Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

"Ростехнологии" нажали на ГАЗ

Конфликт группы ГАЗ Олега Дерипаски и КамАЗа, 49% которого контролируют "Ростехнологии", вокруг перехода на экологический стандарт Евро-4 вновь обострился. Дочерняя компания "Ростехнологий" "РТ-Авто" заблокировала на собрании акционеров подконтрольного ГАЗу Ярославского моторного завода (ЯМЗ) решение об отсрочке выплаты кредита ВЭБу. Она нужна заводу, потому что КамАЗу удалось пролоббировать перенос срока введения Евро-4 на 2013 год, а именно под выпуск двигателей этого стандарта ЯМЗ брал кредит. Теперь простаивающему заводу придется уже в этом году отдать банку около 400 млн руб.

Акционеры ОАО "Автодизель" (юридическое лицо Ярославского моторного завода), входящего в группу ГАЗ Олега Дерипаски, на годовом собрании 25 июня не одобрили изменения условий кредитного соглашения с ВЭБом, следует из вчерашнего сообщения компании. Речь идет о кредите ВЭБа на 5,8 млрд руб., который ЯМЗ получил в 2009 году под строительство нового производства двигателей экологического стандарта Евро-4.

Введение этого стандарта в России планировалось с 2012 года, но было отложено на 2013 год. В связи с этим ЯМЗ рассчитывал на год отсрочить сроки возврата кредита и уплаты процентов по нему, а также продлить на два года период выборки кредитной линии.

Решение по этой крупной сделке должно было приниматься квалифицированным большинством в три четверти голосов, однако за проголосовало лишь 66%, против – 33%. Из списка аффилированных лиц "Автодизеля" следует, что 62,3% акций принадлежит ОАО ГАЗ, около 31% – госкорпорации "Ростехнологии".

Пакетом управляет "дочка" "Ростехнологий" "РТ-Авто", которая была создана для управления автомобильными активами госкорпорации. В группе ГАЗ подтвердили "Ъ", что против отсрочки выплаты кредита проголосовал именно представитель "РТ-Авто".

Источник "Ъ", близкий к акционерам ЯМЗ, рассказал, что интересы "РТ-Авто" на собрании представлял Владимир Зарипов, глава департамента корпоративного управления компании. Он голосовал по доверенности, подписанной гендиректором "Ростехнологий" Сергеем Чемезовым. В "Ростехнологиях" "Ъ" свою позицию пояснили тем, что "выделенные ранее средства были использованы неэффективно – производство не было запущено в полном объеме".

"Отсрочка выплаты тела кредита и процентов по нему на год была уже согласована с ВЭБом, решение "РТ-Авто" заблокировать сделку вызвало у нас сильнейшее недоумение, поскольку миноритарный акционер проголосовал за ухудшение финансового положения собственного предприятия. Мы объясняем это конфликтом интересов с "РТ-Авто"",– заявила "Ъ" вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. В ВЭБе подтвердили "Ъ", что "были готовы рассматривать такой вопрос". "Но акционерами не было принято решение, сделка не состоялась",– сказали в банке.

По словам госпожи Матвеевой, в ближайшее время ГАЗ рассчитывает созвать внеочередное собрание для пересмотра вопроса по кредиту. Группе ГАЗ была необходима отсрочка по кредиту, поскольку из-за переноса сроков ввода стандарта Евро-4 ЯМЗ, по словам Елены Матвеевой, "работает в опытном режиме и выпускает небольшие тестовые партии двигателей, но загрузки основных мощностей нет".

Решение акционеров ЯМЗ вынуждает предприятие уже в этом году выплатить проценты по кредиту, которые составят около 400 млн руб. "По нашим расчетам, в следующем году выплаты будут в два с половиной раза больше",– сообщила Елена Матвеева. Ставка по кредиту не раскрывается.

Общий объем инвестиций в проект по выпуску двигателей Евро-4 семейства ЯМЗ-530 составил около 12 млрд руб. Порядка 4 млрд руб. группа ГАЗ вложила еще до кризиса, однако в 2008 году компания приостановила строительство нового производства из-за отсутствия собственных средств. В итоге при поддержке правительства в октябре 2009 года группа подписала с ВЭБом соглашение о кредите на 5,8 млрд руб.

"Существует давняя конкуренция между группой ГАЗ и "РТ-Авто", которое неоднократно предпринимало попытки помешать запуску проекта",– говорит Елена Матвеева. Дело в том, что гендиректором "РТ-Авто" является Сергей Когогин, который также возглавляет основного конкурента ГАЗа – КамАЗ (49,9% акций принадлежат "Ростехнологиям"). Именно КамАЗ в прошлом году выступал основным лоббистом отсрочки ввода стандарта Евро-4 для автопрома (подробнее см. "Ъ" от 18 февраля 2011 года). В КамАЗе свою позицию объясняли тем, что переход на более высокий экологический стандарт в России происходит несогласованно с нефтяниками, которые продолжают производить топливо более низкого класса. Но источники "Ъ" на рынке говорили, что проблема еще и в неполной готовности самого КамАЗа к выпуску двигателей класса Евро-4. При этом ГАЗ, напротив, лоббировал скорейшее введение нового стандарта, чтобы окупить инвестиции в ЯМЗ. Дело в том, что двигатели Евро-4 примерно на 20% дороже Евро-3, и их невыгодно производить до тех пор, пока новый стандарт не будет законодательно утвержден.

"Кроме того, КамАЗ производит в Набережных Челнах двигатели Cummins, прямую конкуренцию которым может составить новый ЯМЗ-530",– отмечает Михаил Пак из "Атона". КамАЗ и американская корпорация Cummins запустили СП по производству двигателей в 2006 году. После перехода на Евро-4 предприятие должно начать выпуск двигателей этого класса. "Конкурентная борьба между КамАЗом и ГАЗом в этом сегменте очевидна, поэтому "РТ-Авто" могло заблокировать в его интересах важную сделку для ЯМЗ, но если это так, то это, по меньшей мере, нерыночный метод", – считает господин Пак.

«Коммерсант»

27.06.12 «Коммерсант»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 28 ноября 2016 КамАЗ уезжает в Азию («РБК»)

    КамАЗ заявил об активизации работы на новых для себя рынках – в частности, в Юго-Западной Азии и Африке. Эта мера связана с резким снижением популярности продукции автозавода в странах СНГ – за девять месяцев 2016 года продажи КамАЗа на этом рынке упали почти вдвое.

    подробнее
  • 18 октября 2016 Грузи в отечественное («Коммерсант»)

    Группа ГАЗ готовится к очередному подъему цен на 3%, после которого общий рост цен на ее марки с начала года достигнет 10%. Повышение цен на отечественный коммерческий транспорт идет следом за ростом цены импортных моделей. Но, по мнению участников рынка, российский коммерческий транспорт останется бенефициаром наметившегося роста спроса в этом сегменте, поскольку между отечественными и импортными моделями сохраняется существенный ценовой разрыв.

    подробнее
  • 4 сентября 2015 «Камаз» едет в Китай

    «Камаз» и Hawtai хотят вместе выпускать и продавать машины в России и Китае. Стороны планируют создать совместное предприятие. Но контроль будет у китайцев, считают эксперты.

    подробнее