АВТОСТАТ | Акционеры АВТОВАЗа ищут замену Бу Андерссону

Горячая новость

Все новости

B2B-Автобизнес

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

29.02.16Прочитали 102 раз

Акционеры АВТОВАЗа ищут замену Бу Андерссону

Бу Андерссон АВТОВАЗ.JPG

Владелец блокирующего пакета АВТОВАЗа – госкорпорация «Ростех» ищет замену нынешнему президенту предприятия Бу Андерссону. Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники, возглавить компанию предлагали гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, но тот отказался. С кем еще велись или ведутся переговоры, неизвестно.

Сменить Бу Андерссона хочет не только «Ростех», но и Renault-Nissan (владеет контрольным пакетом акций АВТОВАЗа), который недоволен работой Бу Андерссона из-за плохих финансовых результатов завода.

Напомним, Бу Андерссон приступил к работе на АВТОВАЗе в начале 2014 года, с ним подписан трехлетний контракт. Никто из собеседников «Ведомостей» не говорит, возможно ли досрочное увольнение топ-менеджера. «Определенные решения будут приняты», – обещает лишь один из них. Может произойти как досрочная отставка, так и назначение в пару Бу Андерссону человека, который возьмет на себя все оперативное управление компанией, добавляет он. Ближайший совет директоров АВТОВАЗа должен состояться в марте, но дата пока не утверждена. Повестки заседания тоже еще нет, говорят источники.

Тот факт, что акционеры уже сейчас ищут кандидата, вовсе не говорит о возможности досрочной отставки действующего президента АВТОВАЗа, отмечает председатель совета директоров TopContact Артур Шамилов: поиск топ-менеджера такого уровня занимает 6-9 месяцев. Получит ли Андерссон право на «золотой парашют» в случае досрочной отставки, неизвестно. Как правило, размер компенсации при досрочном расторжении контракта составляет 6-12 окладов, отмечает Шамилов. Бу Андерссон говорил, что получает 50 тысяч долларов в месяц в рублевом эквиваленте.

Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов еще осенью 2015 года раскритиковал Бу Андерссона за его методы оптимизации штата. «Народ выгнали на улицу, – говорил он. – Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче». В 2014 году численность в рамках антикризисного плана компании сократилась почти на 20%, в 2015 году – еще примерно на 15% до 44500 человек. Но тогда Сергей Чемезов говорил, что «вопрос о смене генерального директора АВТОВАЗа пока не стоит, но какую-то воспитательную работу надо провести».

Президент Renault-Nissan Карлос Гон, который и выдвинул кандидатуру Бу Андерссона, не раз заверял, что его работой альянс доволен. Он «неожиданно» оказался в ситуации, когда рынок «сократился наполовину». «Люди не понимают, насколько это жестокий шок для АВТОВАЗа», – говорил Карлос Гон в январе.

Среди задач, поставленных перед Бу Андерссоном, – вывод на рынок новых моделей, получение компанией 20%-ной доли на рынке, выход на положительный денежный поток. И если новинки были выведены (ключевые – LADA Vesta и LADA XRAY), а доля приблизилась к нужному показателю (почти 18% по итогам 2015 года), то с финансами у компании большие проблемы. Чистый убыток АВТОВАЗа в 2015 году увеличился почти втрое до 73,9 млрд рублей, чистый долг – почти на 50% до 88,8 млрд рублей, у компании отрицательный свободный денежный поток (минус 27,9 млрд рублей). Главными причинами роста убытка компания называет удорожание комплектующих на фоне девальвации рубля и падение спроса. В 2015 году российские продажи автомобилей LADA упали на 31% на фоне общего сокращения рынка на 36%.

Среди других поводов для недовольства Бу Андерссоном со стороны альянса может быть сокращение числа задействованных специалистов от альянса и повышение расценок на контрактную сборку (группа выпускает автомобили Renault, Nissan, Datsun, а также узлы и компоненты), полагает источник, близкий к АВТОВАЗу. Один из поставщиков предприятия, напротив, считает, что с приходом Бу Андерссона влияние альянса усилилось: приоритет в закупках получили глобальные поставщики Renault-Nissan.

При текущем рынке никто – ни Андерссон, ни другой президент компании – не смог бы вывести АВТОВАЗ в прибыль, уверен один из контрагентов завода. Падение спроса оказалось затяжным, что сильно усложнило задачу, соглашается источник, близкий к АВТОВАЗу. Но Бу Андерссону не удалось сформировать эффективную команду, способную минимизировать потери. Местным кадрам он предпочитает привлеченных менеджеров, но и они далеко не все могут ужиться с авторитарным стилем управления Андерссона, поясняет он.