АВТОСТАТ | АвтоВАЗ перегоняют за границу

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

04.05.12Прочитали 401 раз

АвтоВАЗ перегоняют за границу

"Ростехнологии" наконец согласовали условия продажи АвтоВАЗа альянсу Renault-Nissan. Он консолидирует 50,01% акций завода через СП с госкорпорацией, в котором получит 67%. Сделка обойдется Renault-Nissan в $750 млн плюс к уже потраченному на покупку блокпакета АвтоВАЗа $1 млрд. В рамках нынешней сделки завод оценен вдвое выше рыночной стоимости. Взамен "Ростехнологии" согласились растянуть на 20-30 лет выплату АвтоВАЗом беспроцентного кредита на 46 млрд руб. Но параметры сделки еще могут измениться – вчерашнее соглашение лишь протокол о намерениях, не имеющий юридической силы.

Альянс Renault-Nissan, госкорпорация "Ростехнологии", "Тройка Диалог" и АвтоВАЗ подписали вчера в Париже протокол о намерениях по созданию СП, через которое альянс получит "косвенную мажоритарную долю" в автозаводе. Соглашение предполагает, что Renault-Nissan и "Ростехнологии" внесут в СП свои пакеты акций АвтоВАЗа. Затем альянс в несколько этапов до 2014 года вложит в СП около $750 млн (примерно $450 млн придется на Nissan и $300 млн – на Renault), которые пойдут на покупку дополнительных акций АвтоВАЗа у "Тройки Диалог".

На конец марта "Ростехнологии" владели 28,98% акций АвтоВАЗа, Renault-Nissan – 25%, "Тройка Диалог" – 20,14%. Такое соотношение долей сложилось после допэмисси АвтоВАЗа на 17,4 млрд руб., которая была закрыта в феврале. В результате сделки к середине 2014 года Renault-Nissan получит 67,13% акций СП, которое будет контролировать 74,5% акций АвтоВАЗа (остальные акции СП достанутся "Ростехнологиям"). В пресс-релизе сторон подчеркивается, что эти договоренности пока не имеют "обязательной юридической силы". Участники сделки рассчитывают подписать окончательные соглашения и создать СП "к концу 2012 года при условии получения одобрений со стороны регулирующих органов".

Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что "с учетом доли в 67,13%, которую получит Renault-Nissan в СП", контролирующем 74,5% АвтоВАЗа, "эффективная доля альянса в капитале завода составит 50,01%". Доля "Ростехнологий" окажется ниже блокирующей – около 24,5%. Но источники "Ъ" среди акционеров АвтоВАЗа уверяют, что госкорпорация все-таки сохранит блокпакет.

При этом "Ростехнологии" согласились на реструктуризацию кредитов АвтоВАЗа, которые завод получил в качестве господдержки в кризис. В пресс-релизе говорится, что беспроцентный кредит "Ростехнологий" "в размере примерно 46 млрд руб. продлен на значительный срок". В Renault пояснили "Ъ", что стороны договорились о продлении сроков "на 20-30 лет". Но порядка 7 млрд руб., которые будут получены в результате предстоящей продажи непрофильных активов АвтоВАЗа, пойдут на погашение долгов перед "Ростехнологиями".

"$750 млн, которые потребуются Renault–Nissan для консолидации контрольного пакета, предполагают оценку АвтоВАЗа на уровне $3 млрд, что вдвое превышает рыночную цену",– отмечает Владимир Беспалов. Вчера капитализация АвтоВАЗа на ММВБ-РТС составляла 37,7 млрд руб. В 2008 году блокпакет завода обошелся Renault в $1 млрд. "Скорее всего, нынешняя высокая цена обусловлена серьезным продлением сроков выплат долга АвтоВАЗа, а также тем, что Renault–Nissan получает контроль над одним из крупнейших автопроизводителей в Восточной Европе",– считает аналитик.

Однако другие инвесторы вопреки ожиданиям оценили сделку резко негативно. Вчера на ММВБ-РТС обыкновенные акции АвтоВАЗа за день подешевели на 7,1%, привилегированные – на 12,8%, в ходе торгов падение достигало 11% и 15% соответственно. Михаил Пак из "Атона" связывает это с тем, что сделка будет "фактически пролонгирована на два года и ожидания скорой развязки, которые были у инвесторов, не оправдались". Кроме того, аналитик отмечает, что многие миноритарии могли ожидать в скором времени оферты со стороны Renault–Nissan, которая по закону должна произойти при консолидации более 30% и более 50% акций, но долгий срок закрытия сделки и создание СП, через которое получит контроль альянс в АвтоВАЗе, "могли вызвать опасения, что оферта вообще не будет выставлена". По мнению управляющего партнера коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрия Чернякова, оферта миноритариям АвтоВАЗа должна быть выставлена в любом случае. "По закону АО обязанность выставить публичную оферту возникает у того лица, которое совместно с аффилированными лицами увеличит долю в АвтоВАЗе выше 30%. Закон императивно предписывает выставление оферты иным акционерам общества в этом случае. Таким образом, если нынешний блокпакет Renault будет внесен в СП, то оферту должно будет выставить именно оно",– считает юрист. По его мнению, избежать оферты в подобном случае можно только через "серые схемы владения", но вряд ли на это пойдет Renault–Nissan.

Впрочем, отмечает Михаил Пак, пока вообще рано окончательно судить о конфигурации сделки. Оговорка о том, что достигнутые вчера соглашения не имеют "обязательной юридической силы", означает, что альянс "берет время до конца года, что провести глубокий due diligence АвтоВАЗа и принять окончательное решение", при этом объявление о сделке именно сейчас, накануне инаугурации президента Владимира Путина, "могло быть обусловлено в том числе политическими причинами". Того, что Renault–Nissan еще будет обдумывать параметры сделки, не скрывают и ее участники. В их пресс-релизе говорится, что альянс "в ближайшие несколько месяцев займется проверкой финансовых, юридических и экологических аспектов" деятельности АвтоВАЗа.

«Коммерсант»