есть и дополнительные ограничения: невозможно поставить на автомобиль кузов, мотор или другой номерной агрегат от машины, за которую утилизационный сбор не уплачен. Так власти будут бороться со схемой, ставшей популярной, в частности, на Дальнем Востоке – когда автомобиль-"конструктор" фактически собирается из импортных запчастей (по пошлинам – большой выигрыш), а в ГИБДД все оформляется как замена агрегатов.

Сколько?

Размер утилизационного сбора рассчитывается подобно стоимости полиса ОСАГО: базовая ставка, равная для легкового автомобиля 20 тыс. руб., умножается на тот или иной коэффициент. Коэффициенты указаны в проекте постановления правительства: по сведениям "Денег", если их корректировка и произойдет к моменту подписания документа премьером, то незначительная и в сторону уменьшения.

Меньше всего заплатят те, кто ввозит автомобиль с оформлением на физлицо для личного пользования. В этом случае коэффициенты составят 0,15 (автомобили до трех лет) и 0,25 (старше трех лет). К примеру, если бы вы, физлицо, захотели ввезти годовалую BMW 325 (цена в Германии около €30 тыс. по данным аукциона mobile.de) до 23 августа, то нужно было бы заплатить 48% пошлины, то есть €14,4 тыс. С 23 августа пошлина снизилась до 25% – до €7,5 тыс. Утилизационный сбор с 1 сентября составит всего 3 тыс. руб. То есть на практике от новых правил ввоза физлица (в отличие от юрлиц) получат существенную экономию. Менее выгодно им ввозить автомобили старше трех лет, но утилизационный сбор все равно будет существенно меньше, чем разница между старой и новой пошлиной.
Ситуация с ввозом новых легковых автомобилей юридическими лицами иная.

Коэффициенты утилизационного сбора начинаются в этом случае от 1,34 (то есть сумма сбора – от 26,8 тыс. руб.), зависят от объема двигателя, категории транспортного средства. К примеру, один из самых популярных импортируемых кроссоверов Nissan Qashqai стоит 795 тыс. руб. в самой простой комплектации с двигателем 1,6 л. Считается, что суммарная наценка дистрибутора и дилера составляет примерно 10-15% стоимости авто после уплаты НДС (18%). Старая пошлина – 30%. Последовательно убираем маржу, НДС, пошлину – получается, что автомобиль на границе до всех финансовых "обременений" стоит около 463 тыс. руб. Считаем, как будет с 1 сентября. Нынешняя пошлина – 25 %, плюс НДС, плюс утилизационный сбор (в данном случае 26,8 тыс. руб.), плюс дилерская маржа, итого цена машины – примерно те же 795 тыс.

Возьмем комплектацию Qashqai подороже, с мотором 2 л – за 1,134 млн руб. Без всех выплат и наценок по старой схеме эта версия стоит 660 тыс. руб. С новой пошлиной и утилизационным сбором получится 1,150 млн руб.– на 16 тыс. руб. дороже, что в общем-то не очень существенно.

Другая популярная иномарка – Toyota Corolla в комплектации с мотором 1,3 л стоит в салоне 629 тыс. руб., а без дилерской маржи, НДС и прежней пошлины – 366 тыс. По новой схеме ценообразования (новая пошлина – 25%, добавляется утилизационный сбор 26,8 тыс. руб.) с 1 сентября заплатить за нее придется 634 тыс. руб.

Самый большой коэффициент предусмотрен для машин с двигателем объемом более 3,5 л: 5,5 (то есть сбор получается 110 тыс. руб.). К примеру, топовая комплектация BMW 550 XDrive стоит у дилера 3,2 млн руб., следовательно, без наценок и прежних выплат – примерно 1,863 млн. По новой схеме получаем 3,546 млн руб., разница уже значительная.
Самый большой утилизационный сбор уплатят, конечно же, те, кто занимается импортом подержанных автомобилей старше трех лет. Еще на стадии разработки проекта чиновники предупреждали, что ввоз такой техники будет максимально усложнен.

Исключения составят электромобили – для них сбор будет таким же, как и для новых машин: 26,8 тыс. руб. (ставка 1,34). Дороже всего обойдется ввоз моделей с двигателем объемом более 3,5 л – за них придется заплатить более 700 тыс. руб., поскольку коэффициент будет 35. К примеру, если вам захочется прикупить 4-летний Ford Explorer с 4-литровым мотором мощностью 209 сил, то при цене в Европе в €26 тыс. по старым правилам он обошелся бы в €40 тыс. По новым правилам пошлина будет меньше, но после уплаты сбора цена составит уже €49,5 тыс.

Рекордный утилизационный сбор придется уплачивать и тем, кто ввозит автобусы и грузовики. Для них базовая ставка составляет уже не 20 тыс., а 150 тыс. руб. Коэффициенты варьируются от 0,9 для грузопассажирских автомобилей полной массой до 2,5 тонн и до 11,8 – для тех, у кого она больше 20 тонн.

«Деньги»

27.08.12 «Деньги»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 23 ноября 2016 Утилизацию сдали в утиль («Газета.Ru»)

    Сотни миллиардов рублей должны поступить в государственный бюджет в качестве утилизационных сборов с новых транспортных средств в ближайшие три года. Как выяснила «Газета.Ru», расходов в бюджете на саму утилизацию при этом не заложено. В Госдуме предлагают разработать госпрограмму поддержки предприятий по утилизации, на финансирование которых по закону положено выделять до 12 млрд руб. в год.

    подробнее
  • 7 сентября 2015 Утилизационный сбор отложат до лучших времен

    Правительство может поддержать крупных российских автопроизводителей, позволив им уплатить утилизационные сборы на полтора месяца позже, чем это положено по закону. Эксперты затрудняются оценить эффективность такой меры поддержки, но уверены, что излишней в кризис она точно не будет.

    подробнее
  • 25 марта 2015 Автоконцернам трубят новый сбор

    Правительство нашло новый способ поддержать отечественных производителей автомобилей и заодно пополнить бюджет. Как стало известно "Ъ", утилизационный сбор, который взимается с автоконцернов, может вырасти на 20-25%.

    подробнее