Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Борьба с "автохламом": выход грузовиков на пенсию убьет грузоперевозки

Предложение заместителя министра внутренних дел Виктора Кирьянова запретить эксплуатацию грузовиков и автобусов старше 10-15 лет взбудоражило общественность. Инициатива была поддержана лично Владимиром Путиным, который поручил профильным ведомствам "проработать этот вопрос".

Поразмыслив, однако, "профильники" в лице Министерства промышленности и торговли умерили пыл автора идеи и подняли возрастной ценз для грузовиков и автобусов до 20-25 лет, что больше соотносится с реальностью, ведь даже 10-летний грузовик иностранного производства даст фору новому отечественному и по безопасности, и по комфорту. Но, как это часто бывает, законодательные инициативы у нас предлагаются и принимаются в погоне за иностранным опытом, вот только без какой-либо базы и учета особенностей российской действительности.

Благими намерениями…

Казалось бы, предложение законодательно ограничить возраст эксплуатируемой техники – со всех сторон положительное. Здесь и забота о безопасности на дорогах, и пресловутая борьба с "автохламом", и экологические плюсы, и снижение затрат на обслуживание, ремонт и поиск запчастей. Но если повнимательнее взглянуть на реалии работы компаний-перевозчиков или водителей-частников, то можно понять, что зачастую покупку нового грузовика, пусть и отечественного, им просто не осилить.

При этом имидж нашего автопрома такой, что компании всегда стремятся купить подержанную иномарку, нежели новый российский грузовик или автобус – соотношение "цена-комфорт-качество" практически всегда складывается в пользу западной техники. А если учесть, что по статистике Минпромторга около 50% всего парка грузовиков в России старше 15 лет, то введение ценза может привести к коллапсу всей транспортной системы: региональные перевозки попросту остановятся.

В целом же ситуация с возрастом грузовых автомобилей и автобусов выглядит следующим образом: автомобилей старше 5 лет подавляющее большинство (82%), с автобусами дело обстоит примерно так же – 72% всего парка старше 5 лет, однако 15-летний рубеж перешагнули лишь 14%.

Надо сказать, что идея об ограничении возраста эксплуатируемых грузовиков и автобусов не нова. Такие предложения начали витать в министерствах еще в 2009г., когда в Минпромторге заговорили о необходимости ограничить эксплуатацию легковых автомобилей возрастом свыше 25 лет и грузовых автомобилей старше 20 лет с 2012г., автобусов старше 15 лет - с 2011г. Тогда дальше разговоров дело не пошло, но инициативу не забросили. И вот теперь за дело взялся избранный президент, который эту идею поддержал, а также распорядился выделить 3,5 млрд руб. регионам на обновление автобусного парка – и то только на более экологичные модели, работающие на газу. Согласно задумке, компании-грузоперевозчики будут закупать новые автомобили полностью за свой счет.

На перепутье

При этом пока неясно, каким образом будет вводиться запрет. И экспертам, и чиновникам, и участникам рынка понятно, что единовременно поставить весь транспорт, не попадающий в возрастные рамки, вне закона нельзя, нужен поэтапный подход. По словам заместителя министра промышленности и торговли Алексея Рахманова, сроки вывода старой техники пока определять рано, так как четкого механизма контроля за исполнением запрета, равно как и стимулов для обновления парка, нет.

Теоретически, контролироваться возраст должен техосмотром, но тут возникает парадокс: техосмотр отменен, ГИБДД талоны не проверяет. Источник РБК в Министерстве транспорта РФ все же считает, что возраст транспортных средств (ТС) можно контролировать при прохождении ТО, а на дорогах общего пользования – сотрудниками ГИБДД. Вот только что будут делать с нарушителями – пока непонятно. "О мерах воздействия можно будет говорить только после принятия самого запрета на эксплуатацию старых автомобилей", - говорит он.

При этом, как уверяет собеседник РБК в Минтрансе, в Европе сроки эксплуатации автотранспортных средств (АТС) не ограничиваются. "Для допуска к дорожному движению АТС должны соответствовать требованиям к техническому состоянию, предъявляемым при периодическом техническом осмотре. АТС с большими сроками эксплуатации должны проходить такие проверки чаще", - поясняет эксперт. Вместе с тем, по его словам, за рубежом существует практика косвенного регулирования возраста парка.

"Например, в конкурсной документации на право осуществлять маршрутные перевозки устанавливаются требования, которые могут быть выполнены только при использовании АТС с небольшим сроком службы, соответствующие высокому экологическому классу и т.д., а также устанавливаются налоговые льготы для новых АТС и преференции при их страховании. В России подобная схема действовать не будет: парк грузовиков и автобусов редко дотягивает даже до стандарта Евро-3, что уж говорить о более строгих ограничениях, а правительство уже неоднократно переносило сроки перехода на новый стандарт, а ведь еще и вездесущая коррупция", - говорит собеседник редакции. Таким образом, круг замыкается.

Пока же ясно, что предложения Минпромторга по ограничению возраста более разумны. "Меры, предлагаемые Минпромторгом, вызовут меньше возражений со стороны перевозчиков", - полагает источник.

В любом случае, очевидную выгоду получат автопроизводители, которым, однако, предстоит напрячься, чтобы удовлетворить возросший спрос на новую технику. Однако в Минтрансе полагают, что отечественный автопром с этой задачей справится. При этом на руку перевозчикам может сыграть вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведь условия вступления предусматривают снижение пошлин на импортную автотехнику.

К примеру, пошлины на новые самосвалы массой от 20 т будут снижены с нынешних 25% до 10%, а через три года – до 5%, пошлины на подержанные самосвалы возрастом от 3 до 5 лет будут снижены вдвое – с 30% до 15%, и до 10% через три года. Помимо этого, будет отменена дополнительная ставка в 2,2 евро за 1 куб. см объема двигателя, а ставка в 4,4 евро за 1 куб. см двигателя для самосвалов в возрасте от 5 до 7 лет будет снижена: такие автомобили будут облагаться пошлиной в размере 15%, которая через три года снизится до 10%. Что же касается грузового транспорта старше 7 лет, то нынешняя ставка в 4,5 евро за 1 куб. см двигателя составит 1 евро за 1 куб. см двигателя.

Игра на опережение

Как бы то ни было, нельзя сказать, что рынок совсем уж не готов к надвигающимся грозным переменам. Как пояснили РБК в одной из компаний, занимающейся грузоперевозками, использование коммерческого транспорта старше 10 лет невыгодно само по себе. По словам генерального директора этой компании, такая экономия чревата поломками в пути, что в свою очередь влечет дополнительные расходы, в том числе и в виде материальной ответственности перед заказчиком за сорванную перевозку.

"Наша компания не закупает тягачи старше трех лет и прицепов старше пяти лет: мы рассчитываем на 5-6 лет эксплуатации и последующую перепродажу автомобилей", - рассказывает владелец транспортной компании. "Сейчас на российский рынок транспортных услуг вышли крупные зарубежные логистические операторы, которые предъявляют более жесткие требования к предоставляемым им транспортным средствам, в том числе по экологической безопасности (не ниже Евро-3, Евро-4), а также по возрасту автопарка – моложе 10 лет", - продолжает он.

При этом собеседник РБК не видит смысла в запрете эксплуатации техники старше 25 лет. По его словам, приемлемая планка ограничения – 15-18 лет. "Ограничение на уровне 25 лет – непонятно для кого, на таком старье ездить себе дороже", - считает предприниматель.

Молодым везде у нас дорога?

Подводя итог, надо отметить, что законодательная инициатива, готовящаяся в недрах министерств, не лишена толики здравого смысла: борьба с транспортным хламом ведется сейчас по всем фронтам, начиная с автомобилей и заканчивая самолетами. Другое дело, что заместить технику, которая окажется вне закона, отечественной промышленности пока что нечем. Если взять, к примеру, ту же отрасль грузоперевозок, то, как считают участники рынка, у нас нет отечественных конкурентоспособных магистральных тягачей и грузовиков средней и большой грузоподъемности. "Надежда только на "Газель", - с горечью констатирует представитель грузовой компании.

Пройдет еще немало времени, пока продукция российской машиностроительной отрасли сравнится с западной по уровню безопасности, качества и комфорта. А пока нужно просчитать все возможные последствия принятия законопроекта и учесть пожелания участников рынка, проведя открытое обсуждение. Иначе, как это бывает, благое начинание окажется оторванным от реальности нежизнеспособным порождением законодательной отрасли, которое лишний раз подтвердит бессмертное выражение Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Что ж, будем надеяться, что его слова окажутся не к месту.

«РБК»

18.05.12 «РБК»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 28 ноября 2016 КамАЗ уезжает в Азию («РБК»)

    КамАЗ заявил об активизации работы на новых для себя рынках – в частности, в Юго-Западной Азии и Африке. Эта мера связана с резким снижением популярности продукции автозавода в странах СНГ – за девять месяцев 2016 года продажи КамАЗа на этом рынке упали почти вдвое.

    подробнее
  • 23 ноября 2016 Утилизацию сдали в утиль («Газета.Ru»)

    Сотни миллиардов рублей должны поступить в государственный бюджет в качестве утилизационных сборов с новых транспортных средств в ближайшие три года. Как выяснила «Газета.Ru», расходов в бюджете на саму утилизацию при этом не заложено. В Госдуме предлагают разработать госпрограмму поддержки предприятий по утилизации, на финансирование которых по закону положено выделять до 12 млрд руб. в год.

    подробнее
  • 16 ноября 2016 Largus разогнал рынок («Ведомости»)

    Российский рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) вырос в октябре на 3,8% до 8835 машин, сообщил «Автостат». До этого рынок сокращался пять месяцев подряд.

    подробнее