АВТОСТАТ | Утилизационный сбор может вырасти на 20-25%

Горячая новость

Все новости

B2B-Автобизнес

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

25.03.15Прочитали 108 раз

Утилизационный сбор может вырасти на 20-25%

utilization_BIG.jpg

Правительство рассматривает возможность индексации утилизационного сбора на автомобили из-за девальвации рубля и роста инфляции.

Как пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, вопрос поднимался на нескольких совещаниях по мерам поддержки автопрома в начале года, а сейчас прорабатывается на уровне Минпромторга. По данным источников, падение рубля привело к снижению доли утилизационного сбора в таможенной стоимости автомобиля с 10-15% в 2012-2013 годах до 2-7%. В итоге «де-факто существенно снизился уровень нетарифной защиты внутреннего производства от импорта». Дополнительные доходы от индексации могут пойти на меры поддержки авторынка, например, в рамках программы льготного лизинга, на которую в этом году предусмотрено лишь 2 млрд. рублей бюджетных средств, полагает один из источников. По их данным, «конкретные шаги по индексации сбора могут быть предприняты уже в третьем квартале», сейчас проводятся предварительные расчеты.

Источники говорят, что индексация может быть рассчитана на базе роста курсов доллара и евро к рублю или потребительской инфляции. С сентября доллар к рублю вырос на 57%, евро – на 30%. Инфляция по индексу потребительских цен к концу года прогнозируется на уровне 12%. Один из собеседников полагает, что сбор вырастет на 20-25%.

Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года и первоначально распространялся преимущественно на импортеров, отечественные автоконцерны и иностранные производители, работающие в режиме промсборки, его не платили. Официально сбор вводился для защиты окружающей среды, но де-факто компенсировал снижение ставок импортных пошлин на автомобили в рамках обязательств перед ВТО с 25% до 10-15%. Ставки сбора составляют 17,2-450 тысяч рублей для новых машин в зависимости от объема двигателя и массы.

Под давлением ЕС, США и Японии, которые инициировали разбирательство в ВТО с Россией из-за неравных условий уплаты сбора, с 2014 года он распространен и на автопроизводителей, работающих в стране. Это позволило «заморозить» спор в ВТО на уровне панели арбитров. Но правительство нашло способ косвенно компенсировать затраты российскими автозаводам за счет промышленных субсидий, которые начали выплачиваться с 2014 года. Сколько принесла уплата сбора бюджету, пока не известно, в 2013 году правительство рассчитывало, что импортеры будут платить в среднем 54 млрд. рублей в год.

Участники отрасли подчеркивают, что «без индексации сбора его значение фактически нивелируется», ведь цены на импортные автомобили выросли с сентября 2014 года в среднем 20-25%, по ряду брендов – на 45-50%, а сбор не изменился. Впрочем, несколько источников в автоконцернах признают, что ослабление рубля «уже само по себе является эффективной защитной от импорта». Впрочем, индексация сбора может обернуться проблемами для самих российских производителей. Во-первых, его повышение потребует пропорционального увеличения промышленных субсидий, а «в условиях сокращения расходов бюджета с этим могут возникнуть сложности». Кроме того, повышение сбора может вызвать дополнительные вопросы ВТО и «активизацию разбирательств», признают источники. Идея уже вызвала недовольство импортеров: источник в одной из компаний, у которой нет производства в России, считает, что это «абсолютно несправедливо и неэффективно». Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» согласен, что индексация сбора «явно направлена на поддержку российского автопрома» и может вызвать «определенные вопросы» в рамках ВТО. Но, полагает аналитик, основных правил игры на авторынке страны она не меняет, «поэтому вряд ли России грозят новые разбирательства».