АВТОСТАТ | Утилизационные сборы могут ограничить ввоз подержанных машин в Россию

Горячая новость

Все новости

B2B-Автобизнес

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

19.04.12Прочитали 179 раз

Утилизационные сборы могут ограничить ввоз подержанных машин в Россию

utilization_BIG.jpg

Утилизация автомобилей, которая уже использовалась государством для поддержки отечественных производителей, может снова стать протекционистской мерой.

Как заявил вице-премьер Игорь Шувалов, размер утилизационного сбора, который правительство предлагает взимать с импортеров автомобилей, будет таким, что «не позволит подержанным автомобилям вновь в большом количестве поступать» на территорию Таможенного союза. Он добавил, что Минпромторг готовит поправки к законодательству, необходимые для того, чтобы ввести сбор.

Как пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, профильные министерства еще не согласовали окончательно механизмы введения и ставки утилизационного сбора. Однако Минпромторг подготовил соответствующий проект постановления правительства, согласно которому выпуск автомобилей в России «допускается только в случае обеспечения условий, гарантирующих их последующую безопасную утилизацию». Проект предполагает либо «добровольные гарантийные обязательства организаций», либо оплату «физическими или юридическими лицами утилизационных сборов, обеспечивающих компенсацию расходов» по последующей утилизации автомобилей.

По словам источников, «гарантийные обязательства» не предполагают уплаты сбора сразу, а являются, «по сути, сертификатами, по которым производитель обязуется утилизовать машину через определенный срок, скорее всего, не менее чем через десять лет». Но предоставлять эти гарантии могут только те, кто выпускает машины в России или имеет дилерскую сеть в 40 и более регионах страны. Все остальные дистрибуторы будут уплачивать утилизационные сборы.

По предварительным оценкам, поступления в бюджет от внедрения утилизационных сборов только по легковым и легким коммерческим автомобилям составят не менее 71,5 млрд. рублей в год. Деньги, в частности, будут направлены на формирование фонда, из которого будет финансироваться создание утилизационной инфраструктуры, на начальном этапе способной перерабатывать 1,5 млн. единиц техники в год. Но объем инвестиций в создание такой инфраструктуры во всех субъектах России оценивается лишь в 10 млрд. рублей.

Источники в отрасли считают, что «инвестиционная составляющая сбора» вводится в первую очередь для того, чтобы обосновать высокие ставки. Но в Минпромторге подчеркивают, что ставка сбора будет рассчитываться «исключительно исходя из экологического вреда, наносимого автомобилем».

По данным источников, для легковых автомобилей возрастом до трех лет размер сбора предусматривался на уровне 40-50 тысяч рублей, и далее эта ставка увеличивалась в зависимости от возраста машины и мощности двигателя. Для тяжелых грузовых автомобилей возрастом до трех лет размер ставки обсуждался на уровне 500-600 тысяч рублей, а максимальный размер для машин старше семи лет с двигателем большой мощности достигал 1,2 млн. рублей.

Как считают эксперты, если утилизационный сбор на подержанные грузовики фактически превысит их стоимость, то импорт этой техники в России будет закрыт почти полностью. Сбор, который обсуждается для импортных грузовиков старше семи лет, близок к стоимости грузовика российского производства, отмечают аналитики. По их мнению, утилизационный сбор, скорее всего, не будет противоречить нормам ВТО, поскольку преподносится как экологическая мера.

Как считают участники отрасли, внедрение утилизационного сбора ударит по импортерам подержанной техники, китайским автопроизводителям, в первую очередь грузовиков, у которых нет широкой дилерской сети, и самым дорогим премиальным брендам. Однако дилеры полагают, что для премиальных брендов будет выгоднее открыть дополнительные представительства в регионах или заключить новые дилерские соглашения, чем выплачивать сбор. По оценкам PricewaterhouseCoopers, объем рынка легковых подержанных автомобилей в 2011 году составил в денежном выражении 28,3 млрд. долларов, он вырос на 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в Россию в прошлом году было импортировано 840 тысяч подержанных легковых машин, на 38% больше, чем в 2010 году.

 
Загрузка...