АВТОСТАТ | Автоконцерны предлагают изменить схему госпрограммы утилизации

Горячая новость

Все новости

B2B-Автобизнес

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

11.11.15Прочитали 75 раз

Автоконцерны предлагают изменить схему госпрограммы утилизации

Hyundai_Solaris_plant.jpg

На фоне ускоряющегося падения автопродаж ряд автоконцернов предложил Минпромторгу изменить распределение квот по программе утилизации в случае, если она будет продолжена в следующем году.

Как пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, сейчас в Минпромторге обсуждается идея коррекции системы выплат компенсаций по госпрограмме обновления парка (субсидирование скидок в 40-350 тысяч рублей при утилизации старой машины или сдаче ее в trade-in). Речь идет о том, чтобы с 2016 года в случае продления меры выдавать автоконцернам квоты пропорционально уровню локализации производства. До сих пор квоты по программе распределялись в зависимости от объемов выпуска машин.

Собеседник издания добавляет, что также, возможно, будет учитываться и объем инвестиций, поясняя, что идея в начальной стадии разработки и финальной схемы ее технической реализации и критериев расчета еще нет. Зато есть «общая концепция», с которой, по данным источников, согласен Минпромторг, поскольку «государство должно поддерживать тех, кто в него инвестирует и кто настроен на долгосрочное сотрудничество». Так будет стимулироваться рост уровня локализации на падающем рынке, добавляет источник.

Госпрограмма запущена в сентябре 2014 года, в ней участвуют легковые машины, LCV и грузовики российской сборки. С начала года на программу выделено 20 млрд рублей (документы о еще 2,5 млрд рублей, обещанных на четвертый квартал, до сих пор не подписаны). По данным Минпромторга, в январе-октябре по программе продано более 280 тысяч машин, из которых на АВТОВАЗ пришлось 95 тысяч автомобилей машин (34% от всех продаж по программе и 42% от всех продаж марки).

Источники среди компаний российских брендов или владельцев соглашений по новой промсборке, с более высокими требованиями к уровню локализации (по результатам этого года должны выйти как минимум на 45%), сходятся во мнении, что идея нового механизма «справедлива» и целесообразна. «Почему компании, которые инвестируют в российский рынок, запускают новые цеха и заводы, должны получать господдержку наравне с предприятиями с низким уровнем локализации?» – возмущается один из собеседников издания. Но другой источник в отрасли замечает, что уровень локализации определен соглашениями о промсборке, заключенными с государством, то есть владелец старого соглашения с более низкими требованиями «также выполняет все свои обязательства, и нет причин для его дискриминации в вопросах господдержки».

Исходя из логики новой системы, в выигрыше останутся в первую очередь российские бренды и компании с наиболее высоким уровнем локализации. За 2014 год у альянса АВТОВАЗ-Renault-Nissan, по данным Renault, этот показатель достигает 68%. На калужском Volkswagen Group и у Ford – 45%. На петербургском заводе Hyundai (производятся и модели Kia) локализация составляет 46%, на заводе Nissan – 39%. На «Автоторе» (выпускает BMW, Hyundai, Kia) уровень в среднем 18-25%.

Впрочем, уточняют участники отрасли, серьезного вреда от изменения схемы не будет: в этом году на падающем рынке (в январе-октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 33,6%, до 1,3 млн машин) мера поддержки потеряла свою эффективность и является слабым стимулом спроса. Об этом говорят и результаты продаж. Например, Kia уже отказалась от участия в госпрограмме с июля, а за январь-май доля продаж по утилизации и trade-in составила 15% от общего объема. При этом по итогам октября продажи марки сократились намного меньше, чем у АвтоВАЗа,– на 17%, до 14,4 тысячи машин, тогда как спрос на Lada рухнул на 46%, до 20,6 тысячи штук. У Hyundai, который также чувствует себя лучше, чем большинство брендов (падение продаж лишь на 8%, до 14,1 тысячи машин), программа все еще работает, но, как сообщил директор по продажам ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев, доля продаж по ней не превышает 7-10%. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» согласен, что изменение механизма существенно не повлияет на расклад сил на рынке: АВТОВАЗ и так традиционно был основным бенефициаром программы, а те небольшие квоты, которые выделялись иностранным производителям, не спасали от падения продаж.