Игорь Моржаретто: "По тундре, по железной дороге…" | АВТОСТАТ

Игорь Моржаретто: "По тундре, по железной дороге…"

2607 0

Вообще-то в классической лагерной песне поется так: «По тундре, по железной дороге, где курсирует поезд «Воркута-Ленинград»... И дальше про несчастную судьбу двух зэков, которые сбежали из северного лагеря и пытаются добраться по насыпи до человеческого жилья. В песне, помниться, все закончилось грустно. В нашей сегодняшней жизни мы путешествовали зимой как раз по тем местам, где 60 с лишним лет назад заключенные строили очередную железную дорогу… С приключениями, конечно. Но с каким удовольствием!

Renault Duster_тундра.JPG

Дорога, которую мы выбрали

Короткая историческая справка.

Кольская железная дорога - неофициальное название объекта № 509 в Мурманской области, одной из знаковых строек ГУЛАГа. После Великой Отечественной войны на восточных берегах Кольского полуострова собирались создать две новые военно-морские базы, для чего и понадобилась протянуть через тундру ветку железной дороги. Для этого в конце 1951 года около станции Титан открыли лагерь, в котором содержалось около 5 тыс. «зэков». За два года они уложили от 60 до 100 км рельсов (данные разнятся), еще на 150 км уложили насыпь, отсыпали грунтовую дорогу… После смерти Сталина в марте 1953 года строительство было остановлено, законсервировано, а позже, в конце 1950-х - и вовсе заброшено. Но ветка Титан-Ревда протяженностью 45 км используется до сих пор. Остальные уложенные уже рельсы были сняты - частично вскоре после прекращения строительства, частично – лет 10 назад. Железнодорожная насыпь и грунтовая дорога местами неплохо сохранялись.

По ним и проходил наш маршрут.

…Честно говоря, порой несложная вроде дорога вызывала нешуточные опасения, ведь оставленные на насыпи шпалы, припорошенные снегом, оказались очень скользкими. А сильный боковой ветер изрядно раскачивал автомобили – того и гляди, можно съехать по насыпи вниз… И не так страшно, случись это в тех местах, где она невысокая, но ведь полным-полно таких участков, где справа и слева – откосы по несколько десятков метров, а внизу – то речка, то незамерзшее озеро, а где и просто огромные валуны. Но объезда нет — с обеих сторон лес. Не пришлось даже включать режим Lock – в обычном Auto полноприводные автомобили без устали скакали по старым шпалам, форсировали ручьи и подымались на крутые насыпи. И так — три дня.

А ведь это совсем не рамные вездеходы! Зато какая подвеска! Какие бы кочки и колдобины не встречались на пути (не говоря уже о натуральной «стиральной доске» из старых шпал), пробить уникальную подвеску так и не удалось.

Renault Duster.JPG

В нескольких местах пришлось перебираться по старым, полуразрушенным мостам – но все обошлось… Только однажды один из автомобилей мягко соскользнул с невысокой в том месте насыпи и боком осторожно лег на невысокие деревья. Не страшно – зацепили его тросом; с одной стороны – тянул другой автомобиль, с другой – выталкивали дюжие коллеги- журналисты. Разом навалились – и машина вернулась на насыпь. Только бок чуть поцарапала, не страшно…

А еще были несколько длинных переходов по грунтовкам и зимникам Карелии и Мурманской области. Причем в обоих случаях нас ждала глубокая колея в снегу, спуски, подъемы и крутые повороты. Ведь дорога в условиях тундры – вещь специфическая, она то взлетает на бесчисленные сопки, то проходит бродами через бесчисленные же ручьи. Которые порой даже в лютый мороз не замерзают! А еще мы видели северное сияние и купались с белухами в Белом море. При температуре воды в минус один градус. Круто!

Renault Duster_белуха.jpg

Автомобили, которые мы выбрали

В экспедиции Duster Arctic Challenge, как ясно из названия, участвовали почти стандартные автомобили Renault Duster. Причем доработки были сделаны только самые необходимые для существования в условиях полярной ночи и низких температур. Во-первых, важнейшие узлы под днищем автомобилей были прикрыты стальными листами. Во-вторых, обуты они были в новые шипованные зимние шины DUNLOP GRANDTREK ICE02, которые реально обеспечивали автомобилю отличную устойчивость на льду, исключительную проходимость на заснеженных дорогах. Впрочем, они позволяли на недавно сданных участках трассы М-18 «Кола» разгоняться до 110-120 км, причем автомобиль при этом показывал хорошую управляемость. В-третьих, машины с дизельными моторами были оснащены дополнительно жидкостными автономными отопителями Eberspächer HYDRONIC; они значительно облегчают запуск двигателя в холодную погоду и быстро прогревают салон. А дополнительные светодиодные прожекторы на крышах автомобилей – это просто песня!..

Renault Duster_2.jpg

А в остальном, прекрасная маркиза, это были совершенно обыкновенные серийные кроссоверы Duster с механическими коробками передач. Они отличались только моторами. На выбор – бензиновые двигатели 1,6 и 2 л, дизельные – 1,5 л.

На вкус и цвет…

Самая интересная новинка сезона – новый мотор 1,6 л. Впрочем, это новинка лишь для кроссовера Renault, а на машины партнера по альянсу - марки Nissan – этот двигатель устанавливают давно. Мы его знаем по седану Sentra, хэтчбеку Tiida и «паркетнику» Juke. Вероятно, скоро он «пропишется» и на седане Lada Vesta. Из «плюсов» этого мотора – увеличенная (по сравнению с предшественником) мощность, уменьшившийся расход топлива - и надежность. Ведь тут в приводе ГРМ используется не ремень, а цепь, которая не требует замены в течение всего срока службы мотора.

И что же? На трассе, если говорить честно, 114 сил мотора явно не хватает. Увы, все время, особенно при обгоне и подъемах в гору, приходится переходить на нижние передачи. Иначе – никак… И расход топлива – недетский: порядка 10 л на 100 км. Многовато будет… Но на малой скорости, в бездорожье, в заснеженной колее бюджетный кроссовер преображается! С клиренсом 21 см можно не бояться сесть на пузо, а тяги вроде бы маломощного двигателя хватает, чтобы смело бросаться в глубокую «тракторную» колею и не бояться лезть через целину. В общем, даже с таким мотором Duster - настоящий «проходимец»!

Renault Duster_3.JPG

Двухлитровый бензиновый двигатель (143 л. с.) у нас известен давно, но теперь он оснащается системой изменения фаз газораспределения. За счет этого немного выросла мощность; интенсивный разгон обеспечивается уже с низких оборотов. На всех автомобилях программа управления двигателем может быть переведена в экономичный режим работы простым нажатием кнопки Eco. Все это, конечно, здорово, но по моим подсчетам, расход топлива великоват для современного автомобиля – в среднем около 11 л/100 км.

Ну, а новый турбодизель 1.5 dCi (109 л. с.), который у нас появился полгода назад — вообще один из лучших дизельных двигателей в мире. И это не преувеличение! Он устанавливается не только на автомобили Renault и Nissan, но и на Mercedes. Отличная тяга (максимальный крутящий момент 240 Н*м при 1750 об/мин) помноженная на рекордно низкий расход топлива (по паспорту всего 5,3 л/100 км) – вот гарантия успеха. В общем, при всем богатстве выбора большинство коллег на второй день однозначно захватывали автомобили с дизельными моторами.

Кстати, в день стоянки у поселка Нельма-губа на севере Карелии нам предоставили возможность протестировать и гусеничный Duster. Теоретически такой вездеход можно сегодня заказать в России. Посадка машины становится намного выше, управление – тяжелее, расход топлива возрастает многократно, но зато проходимость у новоявленного «трактора» - феноменальная. Максимальная скорость, по моим ощущениям – не более 40 км/час, но больше и не надо. Зато поменять обычные колеса на всю эту премудрую гусеничную систему специалисты могут всего за час! Серийно вездеход пока не выпускается, но есть возможность быстро его организовать - если будет интерес со стороны потенциальных клиентов. Цена, правда, не известна.

Renault Duster_гусеницы.JPG

Кстати, по поводу цены. С учетом уже объявленного на январь повышения самый простой Duster в начальной версии Authentique обойдется в 629 тыс. руб., полноприводный вариант – от 745 тыс., а цена хорошо укомплектованной машины составит 800-850 тыс. руб. Так что выбор есть, хотя лично я, конечно же, голосую за полный привод, «дизель» и 6-ти ступенчатую «механику». На таком внедорожнике – хоть по тундре, хоть по железной дороге, а хоть и по Тверской. Впрочем, это уже другая песня.

, источник: АВТОСТАТ

Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью