Сергей Целиков: «Авторынок нащупал дно, но всплывать пока не собирается…» | АВТОСТАТ

Сергей Целиков: «Авторынок нащупал дно, но всплывать пока не собирается…»

0

Сергей Целиков.jpg

В последнее время звонят журналисты, задавая одни и те же вопросы. Достиг ли российский авторынок дна? Когда начнется восстановление? Что будет с ценами? Сколько будет продано в 2015 году и что дальше? Почему такая большая разница между продажами и регистрациями автомобилей? Кто еще (помимо GM) может уйти с нашего рынка?

Попробую изложить свои мысли по этим темам. Давайте посмотрим на текущие цифры. Продажи АЕБ в этом году (в т.ч. LCV): январь - 115 тыс. шт., февраль -128 тыс. шт., март -139 тыс. шт., апрель -132 тыс. шт., май - 126 тыс. шт. Итоговое падение за эти пять месяцев 38%.
По регистрациям в ГИБДД новых легковых автомобилей (без LCV) цифры скромнее: январь – 90 тыс. шт., февраль – 85 тыс. шт., март – 100 тыс. шт., апрель - 110 тыс. шт., май - 101 тыс. шт. Падение – 49%.

Откинув 37 тысяч легких коммерческих автомобилей (LCV), получаем разницу порядка 120 тыс. штук… Откуда она берется?

Во-первых, это Казахстан и Беларусь. Автомобили, проданные российскими дилерами, зимой очень активно вывозились в страны таможенного союза. Это подтверждает статистика как ФТС, так и ГИБДД. Значительная курсовая разница и отсутствие таможенных пошлин сделали автомобили из России для жителей соседних республик очень выгодным приобретением. По нашей оценке, в текущем сезоне в Казахстан и Беларусь уехало более 60 тысяч новых автомобилей.

Вторая причина – это декабрь 2014 года. Регистрации в декабре были примерно на 30 тысяч больше, чем продажи. Возможно, какие-то дилеры, выкупив в тот момент на себя дешевые автомобили, потом продавали их по более высокой цене. Это бизнес – ничего личного.
И третье – приписки. Ни для кого не секрет, что дилерская маржа во многом зависит от бонуса за выполнение плана продаж. В дилерской среде уже давно устоялся термин «желтые машины», их еще иногда называют «пыльными машинами». Это те автомобили, по которым дилер отрапортовал о продаже, но они продолжают пылиться у него на складе. Говорят, что такая практика есть не только у дилеров, но и у некоторых импортеров – завышать статистику АЕБ…

Что мы имеем в итоге? Падение рынка в первой половине года на 40-50%, объемы 100-120 тысяч в месяц и… большое желание продавать. Причем продавать любой ценой. Теперь к вопросу о ценах. По отношению к прошлому году доллар вырос на 60%, евро на 40%, а цены на автомобили в среднем на 15-30%. Те бренды, которые подняли цены выше, чем на 30%, практически перестали продаваться. А вот те, которые удержались в пределах 10-15% - наоборот смотрятся существенно лучше рынка. Не буду тут уходить в конкретные марки. На сайте «АВТОСТАТа» об этом очень много разных публикаций (и по ценам, и по динамике продаж).

Мое мнение, если выразиться образно – «рынок нащупал дно, но всплывать пока не собирается»...

За счет чего держится рынок и почему не падает дальше? Во-первых, ежемесячный уровень в 80-100 тысяч - это как раз тот порог, ниже которого уже некуда. Он фактически соответствует текущему состоянию нашей экономики, количеству и доходам нашего населения, его покупательской способности. Кризис задел многих, но не всех. Ну, а за счет различных маркетинговых и стимулирующих (а точнее скидочных) программ этот порог поднимается чуть выше. Кроме того, правительство реализует несколько стимулирующих программ, из которых наиболее массовыми являются утилизационная премия и льготное автокредитование. Они тоже дают свой эффект.

В то же время каких-то значимых факторов к существенному росту рынка, его реальному восстановлению сейчас не просматривается. Экономика России находится в кризисе. И если финансовая стабилизация уже вроде произошла, то в реальном секторе кризис еще свое не отыграл. Многие предприятия сейчас находятся на грани между обычным и предбанкротным состоянием. Затраты растут, доходы снижаются, покупательская способность населения падает, кредитная и финансовая нагрузки растут. Впереди еще много и банкротств, и увольнений.

Что будет в будущем? Думаю, что текущий ежемесячный объем продаж 110-130 тысяч сохранится минимум на все лето, а возможно и до конца года. Декабрь может дать небольшой традиционный подъем, но не более чем до 140-150 тысяч машин. Это при условии относительной стабильности курса рубля, барреля нефти и, соответственно, без дальнейших потрясений российской экономики. В итоге по году мы получим примерно 1,5 млн. новых легковых автомобилей и еще примерно 90 тысяч легких коммерческих. Соответственно, ориентируясь на цифры АЕБ, по году будет падение в районе 36%, а по регистрациям на уровне 45%.

По поводу ухода с российского рынка. Я продолжаю считать, что демарш GM - это не только экономика (хоть она и очень важна), но и политика. Несколько брендов (Suzuki, Honda, Peugeot, Citroen и даже Ford, да и некоторые другие) имеют показатели на нашем рынке не лучше, чем у GM. Думаю, что более половины брендов сейчас несут убытки от своей деятельности в России. Но наш рынок остается большим и перспективным. Надеюсь, что таких демаршей, как у GM, больше не будет. Но по-тихому «сдуются» многие. Главное, чтобы потом на растущем рынке им хватило сил вновь «надуть щеки»:).

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью
  • Результаты конкурса