Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Автопроизводители «оплатят» утилизацию

Уже с августа этого года автопроизводители должны будут платить в России утилизационный сбор. Правда, «живыми деньгами» будут расплачиваться только импортёры иномарок, а вот автопроизводители, работающие в России, смогут предоставлять гарантии утилизации. По замыслу властей, новая протекционистская мера станет достойной заменой высоким пошлинам, которые после вступления России в ВТО будут снижены. А вот значительного омоложения российского автопарка ждать не стоит – утилизационным сбором будут облагаться только автомобили, впервые выпускаемые в обращение…

«Утилизационный барьер»

С подачи «Гринпис» российское правительство подхватило идею ввести для автопроизводителей утилизационный сбор. По словам чиновников, это позволит создать инфраструктуру утилизации автомобилей и улучшить экологическую ситуацию в российских городах. Впрочем, утилизационный сбор, по сути, является закамуфлированной мерой по защите автопроизводителей, работающих в России, после того как в нашей стране по условиям ВТО начнут снижаться пошлины на импорт иномарок. Показательно, что ввести сбор на утилизацию предлагается с 1 августа 2012 – сразу после вступления России во Всемирную торговую организацию. Аналогичный сбор появится и в странах Таможенного союза, правда, в Казахстане и Белоруссии он может быть введен несколько позже, чем в России.

Утилизационный сбор призван защитить российский авторынок от активного ввоза в страну иномарок с пробегом и поддержать конкурентоспособность отечественных автомобилей и произведенных в России иномарок, считает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. «В нашей стране в основном выпускаются автомобили, ориентированные на средний и бюджетный сегменты, и они окажутся в более выигрышном положении по сравнению аналогичной подержанной техникой», – поясняет эксперт. По мнению маркетолога автомобильного сайта Quto.Ru Александра Михеева, утилизационный сбор будет давать тот же эффект защиты российских автопроизводителей, что в своё время был от повышения пошлин на иномарки. «Для автопроизводителей, которые открыли производства на территории Таможенного союза, утилизационный сбор просто необходим, иначе само создание производственных мощностей в России теряло бы всякий экономический смысл, – говорит эксперт. – Уверен, такой вариант развития событий (вступление в ВТО) был отдельно оговорён между правительством и автопроизводителями ещё на стадии переговоров о создании производства в Россию, и последние получили гарантии, что их маржа не упадёт. Таким образом,  после снижения пошлин в рамках вступления России в ВТО, расстановка сил на российском авторынке благодаря утилизационному сбору значительно не изменится».  

А вот ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что о «защите отечественного автопрома» речь вовсе не идёт, ведь утилизационный сбор будет введён для всех без исключения автомобилей, впервые выпускаемых в обращение на территории России, и никакой дискриминации по месту производства или национальной принадлежности марки автомобиля не будет. К тому же за последние годы число ввезённых в страну подержанных автомобилей резко сократилось благодаря другим мерам. «Утилизационный сбор везде вводился не с целью «защиты отечественного производителя», а с целью избавления от различного хлама, улучшения экологической обстановки и защиты окружающей среды. И у нас может быть введён именно с этой целью», – считает эксперт. Кстати, система утилизации автотранспорта давно действует в таких странах, как Нидерланды, Япония, Канада и Южная Корея. Как говорят участники отрасли, наконец-то и Россия всерьёз задумалась о проблеме безопасности дорожного движения и экологии. 

Почём утилизация?

Утилизационный сбор отражает трудоёмкость  утилизации различных типов машин, аккумулирует компенсацию наносимого экологического вреда, и включает стоимость денежных ресурсов для последующей утилизации, рассказали в Минпромторге. Рассчитываться сбор будет по простой схеме: чтобы получить итоговую сумму нужно базовую ставку умножить на коэффициент, привязанный к характеристикам автомобиля. Базовые ставки будут едиными для всей страны, а коэффициент будет зависеть от объема двигателя и возраста автомобиля. 

Между тем, Минпромторг уже определился со ставками утилизационного сбора: от 0 рублей за российский автомобиль до 600 тысяч рублей за импортную иномарку. Согласно законопроекту, подготовленному министерством (эти поправки в закон «Об отходах производства и потребления» оказались в распоряжении агентства «Финмаркет»), для легковых автомобилей базовая ставка может составить 20 тысяч рублей (в нынешних ценах). Меньше всего – 10 тысяч рублей – будет сбор за автомобиль с объёмом двигателя менее 1300 куб.см., произведенный в России, – для них предусмотрен двойной понижающий коэффициент. Максимальной сумма сбора будет для новых иномарок – до 600 тысяч рублей за автомобиль с двигателем более 3500 куб.см. Базовая ставка для коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей составит 40 тысяч рублей, для автобусов – 300 тысяч рублей. В зависимости от длины автобуса, «коэффициенты трудоёмкости» варьируются для новой техники от 150 тысяч рублей (длиной до 5 метров) до 750 тысяч рублей (12-18 метров), для старой – от 240 тысяч рублей до 1 млн. 410 тысяч рублей соответственно.

Между тем, автопроизводители, работающие на территории России, могут быть избавлены от уплаты утилизационного сбора, если предоставят гарантии о самостоятельной утилизации выпущенных ими автомобилей. А вот зарубежные концерны, которые импортируют автомобили в Россию, должны будут платить сбор в обязательном порядке. По мнению экспертов, это может серьёзно сказаться на цене импортных иномарок, причём не только подержанных, но и новых.

Впрочем, иностранные автопроизводители, возможно, и не будут перекладывать утилизационный сбор на плечи покупателей, считает Дмитрий Баранов из УК «Финам Менеджмент». «Учитывая финансовые возможности иностранных автоконцернов, они могут взять хотя бы часть этих расходов на себя, чтобы повысить свою конкурентоспособность и увеличить рыночную долю», – говорит эксперт. 

Автохлам на продажу

С учётом перспектив роста российского рынка автомобилей, огромный потенциал представляет и бизнес утилизации автохлама. Однако пока данная производственная сфера находится в зачаточном состоянии, констатирует Кирилл Маркин из «Инфесткафе». «Предприятия, занимающиеся утилизацией автотранспорта можно «пересчитать по пальцам», а за свои услуги они взымают плату с автовладельцев, что не способствует их лояльности», – отмечает эксперт. А ведь опыт зарубежных стран показывает, что утилизация автомобилей – весьма выгодное предприятие. Для вторичной переработки пригодно порядка 70% от всей конструкции автомобиля, и в развитых странах это один из основных источников сырья для промышленности. «Во-первых, автомобиль состоит из разных материалов, которые пользуются повышенным спросом у разных клиентов, – говорит Дмитрий Баранов из УК «Финам Менеджмент». – Например, шины превращаются в резиновую крошку, которая нужна дорожникам, но использовать её могут и химики. Металлические части с удовольствием возьмут металлурги, стекло также пойдёт в переработку и так далее. То есть, практически на весь автомобиль, все его составные части есть покупатели. Во-вторых, непродаваемых отходов от автомобиля почти не остаётся, а значит, можно выручить за отходы весьма приличную сумму. И, в-третьих, все технологии утилизации уже известны, есть соответствующее оборудование, расходы на неё не столь велики, что делает утилизацию весьма привлекательным бизнесом».

По мнению Кирилла Маркина, если средства, поступающие в бюджет за взимание утилизационного сбора, действительно пойдут на создание соответствующих предприятий, это позволит решить проблему переработки старых автомобилей в сырье. Правда, успешное становление данной отрасли, в первую очередь, будет зависеть от стимулирующих мер, которые необходимо предложить правительству. «Причём, «мотивация сверху» необходима как частным предпринимателям, так и автомобилестроителям. Схемы взаимодействия могут разниться, но они определенно нужны. В противном случае, мы получим утилизационный сбор, который будет работать только на бумаге», – предупреждает аналитик «Инвесткафе». 

Отечественные автопроизводители, которые будут освобождаться от уплаты утилизационного сбора взамен соответствующих гарантий, вполне могут создавать собственные предприятия утилизации. По словам Кирилла Маркина, автопроизводители могут стать первопроходцами в утилизации старых автомобилей, мотивируя владельцев автохлама сдавать технику в утиль  взамен на льготы на покупку новой. К примеру, КАМАЗ уже рассматривает возможность создания собственного утилизационного производства на базе завода «Ремдизель», сообщили в пресс-службе КАМАЗа. Однако эксперты сомневаются, что отечественные автопроизводители, ещё с советских времён обременённые непрофильными активами и сейчас активно избавляющиеся от них, будут заниматься утилизационным бизнесом. «Будут ли сами автомобилестроительные концерны создавать собственные утилизационные предприятия или же станут посредниками, зависит от того, какие условия для этого сформирует правительство, – рассуждает Кирилл Маркин. – Понятно, что для быстрого старта необходимо разработать соответствующую программу, которая простимулирует концерны идти по этому пути и будет выгодна им самим не только на первоначальном этапе, когда их поддерживает государство, но и дальше».

Каждый второй авто – в утиль

Согласно предложениям Минпромторга, утилизационным сбором будут облагаться автомобили, впервые выпускаемые в обращение. Между тем, чуть более 50% российского парка легковых машин – старше 10 лет, в том числе 22,7% – старше 20 лет, свидетельствуют данные агентства «Автостат». Таким образом, каждый второй автомобиль в России подлежит утилизации. Возраст парка автомобилей Lada ещё больше – 10-летний юбилей уже отметили 57,8% машин, а 25,8% всех машин с ладьёй на радиаторной решётке – старше 20 лет. 

По словам участников отрасли, благодаря введению утилизационного сбора российский автопарк, в большинстве своём, будет обновляться за счёт новых автомобилей, а не импортируемых на территорию России подержанных иномарок. Впрочем, ответственность за утилизацию тех машин, которые уже эксплуатируются в нашей стране, по-прежнему будет лежать на их владельцах. «Определяющим фактором конца жизненного цикла должен стать техосмотр. Но поскольку и его процедура в последнее время была достаточно либерализована, а кроме того, пока нет чёткого порядка действий в случае установления конца жизненного цикла конкретного автомобиля, не стоит рассчитывать, что утилизационный сбор сможет серьёзно обновить автопарк страны, – считает Дмитрий Баранов из УК «Финам Менеджмент». – Будет вполне достаточно, если этот сбор поможет нам постепенно избавиться от многочисленных несанкционированных свалок в нашей стране, «кладбищ» брошенных автомобилей, и прочих «прелестей» цивилизации». 

«АИМ-Пресс»

 

28.06.12 Александр Чупров
Источник: www.aimpress.ru
 
Загрузка...

Новости на эту тему

  • сегодня, 15:25 Продажи автомобилей Hawtai в России выросли более чем втрое

    Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам 10 месяцев 2016 года продажи автомобилей китайской марки Hawtai в России составили 208 единиц, что в 3,2 раза выше результата годичной давности (65 шт.).

    подробнее
  • сегодня, 11:44 Доля продаж иномарок в России впервые за три года опустилась ниже 80%

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование российского рынка новых легковых автомобилей, которое охватывало продажи иномарок за период с 2000 по 2016 годы. Согласно результатам исследования, по итогам 10 месяцев 2016 года реализация иномарок в России в общей сложности составила 834,1 тыс. единиц, что соответствует доле в 78,6%.

    подробнее
  • вчера, 09:32 В Москве пройдет Digital Marketing Week

    Интернет-маркетинг становится все более действенным инструментом продвижения и продаж на автомобильном рынке. В Москве 12-16 декабря пройдет Digital Marketing Week, которая во второй раз проводится в России Marketing One совместно с Британским Королевским Институтом Маркетинга (The Chartered Institute of Marketing, London).

    подробнее

Статьи на эту тему

  • вчера, 09:12 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее
  • 24 ноября 2016 Рынок автомобилей класса люкс неожиданно дал задний ход («Прайм»)

    Продажи люксовых автомобилей в России падают третий месяц подряд: по данным "Автостата", в октябре сегмент сократился на 31% до 78 единиц. В сентябре падение составило 36%, в августе – 27%.

    подробнее
  • 23 ноября 2016 Утилизацию сдали в утиль («Газета.Ru»)

    Сотни миллиардов рублей должны поступить в государственный бюджет в качестве утилизационных сборов с новых транспортных средств в ближайшие три года. Как выяснила «Газета.Ru», расходов в бюджете на саму утилизацию при этом не заложено. В Госдуме предлагают разработать госпрограмму поддержки предприятий по утилизации, на финансирование которых по закону положено выделять до 12 млрд руб. в год.

    подробнее