«АВТОСТАТ»: итоги авторынка-2012 и перспективы-2013 | АВТОСТАТ

«АВТОСТАТ»: итоги авторынка-2012 и перспективы-2013

272 0

dedmoroz.jpg

Коллеги!

В последний рабочий день 2012 года мы решили подвести некоторые итоги, а также посмотреть на перспективы российского авторынка. Поэтому ниже мы приводим обзор прошедших и предстоящих событий в четырех форматах:

Итоги авторынка - 2012

2012 год был весьма щедрым на новинки. Пожалуй, одним из главных хитов 2012 года стал кроссовер Renault Duster, сборка которого началась на московском «Автофрамосе» еще в конце 2011 года. В продажу автомобиль поступил весной, и на него уже образовались многомесячные очереди, которые в некоторых случаях растянулись и на год. Более того, в октябре и ноябре Duster стал самым продаваемым внедорожником в России.

Российские дилеры Opel начали продажи нового кроссовера Mokka, а компания Peugeot выпустила на рынок новую модель – седан 508. Также нельзя не отметить, что калужский завод «ПСМА Рус» в начале июля запустил серийное производство нового седана Peugeot 408, который разрабатывался специально для российского рынка. При этом новинка стала первой моделью, выпущенной на этом предприятии по полному циклу. Новыми моделями отметился и корейский производитель KIA. К примеру, в марте начались продажи нового Rio в кузове «хэтчбек», производство которого стартовало на петербургском заводе Hyundai в середине января. Помимо этого, дилеры KIA начали продажи нового седана Optima, с которым марка вышла в сегмент бизнес-класса.

Российские дилеры Lifan начали продажи нового кроссовера X60. А компания Geely Motors представила в России новую флагманскую модель D-класса – Emgrand. Корейский Hyundai также представил в этом году новый седан D-класса – модель i40. Отметилась новинкой и японская Toyota, дилеры которой начали продажи минивэна премиум-класса Alphard.

В начале года на российский рынок вышло новое поколение Chevrolet Aveo, в то время как предыдущее сменило не только название, но и марку. Теперь эта модель производится на Запорожском автозаводе (ZAZ) и носит имя Vida. Отметим также, что украинский автопроизводитель теперь имеет нового дистрибьютора на территории РФ – ЗАО «ЗАЗАВТОРУС». В свою очередь прежний дистрибьютор ZAZ в России – компания «Квингруп» - теперь имеет дистрибьюторское соглашение с китайской маркой FAW, легковые автомобили которой официально дебютировали в нашей стране в этом году. Первой моделью, представленной для заказа, стал бизнес-седан Besturn B50. Позже к нему добавились седан V5 и хэтчбек V2.

Компания Volkswagen Group RUS запустила на мощностях ГАЗа производство кроссовера Skoda Yeti по полному циклу. Mazda и Sollers официально открыли совместное предприятие во Владивостоке, на котором уже собирают кроссовер СХ-5, а в будущем планируют расширить производственную линейку. Кстати, японская компания возобновила продажи в России кроссовера CX-9, ушедшего с нашего рынка три года назад.

В апреле АВТОВАЗ приступил к производству универсала повышенной вместимости LADA Largus, который стал первой моделью автозавода на платформе В0, принадлежащей альянсу Renault-Nissan. Старт продаж Largus состоялся в июле, а очередь на этот автомобиль в салоне официального дилера может составить до полугода.

Летом на Ижевском автозаводе началась сборка LADA Granta, которая пришла на смену вазовской «классике», ставшей уже историей. Таким образом, в этом году «семерка» и «четверка» покинули ижевский конвейер, так же как и фургон ИЖ-27175. В результате марка «ИЖ» прекратила свое существование, а за счет новых производственных мощностей LADA Granta вырвалась в лидеры рынка.

В декабре на конвейере АВТОВАЗа появилась первая в его истории иномарка – седан Nissan Almera, который также будет выпускаться на линии В0. В продажу автомобиль поступит в феврале, и, по всеобщему мнению, должен стать одним из хитов рынка в 2013 году. Кроме того, альянс Renault-Nissan фактически устанавливает контроль над флагманом отечественного автопрома, создав совместное предприятие с госкорпорацией «Ростехнологии».

В этом году впервые в истории АВТОВАЗа начался выпуск автомобилей LADA с автоматической коробкой передач. Первой моделью, на которую был установлен «автомат» японского производства, стала «Гранта». В следующем году АКП должна появиться и на «Калине».

Госкорпорация «Ростехнологии» и власти Белоруссии после полутора лет переговоров достигли «принципиальных договоренностей» о слиянии КАМАЗа и МАЗа, хотя уточняющие переговоры еще могут произойти.

Из не очень позитивных событий уходящего года можно отметить то, что китайский автопроизводитель Haima прекратил выпуск своих автомобилей на заводе «Дервейс» из-за разногласий с партнером. В то же время компания «Ё-Авто» переносит сроки запуска в производство гибридных «Ё-мобилей» на конец 2014 года вместо ранее запланированного конца текущего года, что в принципе было вполне ожидаемо.

Но, пожалуй, одним из главных событий 2012 года не только для авторынка, но и для всей российской экономики, стало вступление нашей страны в ВТО. Вследствие этого с 23 августа в России были введены новые ввозные пошлины для автомобилей, которые снизились с 30% до 25%. Такие тарифы будут действовать на протяжении трех лет с момента присоединения. В дальнейшем пошлины продолжат снижаться, и к 2019 году ставка должна составить 15%. Между тем с 1 сентября в России начал действовать утилизационный сбор для автомобилей, который в целом призван компенсировать снижение ввозных пошлин. Но  эта мера кардинально на продажи не повлияла, ведь российский рынок все-таки более подвержен влиянию макроэкономических факторов, а не мер регулирующего характера.

Перспективы авторынка – 2013 

Модели-новинки

Что касается 2013 года, то нас ожидает немало интересных новинок. Помимо уже упомянутого седана Nissan Almera, на рынке должно появиться еще три бюджетных модели. Прежде всего, это компактный седан Chevrolet Cobalt, который будет собираться в Узбекистане и призван стать локомотивом продаж американской марки в бюджетном сегменте. Концерны PSA Peugeot Citroen выведет на рынок седаны Citroen C-Elysee и Peugeot 301, которым также придется конкурировать с такими хитами продаж этого сегмента, как Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo Sedan и др. Китайский автопроизводитель Geely в 2013 году собирается представить в России две новые модели – седан SC7 и кроссовер Emgrand EX7.

В гольф-классе наиболее интригующей и ожидаемой новинкой по праву можно считать Skoda Octavia нового поколения. Приобрести новинку можно будет уже в июне, при этом первые машины будут импортированы из Чехии. В дальнейшем Octavia пропишется на конвейере Горьковского автозавода. В 2013 году бюджетную Skoda Rapid российские потребители, возможно, и не увидят, однако в 2014 году ее производство должны наладить на Калужском заводе. Однако к тому времени конкуренция на рынке бюджетных иномарок в сегменте «B+» будет очень высока и чехам придется тяжело.

Летом 2013 года АВТОВАЗ планирует вывести на рынок автомобили LADA Kalina второго поколения. Отметим, что в ближайшее время на заводе также намерены провести фейслифтинг LADA Priora. Также в следующем году на линии В0 должно начаться производство одной из моделей Renault (предположительно, обновленного Logan). К тому же АВТОВАЗ и Nissan подписали соглашение об использовании платформы LADA Granta для производства автомобилей под брендом Datsun, которое должно начаться не ранее 2014 года. Как следствие, АВТОВАЗ становится мультибрендовым автопроизводителем. Кроме того, в 2013 году на мощностях «ИжАвто» планируется собирать LADA Granta в кузове «хэтчбек».

Хотелось бы отметить и рынок LCV, который в 2012 году остался примерно на прошлогоднем уровне (175 – 180 тысяч автомобилей). Одним из основных событий здесь должно стать появление принципиально нового поколения «ГАЗели» - NEXT. На Горьковском автозаводе с этим семейством связывают особые надежды, поэтому позиции российской марки в этом сегменте станут еще более прочными.

Сегменты

В сегментации по классам мало что изменится кардинально. По традиции наиболее востребованными останутся автомобили классов «В», «С» и внедорожники (SUV). Причем в этом плане особо интересно наблюдать за последним сегментом, доля которого уже перевалила за 30%. Поэтому в новом году категория SUV, скорее всего, продолжит наращивать свою долю. То же самое можно сказать и о премиум-сегменте, показатели роста которого находятся выше среднерыночных (+26%). Дело в том, что смещение спроса в сторону более дорогих автомобилей объясняется увеличением стоимости машин массового сегмента. Как правило, это происходит за счет появления у них новых «топовых» комплектаций, которые по цене уже вплотную подбираются к нижнему пределу в категории «премиум» (1 – 1,2 млн. рублей).

Цены

Цены на автомобили, как и прежде, будут планомерно расти. Также нельзя сбрасывать со счетов и возможный финансовый кризис. В отличие от кризиса 2008 года, он может быть не таким болезненным, но зато более продолжительным. Вместе с тем доля российских марок на рынке, в частности «Лады», продолжит сокращаться. Сейчас ей принадлежит около пятой части рынка легковых автомобилей, а в 2013 году, по нашим прогнозам, она будет еще меньше. Это мы объясняем усилением конкуренции со стороны иномарок, особенно бюджетного сегмента. Свою роль в этом сыграют и китайские производители, суммарная доля которых составляет на уровне 3% от всего рынка. Мы предполагаем, что их доля будет расти и дальше.

Дилеры

В 2012 году количество дилерских центров автопроизводителей в РФ выросло более чем на 5% - до 4,2 тысячи автосалонов. Мы ожидаем, что в следующем году рост дилерских сетей продолжится, а конкуренция между производителями в этом отношении только усилится. Причем наиболее остро она будет проявляться в тех городах, где уже есть один или более дилерский центр. Поэтому основная борьба пойдет за право открыть второй или третий дилерский центр марки в городе.

Банки

Если рассматривать банковскую систему, то осенью ряд банков уже поднял процентные ставки по автокредитам. Вполне возможно, что такая политика продолжится и в дальнейшем, поскольку отсутствуют четкие перспективы развития экономики страны. К тому же колебания цен на нефть и курсов валют пока не дают оснований для оптимистичных прогнозов. С другой стороны, это не должно вызвать резкого падения кредитных продаж. По нашей оценке, их доля от общего показателя рынка останется на уровне 40 – 45%. Одной из причин этого является тот факт, что многие автопроизводители предлагают собственные программы с достаточно гибкими условиями кредитования в сотрудничестве с ведущими банковскими структурами или через кэптивные банки.

В заключение хотелось бы дать краткий прогноз на 2013 год. По оценке агентства «АВТОСТАТ», рынок легковых автомобилей в России останется на уровне 2012 года (2,76 млн. единиц), либо возможно его снижение на 5 – 8%. Это связано с насыщением рынка, а текущий уровень продаж примерно в 250 тысяч машин в месяц соответствует нынешней покупательской способности населения. Кроме того, доходы населения растут очень медленно, доля кредитных продаж, как уже было отмечено выше, стабилизировалась. К тому же стимулирующих программ со стороны Правительства РФ сейчас нет. Поэтому основным драйвером рынка в ближайшее время станут различные акции со стороны автопроизводителей и дилеров (скидки, бонусы, подарки и т.п.).

 

, источник: АВТОСТАТ

Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью