Автомобильный рынок России- 2013. Предварительные итоги. | АВТОСТАТ

Автомобильный рынок России- 2013. Предварительные итоги.

0

17 декабря 2013 года

Согласно предварительной оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2013 году в России будет продано 2,6 млн. новых легковых автомобилей, что на 6% меньше, чем в 2012 году. Средняя цена автомобиля составила 900 тысяч рублей. Это примерно +6% к прошлогоднему показателю. При снижении объемов финансовая ёмкость рынка осталась примерно на уровне 2012 года и составила 2,34 трлн. рублей (в 2012 году – 2,33 трлн. руб.). Доля автомобилей, купленных в кредит составит порядка 47%. Об этом рассказал Сергей Целиков, директор агентства «АВТОСТАТ» на заключительном в 2013 году заседании клуба руководителей автобизнеса AutoBoss в Москве.

Основные тенденции 2013 года

На фоне снижающегося рынка положительную динамику показывали «премиум-сегмент», SUV и китайские бренды.

Премиум-бренды традиционно не зависят от поведения рынка. Поступательньй рост объемов демонстрировали Mercedes-Benz, BMW, Audi, Land Rover, Jaguar, Jeep. Сохранили объемы продаж на уровне прошлого года Lexus и Porsche. Премиум растет быстрее еще и потому, что срок владения автомобилем составляет порядка 3 лет, что значительно меньше, чем в целом по парку.

Доля SUV уже превысила 35 %. В основном - за счет компактных кроссоверов и, в том числе, за счет так называемых псевдокроссоверов. Хитом года стал Renault Duster, который по большому счету остается вне конкуренции. В этом году с конвейера Автофрамоса сошел уже стотысячный Duster, а за 2013 год продажи кроссовера должны составить порядка 84 тыс. шт. Среди других моделей, популярных у россиян, можно назвать Toyota RAV 4, продажи которой росли благодаря выходу на рынок обновленной модели, и Nissan Qashqai, который смог удержать прошлогодние объемы продаж.

Китайские бренды, общая доля которых в настоящее время на рынке РФ составляет свыше 3%, будут увеличивать свою долю на 1,5-2% в год. Как правило, китайские бренды пытаются навязать конкуренцию в сегменте недорогих иномарок и кроссоверов. Цена остается основным аргументом, но также постепенно растет и качество, улучшается дизайн и прочие характеристики автомобилей. По динамике роста лидируют Geely, Great Wall, Lifan.

Корейские бренды SsangYong, KIA и Hyundai росли за счет широкого модельного ряда и удачного сочетания цены и качества.

Сегменты B и C падали быстрее рынка. Долю у них отбирает сегмент SUV

У бренда LADA по итогам года - падение существенно ниже рынка. Причин несколько: во-первых, у него самая большая доля на рынке и ее сложнее удержать; во-вторых, цены пошли вверх за счет прекращения выпуска дешевых автомобилей и ввода более дорогих комплектаций. Конкурентами LADA сегодня являются не только китайские марки и бюджетные новые иномарки, но и подержанные иномарки. Кроме того, владельцы LADA реже меняют автомобиль - «средний срок владения автомобилем» превышает 5 лет. У тех, кто купил машины при выходе из кризиса в 2010-11 году, еще не пришла потребность в замене.

Если смотреть на карту продаж по регионам, четко видно: чем дальше на восток, тем больше падение рынка. Самое большое падение рынка на Дальнем Востоке. Вся европейская часть России примерно на одном уровне, на Северо-Западе – ситуация чуть лучше, что связано с более плавным восстановлением рынка после кризиса 2009 года.

Автокредитование и льготы

В середине 2013 года была объявлена госпрограмма субсидирования процентных ставок по автокредитам. Условия ее несколько отличались от программы льготного автокредитования, действовавшей в 2009-2011 гг. В этот раз, в рамках программы можно было приобретать новый легковой автомобиль или LCV стоимостью до 750 тысяч рублей, причем не только автомобили российского производства, но и импортные, что обусловлено правилами ВТО. О намерении участвовать в программе заявили более 150 российских кредитных организаций.

По итогам реализации госпрограммы в период с июля по ноябрь 2013 года в кредит по льготной ставке было реализовано более 184 тысяч автомобилей. Согласно прогнозу Минпромторга, по итогам 2013 года по программе будет продано около 248 тысяч машин, что превысит первоначальный прогноз на 15%. На эти цели будет направлено 7,8 млрд. рублей бюджетных средств в период с 2013 по 2016 годы. Доходы федерального бюджета в виде НДС и акцизов с проданных в рамках данной программы автомобилей только в 2013 году составят порядка 21 млрд. рублей. Завершится программа 31 декабря 2013 года. Степень влияния программы на рынок оценить сложно, но она однозначно удержала рынок от более глубокого падения.

В целом с помощью всех программ автокредитования на рынке реализуется от 45 до 50% автомобилей.

Меняется клиент

За последние несколько лет клиент автосалона сильно изменился. Он становится более информированным, более грамотным. Приобретая уже не первую, а вторую, третью, четвертую иномарку – становится более подкованным в техническом плане. Собрав полную информацию об автомобиле в Интернете, зачастую клиент точно знает, что он хочет. Потенциальный покупатель приходит к дилеру с распечатками комплектаций и цен, и, порой, учит менеджера, как продавать продукт. Клиент вынуждает дилера продавать автомобиль со скидкой.

Дилеры воюют скидками

Со второй половины года в дилерских центрах наметилась устойчивая тенденция завлечения клиентов скидками. В результате на рынке можно встретить предложения со скидками от 20 до 200 тысяч рублей. Дилерская маржа в массовом сегменте в результате упала до предела. Дилеры фактически реализуют автомобиль себе в убыток, чтобы вернуть взятые под процент деньги в расчете на то, что, продав машину, позже смогут заработать на сервисе. Сегодня перед ними стоит задача зарабатывать на послепродажном обслуживании.

Цены растут

Средняя цена на новый легковой автомобиль выросла до 900 тысяч рублей (+6% к прошлому году). Это происходит вследствие того, что идет смещение в более дорогой диапазон. Сегодня 25-35 тысяч долларов – это средняя цена. Дешевые машины снимаются с производства, в то же время люди стараются пересаживаться на более комфортабельные, а, значит и более дорогие модели. Кроме того, в «премиум»-сегменте бренды расширяют свои линейки в сторону понижения цены, начав выпускать более доступные варианты комплектаций, за счет этого переманивают покупателей из сегментов С и D.

Прогноз на 2014 год

В 2014 году продолжатся тенденции 2013 года. Это рост продаж SUV и китайских брендов. Премиальные бренды будут продолжать наращивать объемы. Доля LADA на рынке будет плавно снижаться, чему будет способствовать начало производства японской модели Datsun на АВТОВАЗе. Конкуренция среди дилеров будет усиливаться, особенно в сегменте бюджетных автомобилей.

Аналитики АА «АВТОСТАТ» считают, что падение рынка продолжится. По отношению к нынешнему году ожидается минус 5 %.

«Мой личный прогноз, что рынок упадет еще больше. Причина одна – экономика не растет, и главное, нет понимания, за счет чего она может расти. Процессы сокращений производства на предприятиях, остановки, заявленные на январь, только начинаются. В финансовой сфере тоже ситуация непростая, даже напряженная. Думаю, кризиса резкого, большого, как в 2008 году, не случится, будет долговременная стагнация. К этому готовились, ситуацию сдерживали, но какой-то программы развития у правительства, за счет чего сейчас обеспечить рост, нет». - отмечает Сергей Целиков, директор агентства «АВТОСТАТ».

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью
  • Результаты конкурса