«Группа ГАЗ» попросила повысить доступность кредитов для автопрома | АВТОСТАТ

«Группа ГАЗ» попросила повысить доступность кредитов для автопрома

739 0

«Группа ГАЗ» просит повысить доступность кредитных ресурсов «для стратегически важных секторов экономики», в том числе автопрома, столкнувшегося с резким падением спроса и одновременно удорожанием банковского фондирования.

В конце сентября глава «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин направил соответствующее письмо президенту Владимиру Путину, сообщил агентству «Интерфакс» источник в финансовом блоке правительства. «Возникшая на российских финансовых рынках ситуация, связанная с резким ростом стоимости заемных средств и недостатком ликвидности», вызывает «серьезную озабоченность российских автопроизводителей», процитировал документ собеседник агентства.

По данным ГАЗа, рост ставок по кредитам обусловлен повышением ключевой ставки ЦБ с 5,5% до 8%, «реальные ставки привлечения увеличились с 10-11% до 13,5%-15% годовых».

Компания считает, что доходов автопроизводителей «попросту недостаточно для обслуживания долга, поскольку средняя рентабельность машиностроительных предприятий находится в диапазоне 8-10%», что усугубляется падением авторынка в I полугодии 2014 года (по данным ГАЗа, в сегменте коммерческих автомобилей – на 22%, автобусов – до 36%), связанного со снижением инвестиционного спроса и замедлением деловой активности.

В «Группе ГАЗ» также констатируют, что, несмотря на внедряемые мероприятия по снижению себестоимости, бизнес-модель отечественного автопрома в условиях ВТО «фактически теряет конкурентоспособность» по сравнению с импортом. «Уже в среднесрочной перспективе (примерно к 2019 году) возникает риск деиндустриализации российской автомобильной отрасли», – предупреждает компания.

При этом на реализацию инвестпроектов ГАЗу потребуется около 15 млрд. рублей в течение ближайших трех лет. «В связи с вызванным санкциями США и ЕС закрытием международных финансовых рынков для российских банков и жесткой политикой ЦБ РФ в области нормативов фондирования коммерческих банков возникает очевидный дефицит ликвидности на российском финансово-кредитном рынке», – отмечает В.Сорокин. Это может привести к кризису платежеспособности, сворачиванию инвестпроектов и негативному влиянию на смежные отрасли, предупреждает топ-менеджер.

В «Группе ГАЗ» считают, что необходимо сформировать список системообразующих предприятий российской экономики по аналогии с «кризисным» списком 2008 года, обеспечить прямое фондирование таких предприятий с участием ЦБ или ВЭБа (кредитование по льготной ставке, конечная ставка для заемщика – не более 10% годовых сроком на 10 лет).

Среди других возможных мер компания называет внесение ценных бумаг системообразующих предприятий автопрома, не имеющих финансового рейтинга, в ломбардный список ЦБ, а также расширение списка организаций, имеющих право на кредитование со стороны Банка России, обеспечиваемое активами и поручительствами.

Кроме того, ГАЗ предлагает продлить действие постановлений правительства о предоставлении госгарантий, в том числе для получения инвесткредитов и реструктуризации существующего кредитного портфеля, и о субсидировании процентных ставок по кредитам предприятиям автопрома, увеличив бюджетные обязательства по данной мере на 3 млрд. рублей в год.

Источник «Интерфакса» отметил, что сейчас министерства рассматривают эти предложения по поручению президента. В числе возможных вариантов поддержки собеседник агентства назвал предоставление автопроизводителям средств через запускаемый сейчас механизм проектного финансирования.

В конце июня сообщалось, что совет директоров «Группы ГАЗ» одобрил заключение дополнительных соглашений между предприятиями группы и Scutellaria Trading Limited по кредитам на 35 млрд руб. Речь шла о кредитной линии на 35 млрд. рублей на срок до 7 лет, привлечение которой одобрили акционеры ГАЗа в декабре 2011 года для рефинансирования синдицированного кредита компании, привлеченного в 2010 году у синдиката во главе со Сбербанком. По этим кредитам были повышены процентные ставки.
«Группа ГАЗ» в отчетности по МСФО за 2013 год раскрыла информацию о нарушении ковенантов по кредитам ВТБ и Сбербанка, однако банки не стали требовать досрочного погашения задолженности. При этом представитель компании подчеркивал, что заключение допсоглашений не связано с нарушением ковенантов. По его словам, нарушенные ковенанты не касались выплат по данным кредитам. При этом причину нарушения он назвать отказался.

В 2009 году ГАЗ договорился о реструктуризации задолженности по кредитам на 39,257 млрд. рублей с синдикатом банков. Сбербанк, действовавший в интересах синдиката из 22 российских и иностранных кредиторов, получил в залог 16,2% акций ГАЗа. Около половины долга покрывалась госгарантиями. Ставка по синдицированному кредиту равнялась ставке рефинансирования плюс 4 процентных пункта. Помимо Сбербанка, в консорциум кредиторов группы входили ВТБ, Газпромбанк, Абсолют банк, Альфа-банк, Гаранти банк - Москва, Кредит Европа банк, «Петрокоммерц», «Уралсиб», ЮниКредит банк, Райффайзенбанк, Барклайс банк, Королевский банк Шотландии, банк «Сосьете Женераль Восток», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» (РР), ООО «Сведбанк», Commerzbank AG, Natixis, Credit Suisse Int., Erste Group Bank AG, Sumitomo Mitsui Banking Corporation Europe Limited и Nomura International. Представитель ГАЗа пояснял, что допсоглашения направлены на перераспределение долговой нагрузки компании.

Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью