Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ» («Автозаводец») | АВТОСТАТ

Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ» («Автозаводец»)

0

Пять, пятнадцать, двадцать пять - так емко сформулировал приоритетные направления стратегии «Группы ГАЗ» на 2016 год президент компании Вадим Сорокин. За простыми цифрами стоят амбициозные задачи: сокращение себестоимости на 5%, увеличение доли на рынке в среднем на 15% и повышение объема выручки от экспорта до 25%.

О том, как компания будет осуществлять планы и каких результатов удалось достичь в прошлом году, Вадим Сорокин рассказал газете «Автозаводец».

Вадим Сорокин.jpg

— В условиях падения спроса на автомобильном рынке с какими глобальными вызовами столкнулась компания в 2015 году?

— При формировании бизнес-плана на год мы учитывали прогнозы аналитиков, ситуацию на рынке, рост цен на импортные комплектующие, колебания курса валют, политику банков и другие факторы. Да, цены на комплектующие зарубежных производителей возросли. Это повлияло на увеличение себестоимости и нашей продукции, и продукции российских поставщиков, которые тоже закупают часть компонентов за рубежом.

Выросла процентная ставка по кредитам коммерческих банков: к началу 2015 года она достигала 17% для промышленных компаний. А значит, увеличились платежи по существующим финансовым обязательствам, возросла стоимость инвестиций в проекты развития.

Но мы ожидали этого, работали по кризисному сценарию, проводили корректирующие мероприятия и в итоге сумели достичь целевых показателей.

— Каковы результаты работы «Группы ГАЗ» в прошлом году?

— В каждом из дивизионов ситуация была разной. Так, «Легкие коммерческие и легковые автомобили», даже несмотря на значительное падение рынка, нарастили рыночную долю, выполнили план по доходности. Это заслуга всего коллектива, результат напряженного труда производственников, которые находили возможность для снижения себестоимости, продавцов, использующих различные инструменты привлечения клиентов. Выпуск цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT» стал для нас качественным рывком - с новой моделью мы можем не только потеснить конкурентов в России, но и увеличить экспортные продажи.

Хороших результатов достиг и дивизион «Автокомпоненты», который обеспечивал потребности внутри компании в производстве новых продуктов и активно развивал сотрудничество с внешними заказчиками. Одной из сложных задач, к решению которой сотрудники дивизиона приступили в зимние каникулы, стала доработка штамповой оснастки для усиления жесткости боковой поверхности цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT» на заводе штампов и пресс-форм.

Еще одно достижение - разработка пневмоподвески на шасси «ГАЗона NEXT», которая будет использована при выпуске автобуса «Вектор NEXT». Более того, это важный шаг в рамках подготовки производства седельного тягача на базе «ГАЗона NEXT».

Дивизион «Силовые агрегаты» понес потери на рынке готовых моторов для основного заказчика - МАЗа, который находится в непростом положении. Но ярославцы сумели освоить новые рынки сбыта, к примеру, начали поставлять моторы для тракторов, комбайнов. Стали уделять серьезное внимание рынку запасных частей, увеличили реализацию и в итоге компенсировали часть потерь, связанных с сокращением продаж готовых двигателей.
Кстати, ЯМЗ, создав семейство 530-х моторов, обеспечил себе важное конкурентное преимущество: раньше двигатель такого высокого уровня можно было приобрести лишь за рубежом. Это реальный пример импортозамещения. Теперь мы предлагаем клиенту и среднетоннажники, и автобусы, и грузовики «Урал» с собственным мотором.

Сильнее всего в прошлом году кризис отразился на рынке продукции дивизиона «Автобусы», поскольку серьезно сократились бюджеты регионов на закупку транспорта. Надеюсь, в 2016 году, когда страна начинает готовиться к Чемпионату мира по футболу, ситуация улучшится. Да, нам придется побороться за заказы, но мы к этому готовы.

Успешных результатов в прошлом году достиг дивизион «Грузовые автомобили»: коллектив хорошо поработал на внутреннем рынке, дал старт новому автомобилю «Урал NEXT». Использовал дивизион и девальвацию рубля, нарастив объем экспорта. Доходность бизнеса грузовых автомобилей позволила во многом компенсировать потери в других направлениях.

В этом сила нашей компании: мы производим широкий спектр коммерческого транспорта, двигателей, автокомпонентов, работаем в разных сегментах и можем помогать друг другу, корректировать загрузку на предприятиях в зависимости от спроса на ту или иную технику. Еще одно наше преимущество - интеграция, применение одного и того же эффективного модуля на разных продуктах компании: кабина для «ГАЗели NEXT» встала на «Урал» и «ГАЗон», унифицированное шасси «ГАЗона NEXT» будет основой для автобуса и седельного тягача, а двигатель ЯМЗ можно использовать практически на всей линейке автотехники «Группы ГАЗ».

— Каким образом «Группа ГАЗ» реализует стратегию импортозамещения, которая объявлена приоритетной во всей стране?

— Чтобы импортозамещение принесло серьезные дивиденды, недостаточно создавать небольшие производства отдельных компонентов для удовлетворения собственных нужд. Напротив, необходимо завоевывать рынки сбыта готового продукта, конкурировать с иностранными производителями.

Я считаю, что примером эффективного импортозамещения может стать ЦМФ «ГАЗель NEXT». Ведь в 2013 году, когда кризисные явления в экономике страны еще не были очевидными, «Группа ГАЗ» в среднем выпускала для российского рынка 25 тысяч «ГАЗелей БИЗНЕС» с цельнометаллическим кузовом и занимала при этом около 25% в данном сегменте. В то же время иностранные производители контролировали около 60% - та доля, за которую мы можем бороться с зарубежными компаниями, предлагая клиентам ЦМФ «ГАЗель NEXT».

Аналогичный сценарий уже опробован «Группой ГАЗ» с началом производства «ГАЗона NEXT». Если с прежней версией автомобиля мы занимали до 56% в сегменте среднетоннажных грузовиков, то со стартом новой модели 19 сентября 2013 года увеличили свою долю до 72%, отняв «кусок пирога» у иностранных компаний.

— Корректировала ли «Группа ГАЗ» планы развития экспорта?

— По итогам 2015 года 22% в выручке компании пришлось на поставки за рубеж. В 2014-м мы только еще определяли приоритеты, изучали возможности завоевания новых рынков. Утвердили стратегию «3+2», которая в том числе предполагает рост экспорта. А теперь у нас есть программа развития этого направления, рассчитанная на 5 лет. Она амбициозна, но реалистична и предусматривает увеличение доли продаж за пределами РФ к 2020 году до 50% от выручки. Для примера, федеральное правительство, которое сейчас завершает разработку мер поддержки отрасли, определило целевой рост доли экспорта в 25% от выручки только к 2025 году. Мы же должны достичь такого результата уже в 2016-м: бизнес-план компании утвержден, задачи перед дивизионами поставлены.

— Насколько реально при таких планах увеличение доли на рынке России на 15% уже в текущем году?

— Конечно, в некоторых сегментах «Группе ГАЗ» уже некуда расти в пределах страны, но нам важно сохранить свое лидерство. Есть ниши, где наша техника может завоевать очень солидные позиции. 15% роста - залог того, что, когда спрос восстановится, мы не потеряем клиентов и сможем быстрыми темпами увеличить доходность. То есть, выиграем не сражение, а войну.

— Над чем еще предстоит работать коллективу «Группы ГАЗ» в этом году?

— Качество - это то, от чего напрямую зависят увеличение доли на внутреннем рынке и рост экспортных продаж. Сейчас сложно прогнозировать, как будет складываться экономическая ситуация, что станет с ценой на нефть или с курсом доллара. Но мы должны сокращать накладные расходы, находить внутренние резервы, добиваться лучших цен от поставщиков и тем самым снижать воздействие внешних факторов на бизнес.

«Группа ГАЗ» продолжит реализацию инвестиционной программы. В марте приступим к выпуску цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT» со средней базой. В конце апреля - мае выпустим первые автобусы «Вектор NEXT». Немало работы предстоит в связи с массовыми продажами в этом году ЦМФ «ГАЗель NEXT» и «Урала NEXT». Планируем сделать более утилитарным «Соболь 4х4», адаптировать его, в том числе к запросам охотников и рыболовов.
Еще одна масштабная задача - старт серийного производства двигателя ЯМЗ-534 на метане: его испытания завершились на Ярославском моторном заводе.

Помимо этого нам предстоит осуществить небольшие, но принципиально важные проекты, приспособив автомобили к требованиям конкретных рынков, разрабатывая продукты для новых сегментов. В частности, планируем заниматься созданием «ГАЗона NEXT» с полной массой 12 тонн, «ГАЗели NEXT» с полной массой 4,6 тонны.

— Параллельно с развитием существующего модельного ряда «Группа ГАЗ» реализует долгосрочные программы, связанные с разработкой электромобилей, беспилотников. Каких результатов удалось достичь в этих направлениях?

— Вообще сейчас отношение к автомобилям меняется во всем мире. Есть глобальные тренды, которые мы не можем игнорировать. Так, появление электромобилей не связано с сокращением невозобновляемых ресурсов. Каменный век закончился не потому, что закончились камни, а потому, что кто-то изготовил топор из бронзы… Здесь свою роль играет прогресс. У людей возникает потребность в электромобилях и в беспилотном транспорте. Интернет в автомобиле очень скоро появится, и наступит век автомобиля в сети. «Группа ГАЗ» в ответ на новые вызовы тоже участвует в процессе перемен.

Объединенный инженерный центр уже проводит испытания и сертификацию образца электромобиля. В этом году планируем изготовить первую партию и передать московскому заказчику для тестирования. Продолжаем работать над беспилотниками, реализуя программу пока на собственные деньги.

— Прогнозы - дело неблагодарное. Но все же что, по вашему мнению, будет происходить в автопроме в 2016-м?

— Хорошим знаком является то, что правительство отнесло автомобилестроение к ключевым отраслям и к 1 марта планирует разработать программу ее развития на период до 2025 года. В январе проект представили руководителям автомобильных компаний страны. Предполагается, что в 2016-м объем государственной поддержки сохранится на уровне прошлого года.
«Группе ГАЗ» интересна программа обновления автомобилей «скорой помощи» и парка школьных автобусов. Мы рассчитываем участвовать в развитии техники на газомоторном топливе. И нам, несомненно, нужно использовать свое конкурентное преимущество - возможность выпускать автомобили с двигателями собственного производства, в том числе CNG.

Главная цель «Группы ГАЗ» - укрепить позиции на рынке России и активно осваивать зарубежные. У нас хороший продукт с доступной ценой, эффективные каналы продажи, и мы регулярно представляем новинки. Перед коллективом компании поставлены четкие, конкретные задачи: 5/15/25 - это не просто цифры. Они подтверждены бизнес-планами каждого дивизиона. Мы понимаем, как достичь таких результатов.

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью