Правительство продлило на 2016 год госпрограммы стимулирования автомобильного рынка – обновления парка (выделено 22,5 млрд руб.), льготного автокредитования (11,3 млрд руб., с учетом обязательств 2015 года) и льготного автолизинга (5 млрд руб.).
«Мы приветствуем любые государственные инициативы по поддержке автомобильной индустрии в России и довольны, что все меры господдержки в условиях кризиса официально продлены на весь год», – комментирует представитель KIA. Об этом же говорят представители КАМАЗа, АВТОВАЗа и других автоконцернов.
Как пишет газета «Ведомости», некоторые условия программ изменились по сравнению с 2015 годом. Так, максимальная стоимость автомобиля для участия в госпрограмме льготного автокредитования (за счет бюджета снижается стоимость кредита) была увеличена на 150 тыс. рублей до 1,15 млн рублей. Нововведение продажам лидера рынка – АВТОВАЗа – не поможет: указанная цена «намного превышает предельные стоимости любой модели LADA», отмечает представитель компании. Об увеличении максимальной стоимости машин по госпрограмме чиновников просили иностранные автоконцерны из-за девальвации рубля, которая привела к удорожанию автомобилей, рассказывали источники «Ведомостей». Представитель KIA называет эту программу «самым эффективным инструментом поддержки продаж автомобилей» компании в России.
Основная мера поддержки всего авторынка – программа обновления парка (из бюджета автопроизводителям компенсируются скидки на машины). В этом году для крупных производителей грузовиков и автобусов смягчено условие для получения госсубсидий, касающееся количества продукции, выпущенной в предыдущем году. Это связано с падением производства, объясняет сотрудник одного из автоконцернов. К примеру, КАМАЗ в 2015 году произвел около 30 тысяч грузовиков и автобусов, годом ранее – более 35 тысяч штук, приводит данные его представитель.
Произошли изменения и в программе льготного автолизинга. Теперь в ней может участвовать транспорт, произведенный не только в этом году, но и в предыдущем. Это логично – в противном случае передавать клиентам в начале 2016 года по программе было бы нечего, комментирует гендиректор «Европлана» Александр Михайлов. Внесенное изменение позволит компенсировать скидки, предоставленные лизинговыми компаниями в начале года, говорит директор департамента Carcade Юлия Тарасова. Кроме того, такое ограничение оказало бы негативное влияние и на авторынок, отмечает Михайлов: остатки с прошлого года никто бы не покупал, «потому что выпущенные в 2016 году автомобили оказались бы дешевле за счет 10%-ной скидки по госпрограмме». У КАМАЗа количество выпущенных в 2015 году машин не превышает месячных продаж, говорит представитель компании. «У нас практически нет машин прошлого года, так как мы экономим оборотный капитал, минимизируя запасы на складах», – сказал представитель «Группы ГАЗ». У АВТОВАЗа под программу попадает коммерческая версия LADA Largus. Это «одна из наиболее популярных моделей LADA, которая не задерживается на складах вне зависимости от версии», отмечает представитель предприятия.
Чиновники изучали возможность возвращения легковых пассажирских машин в программу льготного лизинга, рассказывали источники «Ведомостей». Но в продленной программе их нет. На этом настояли российские производители коммерческой техники, поясняют источник, близкий к одной из лизинговых компаний, и сотрудник одного из автозаводов. «Мы сожалеем, что программа льготного автолизинга не распространяется на легковые автомобили, но даже в этих условиях намерены активно развивать данный канал продаж [в рамках собственной программы]», – замечает представитель KIA. Вопрос о возвращении легковых автомобилей в программу льготного лизинга еще будет обсуждаться, но не ранее июля, замечает Тарасова. Ее компания выступает за возвращение в программу льготного лизинга недорогих моделей легковушек отечественных марок.