АВТОСТАТ | Отзывные кампании "АвтоВАЗа" - сигнал остальным быть прозрачными

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

02.05.12Прочитали 308 раз

Отзывные кампании "АвтоВАЗа" - сигнал остальным быть прозрачными

Российские и иностранные компании, производящие автомобили в РФ, в основном избегают оглашения информации об отзывах машин, опасаясь за имидж. Опрошенные агентством "Прайм" эксперты уверены, что такие страхи не беспочвенны: в России у производителей сформировалась "культура непризнания" ошибок, а потребители воспринимают заявления об отзыве скорее как сигнал о ненадежности марки, нежели как заботу о безопасности.

ПЕРВОПРОХОДЕЦ "АВТОВАЗ"

Крупнейший российский производитель легковых автомобилей ОАО "АвтоВАЗ" в пятницу сообщил о самом массовом отзыве машин в своей истории. Компания объявила о намерении отозвать 70 тысяч Lada Kalina и 24 тысячи Lada Granta, произведенных за период с октября 2011 года по март 2012 года, поскольку во время ресурсных испытаний автомобилей при пробеге свыше 50 тысяч километров в отдельных случаях была выявлена потенциальная возможность истирания топливной трубки. И хотя ни одного обращения от потребителей с подобным дефектом не зафиксировано, "АвтоВАЗ" посчитал необходимым проверить все авто.

В начале января прошлого года "АвтоВАЗ" уже отзывал 10,5 тысячи автомобилей Lada Kalina, Lada Priora, Lada Samara, Lada 2105/2107 и Lada 4x4. Тогда в ходе заводских испытаний готовой продукции на двигателях отдельных машин обнаружились пружинные шайбы с несоответствиями. В конце 2010 года совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" провело проверку почти двух тысяч автомобилей, отгруженных дилерам по всем российским регионам, из-за возможных проблем с тормозной системой.

В прессе в очередной раз поднялась волна критики российского автогиганта, однако эксперты подчеркивают, что предприятие движется в правильном направлении.

"Несмотря на достаточно негативный оттенок, который несет в себе отзыв автомобилей Lada, стоит отметить сознательность "АвтоВАЗа" и оперативность данных мер", - говорит аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин.

"АвтоВАЗ" больше 40 лет был нерыночной компанией, и только в последние полтора-два года с новой командой идет в правильном направлении. Ведь во всем цивилизованном мире считается нормой признать свои ошибки, сказать, что вышла некачественная партия автомобилей. Ничего негативного в этом нет. Я считаю, что отзывная компания – это благо. Потому что серьезные вещи происходят крайне редко, но компании просто необходимо отозвать всю партию, где может быть брак, чтобы свести к нулю даже минимальные риски", - отмечает генеральный директор информационного портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

Аналитик "Атона" Михаил Пак полагает, что подобная тенденция объясняется влиянием новых акционеров. "Фактически "АвтоВАЗ" изменил свою стратегию поведения на рынке с приходом новых иностранных акционеров - Renault-Nissan, которые начали внедрять западные практики управления компанией. До этого "АвтоВАЗ" не готов был идти на подобные шаги из-за страха негативного влияния на имидж", - говорит эксперт.

ТАЙНЫЕ ОТЗЫВЫ

Дацкив обращает внимание на то, что отзывная компания "АвтоВАЗа" - не первая и не единственная в своем роде в России.

"Отзывные кампании у нас производятся, и их уже было достаточно много среди иностранных производителей, собирающих машины в нашей стране. Однако о них не объявляют во всеуслышание. Они попросту рассылают директиву свои дилерам, чтобы те оповестили всех владельцев машин, в которых возможен брак, посредством SMS, телефонных звонков, электронной почты, а также пригласили их на проверку", - говорит эксперт.

По его словам, иностранные компании пока не готовы говорить о том, что существуют проблемы с собранным в России автомобилем. "В первую очередь из-за пока еще довольно сложного восприятия иностранных автомобилей российской сборки и неутихающей полемики на тему превосходства импортированных машин. А тут еще и об отзыве объявят – очередной удар по имиджу", - рассуждает Дацкив.

ГРЕШИТЬ ЛИ НА КОМПЛЕКТУЮЩИЕ?

После очередного отзыва разгорается и полемика на тему того, почему это произошло – стали ли причиной комплектующие или ошибки разработчиков.

"Однозначно сказать, что автоконцерны отзывают автомобили по той или иной причине, нельзя. Всегда все происходит по-разному", - говорит Пак из "Атона".

Действительно, всех возможных причин для отзыва той или иной партии, не перечесть. Так, в текущем году Ford Motor Company отзывала по всему миру более 140 тысяч автомобилей Focus из-за возможных неполадок стеклоочистителя лобового стекла со стороны водителя.

В прошлом году японский автоконцерн Toyota Motor Corp. объявил об отзыве более 500 тысяч машин. Как сообщила компания, из-за неправильного использования смазочного материала внутреннее кольцо шкива коленвала может не совпадать с внешним, что способно вызвать отсоединение ремня насоса гидравлического усилителя руля. Ferrari в 2010 году отзывала более 1,2 тысячи автомобилей из-за вероятности самовозгорания; General Motors - почти 34 тысячи машин из-за неисправности датчика давления шин.

Однако руководитель информационного портала Auto-dealer.ru полагает, что определенная тенденция все же есть. "Если говорить о причинах, то среди них очень редко можно назвать определенную конструкторскую особенность или ошибку инженера. Потому что на машину тратят минимум 250 миллионов долларов, а вообще для того, чтобы разработать нормальную платформу, необходимо 500 миллионов долларов. Понятно, что в разработку этого автомобиля входят массовые проверки и тесты, которые проходят годами, а кузов меняется раз в пять, а то и в семь лет, то есть это большой срок, чтобы сделать нормальную машину", - сказал Дацкив.

По его мнению, основная проблема в поставщиках - когда компания делает технически более совершенный продукт, какой-то "наворот", то все его производители и поставщики комплектующих должны настроить свой бизнес под него. "Кому-то это удается, кому-то нет. Понимая, что стоимость автомобиля при этом возрастает, компания обращается к надежному поставщику с просьбой создать тот или иной продукт, но когда в ответ слышит определенную сумму, которая его не устраивает ввиду того, что машина еще больше подорожает, он ищет другого поставщика, который говорит, что сделает дешевле, а это – потеря качества. И когда потом эта деталь ставится на новые машины, и происходят сбои", - резюмирует эксперт.

«ПРАЙМ»

 
Загрузка...