Итоги Autostat Analytic Break: электромобили и гибриды в России | АВТОСТАТ

Итоги Autostat Analytic Break: электромобили и гибриды в России

0

Итоги Autostat Analytic Break: электромобили и гибриды в России

21 октября 2021 года

20 октября аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело онлайн-конференцию Autostat Analytic Break «Электрокары и гибриды в РФ» (видеотрансляция доступна по ссылке). Эксперты, дилеры и другие участники этого рынка подробно обсудили возможности развития электротранспорта в России. Что происходит сейчас? Какие тренды уже обозначились? Что может ускорить процесс «электрификации» в стране? С чем дилеры вынуждены справляться сами, а в чем могут рассчитывать на помощь государства? В этих и других темах разбирались участники форума.

Больше половины опрошенных россиян хотели бы купить электрокар

Екатерина Квашенкина, руководитель проекта Авто Mail.ru, рассказала о результатах опроса, который проводился на платформе ВК.

Так, порядка 60% опрошенных хотели бы в качестве следующего автомобиля приобрести электрокар. Однако, многих останавливает небольшая ёмкость батареи в современных электромобилях и, как следствие, малый запас хода между зарядками (32%). При этом около 30% указали на отсутствие развитой сети зарядных станций.

В свою очередь 58% респондентов уверены, что в обозримом будущем на дорогах России останется еще много автомобилей с традиционным ДВС. Но чуть более 40% верят в «зеленое» будущее нашей страны, когда все россияне будут ездить исключительно на экологически чистых машинах.

Мировые продажи автомобилей с ДВС падают, а на электротяге – растут

Общие цифры по мировому рынку электромобилей привел в своем выступлении Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ». Он отметил, что в 2020 году во всем мире было продано 3 млн 240 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов (BEV и PHEV соответственно), что на 43% больше, чем в 2019-м. Одновременно мировые продажи автомобилей с классическим ДВС сократились на 14%, из-за чего доля электромобилей увеличилась с 2,5% до 4,2%.

Мировым лидером по темпам роста «зеленого» рынка стала Европа, где в 2020 году было продано 1 млн 395 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов (+137% к 2019 году), а их доля показала взрывной рост – с 3,3% до 10,2%. Для сравнения: в Китае рынок электромобилей увеличился на 12% до 1 млн 337 тыс. экземпляров, а в США – на 4% до 328 тыс. единиц. Отметим, что на Европу, Китай и США приходится около 95% мировых продаж автомобилей на электротяге.

Эксперт напомнил, что ключевым моментом для развития рынка электромобилей является развитие инфраструктуры. Пока что в большинстве стран рост продаж электрокаров опережает рост сетей зарядных станций.

В нашей стране наблюдается аналогичная ситуация: продажи электромобилей растут стремительно, хотя этот сегмент все еще занимает лишь доли процента в общем объеме продаж новых легковых автомобилей. Тем не менее, в 2019 году рынок новых электрокаров и гибридов увеличился в 2 раза, а в 2020-м, несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, он вырос еще на 26%. Что касается вторичного рынка таких машин, то он существенно больше первичного: уже сейчас его доля превысила 1% (в отличие от 0,2% по рынку новых).

Как отметил Сергей Удалов, мы пока находимся в самом начале большого пути, на очень низкой стартовой точке.

Что мешает росту «зеленого» транспорта в России?

Взрывной рост продаж легковых электромобилей в 2021 году подтверждает, что тема электротранспорта – не просто хайп, а вполне ощутимая реальность. Только за 1 полугодие 2021 года в ЕС отмечен рост продаж «электричек» на 16%, в Китае – на 15%. И хотя в целом по миру цифра роста намного скромнее, уже становится понятно, что процесс не остановить. Об этом говорил Григорий Микрюков, руководитель Департамента отраслей промышленности и экологии Аналитического центра при правительстве РФ. Эксперт предупредил, что целевые показатели для России являются достаточно позитивными, но они не смогут быть достигнуты «в случае отсутствия ценового паритета с автомобилями с ДВС».

Никита Елизаров (руководитель моделирования отраслевых рынков Аналитического центра) перечислил главные факторы, которые на данный момент мешают развитию электротранспорта в России: высокая стоимость электромобилей при низком уровне доходов населения; значительное ценовое преимущество классических видов топлива в России по сравнению со странами ЕС и Восточной Европы (при их ценах на бензин экономические выгоды электрических двигателей очевидны, для нас – не везде и не всегда); большие расстояния и климатические условия; отсутствие в линейке отечественных электромобилей аналогов классическим седанам или хэтчбекам; слаборазвитая инфраструктура (возможность зарядки электромобиля главным образом только в городской среде); возможная отмена беспошлинного режима импорта электромобилей с 2022 года при полном отсутствии локализованного производства.

Чтобы успешно продавать электрокары, дилер должен думать об их зарядке

Дмитрий Баранов, представляющий Группу компаний «АВТОDОМ», сообщил, что она является лидером по продаже электромобилей. Также он поделился своими секретами успешных продаж автомобилей на электротяге.

Во-первых, важен сам продукт, считает Баранов. Porsche Taycan, который появился на авторынке нашей страны в 2020 году, стал сразу интересен клиентам как по дизайну, так и по инновациям. Тем не менее, всего за год у модели уже появилось 4 модификации. Во-вторых, необходима планомерная работа со страхами клиентов: многих пугала новизна технологий и слабость подготовки ремонтных и сервисных служб. В-третьих – и это стало самым весомым аргументом – участие дилера в развитии зарядной инфраструктуры. Вплоть до того, что дилеры стали помогать клиентам строить зарядные станции (сами или с помощью автопроизводителя) – как бытовые (до 22 кВт, обеспечивающие полную зарядку за 6 – 8 часов), так и быстрые (50 кВт, зарядка за 40 – 60 минут), и супербыстрые (дорогое оборудование стоимостью 14 – 16 млн рублей).

О необходимости помощи клиентам – покупателям электрокаров - говорил также Евгений Ощепков (компания Verra, Пермь). Чтобы прочувствовать проблемы клиента, сотрудники компании взяли на тест-драйв один из автомобилей Porsche Taycan и проверили не только возможности его подзарядки в городе, но и потенциального ремонта – на случай проблем с батареей. В результате из четырех имеющихся в городе зарядных станций зарядиться удалось только на одной, остальные были заняты.

Что же касается сервиса, то и здесь дилеры вынуждены пока справляться своими силами. В частности, Евгений Ощепков рассказал о том, что его компания инвестировала порядка 20 млн рублей в оборудование станции по обслуживанию электромобилей Porsche. К примеру, батарея у Taycan весит около 650 кг, и ее нужно снимать и перемещать внутри СТО, а для этого нужны сертифицированное оборудование и обученный персонал.

Эксперт уверен, что рынок электромобилей будет развиваться стремительно, а проблемы инфраструктуры можно решить сообща, если подрядчики грамотно подойдут к проектированию сети зарядных станций и СТО, а государство продолжит финансировать эту отрасль. Пока же в регионах развитие инфраструктуры идет медленно и отстает от столичных темпов примерно года на два.

В регионах электромобили стоят дешевле, чем автомобили с ДВС. В столице – наоборот

Антон Серков, руководитель проектов Drom.ru, рассказал об особенностях продаж «машин на батарейках» на классифайдах. Он отметил, что средняя цена легкового автомобиля с ДВС составляет сегодня 632 000 рублей, электромобиля – 1 415 000 рублей, гибрида – 1 902 000 рублей. При этом в большинстве регионов покупка электрокара обойдется дешевле, чем автомобиля с классическим ДВС, а в Москве и Санкт-Петербурге – наоборот. Это объясняется тем, что в столичных городах основная часть электромобилей – дорогие модели из премиального сегмента, чья стоимость начинается от 6 – 7 млн рублей. В регионах же речь идет о массовых моделях типа Nissan Leaf, цена на который вполне сопоставима с ценой на автомобиль с ДВС.

Александр Шаврин, организатор электромобильного сообщества EVPerm на базе Технопарка города Перми, рассказал о своем 7-летнем опыте владения «электричкой» Nissan Leaf. За год он проезжает на ней по 50 тысяч километров, при этом расходы на 1 км пути составляют в среднем 32 копейки. «Это очень хорошая история для бизнеса», - заметил Александр. В 2016 году в Перми было всего три «электровода», а сегодня только в чате WhatsApp (чат взаимопомощи и поддержки) их уже 154 человека. Вместе они собрали немало интересных советов по подзарядке батарей.

Больше мнений и практических советов от владельцев электромобилей и экспертов рынка можно найти в наших новостях на сайте, а также в записи видеотрансляции на канале Автостат ТВ. Кроме того, вы можете ознакомиться с нашим новым отчетом «Электрокары и гибриды в России», где приводятся конкретные данные о состоянии парка и рынка электромобилей.

Источник: АВТОСТАТ
Подписывайтесь
на наш телеграм-канал или на email рассылку

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью