Евгений Галкин, директор НТЦ ОАО «УАЗ» («АВТОСТАТ») | АВТОСТАТ

Евгений Галкин, директор НТЦ ОАО «УАЗ» («АВТОСТАТ»)

0

Сегодня в Тольятти на базе «Жигулевской долины» (Тольятти) идет второй день работы семинара-форума российских автопроизводителей, посвященного теме импортозамещения электронных автокомпонентов. Инициатором мероприятия выступил Ульяновский автозавод, предложив автопроизводителям объединить усилия по созданию некой общей площадки для высокотехнологичного инжиниринга (на базе государственного проекта «Кортеж»). В промежутке между выступлениями докладчиков на наши вопросы по поводу будущего российской автоэлектроники ответил директор НТЦ ОАО «УАЗ» Евгений Галкин.

Галкин УАЗ.JPG

- Насколько реальна эта идея - на конкурирующем кризисном авторынке в объединить автопроизводителей вокруг совместного создания высокотехнологичной автоэлектроники?

- Этот проект у нас родился как инициатива в рамках работы над проектом создания автомобилей на единой модульной платформе (ЕМП), известный широко как "Кортеж". Мы столкнулись с тем, что в принципе очень тяжело найти эти системы, либо где-то «задорого» получать их от именитых производителей. С такой же проблемой столкнулись и другие производители, например АВТОВАЗ. Мы провели расширенный поиск и с удивлением обнаружили, что у нас в стране есть компании, работающие в этой сфере, и даже работающие на зарубежных партнеров.

Поэтому попытались организовать это мероприятие, чтобы свести всех и попытаться вырулить из этой ситуации. В одиночку разработать мультимедийную систему или систему помощи водителю - достаточно дорогое удовольствие, непосильное даже АВТОВАЗу. Поскольку применяемость их в бюджетных автомобилях (на выпуске которых специализируется в основном отечественный автопром – авт.) небольшая. Если внедрить – понятно, что поначалу это будет только в люксовых комплектациях, каковых будет мало.

Идея этого форума - мы должны не только объединить усилия, но и договориться, что требования будут более-менее едиными, чтобы создать единую программную платформу (соответственно, и платформу для программного аппаратного обеспечения). Таким образом, мы можем это консолидировать и в рамках ЕМП серьезно сэкономить средства. Так будет достигнута еще одна цель - мы дадим что-то промышленности. То есть не просто сделаем какие-то там штучные представительские автомобили, а продвинем нашу отечественную промышленность и наши отечественные компетенции. Поскольку речь идет здесь о высокотехнологичных изделиях и высокотехнологичном программном обеспечении - тем самым, мы по сути встанем в один ряд со всем мировым автопромом в этом направлении.

В том, что это потом будет подталкиваться законодательством к внедрению, я тоже не сомневаюсь. Рано или поздно в отечественный автопром приходят ABS и ESP. Ровно то же самое будет и здесь, и обидно, если будем продолжать покупать импортные изделия.
Поэтому мы организовали семинар - чтобы всех сплотить в едином порыве. Насколько нам удастся продвинуться и чего сможем достичь - покажет время. Но что туда надо двигаться – лично мне совершенно понятно.

- Как вы себе представляете сам процесс сотрудничества между автопроизводителями?

- Все будет в рамках рабочих групп. Все создадут рабочие группы между производителями (OEM) и собственно «саплаерами», в рамках которых будут сформированы прежде всего технические требования, приемлемые для всех. Затем, когда будут понятны объемы, когда будут понятны задачи - соответственно поставщики подумают, как это реализовать. Тогда уже можно будет говорить о локализации компонентной базы.

Понятно, что мы не достигнем стопроцентной локализации - это достаточно очевидно. Но даже если достигнем процентов пятидесяти - для дорогостоящих систем это очень важно. Высокотехнологичная промышленность в отечественном автопроме по большому счету отсутствует. И если кто-то говорит о покупке чего-то локализованного - это совсем не означает, что в исходном продукте не поучаствовал доллар, евро, юань и так далее. Сегодня под локализацией понимается рублевый контракт и конечное расположение производства на территории РФ. То есть берут за границей набор высокотехнологичных компонентов, делают штампованную железку за три рубля, прикручивают это в России - рублевая составляющая всего пять процентов, но формально это произведено в России и уже считается локализованным.
Надо понимать, что вся люксовая составляющая автомобиля (электроника, подушки безопасности) - практически 100-% импортная. Поэтому реальный уровень импортных составляющих в отечественных автомобилях сегодня всего порядка 40-50 процентов. Номинально она конечно выше. Но если покопаться - электроника почти вся везется из Китая. Я уверен, что процентов на 50% это направление можно было бы локализовать. А инжиниринг - даже гораздо больше. Сегодня, если в сборе брать все эти комбинации приборов мультимедиа, модули ЭРА-ГЛОНАСС - все это дорого стоит. В случае отечественного производства - экономия может получиться в десятках тысяч рублей. ЭРА-ГЛОНАСС вообще будет законодательно в нашей стране у всех с 2017 года. Что касается систем безопасности в помощь водителю, о которых мы говорили сегодня - пока законодательных решений по ним нет. Но я уверен, что лет через пять у того же АВТОВАЗа процентов 10 автомобилей «Веста» и «ИксРэй» уже могут быть оборудованными такими системами. Мы у себя на Ульяновском заводе, в принципе, тоже сейчас рассматриваем для себя возможность внедрить часть этих систем, полезных для потребителя, в серийное производство. Но нужно только понять, сколько это может стоить. Инжиниринг достаточно дорог. Поэтому, конечно, вначале это появится только в каких то топовых комплектациях. Но если увидим интерес рынка – опустить планочку вниз будет нетрудно.

- Когда может начаться серийное производство отечественной электроники для автопрома, если все случится, как вы хотите, и автопроизводители договорятся о платформенном сотрудничестве? О каких сроках реально можно говорить?

- Мы сейчас говорим о 2017 годе. Но прежде чем запускать продукты на рынок, мы должны убедиться, что это будет востребовано. И мы проводим сейчас своего рода маркетинговые исследования.

- Насколько известно, УАЗ сейчас проводит и функциональные технические испытания.

- По сути да. УАЗ выступает испытательным полигоном для испытания перспективных технологий. Сегодня у нас на предприятии создан ходовой образец UAZ Patriot, на котором мы попробовали внедрить опции, направленные в помощь водителю. Могу сказать, что над этим проектом мы начали работать менее года назад. Сейчас проверяется функциональность всех внедренных устройств. Смотрим, как это все работает на уровне программы, дополняем новыми функциями. Очередная функция в наших планах - это распознавание пешехода (сейчас программа только определяет дистанцию до препятствий). Мы также поставили для себя задачу – уйти от отдельной установки на автомобиле датчика дождя и света. Ведь если эту функцию можно заложить в нашу программу – автопроизводитель в будущем сможет сэкономить на этом устройстве. 

- Насколько установка такого программного обеспечения на автомобиле может отразиться на цене?

- В зависимости от функционала. Но думаю, что недорого – до 10 тысяч рублей. Хочу напомнить, что, если это будет произведено на общегосударственном уровне (в рамках инжиниринговых затрат на проект «Кортеж» - авт.) – будет облегчена наша нагрузка и нагрузка на потребителя. И совсем другое дело, если мы начнем разрабатывать такую систему только для себя и только за собственные деньги – тогда и для потребителя конечный результат будет намного дороже.

- Комплектующие будут импортные?

- На первом этапе, безусловно, речь идет пока только о локализации инжиниринга, как о наиболее быстрой фазе. Комплектующие, конечно, будут импортными. Но наша цель – сначала попытаться заместить Тайвань и Китай.

- Вы сказали, что средства на разработку «умных систем» для автомобиля могут быть выделены в рамках программы «Кортеж»?

- Именно так. Потому что там такая же нужда в таких системах. И потому, что исходная задача этого проекта - развить компетенцию разработок, и собственно развить производство, дать ему толчок. Тем же компаниям электронным тоже не под силу инвестировать такие средства. И вот одна из ролей проекта «Кортеж» - дать максимальный толчок по всем направлениям. Одно из направлений - электроника. С электроникой у нас вообще очень плохо в стране…

Подписывайтесь
на наш телеграм-канал или на email рассылку

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью