Мировая премьера на Московском международном автосалоне, лимитированная серия Duster Dakar, в чем разница между Captur и Kaptur, куда уехал Renault Megane и появятся ли в продаже Logan Cross – обо всем этом, а также о многом другом в эфире «Радио Страна» рассказал эксперт по потребительским свойствам автомобилей Renault, регион Евразия (компания «Renault Россия») Анатолий Калицев.
- Какие новинки до конца 2018 года запланированы в компании? Что мы увидим в ближайшее время? Что можете сказать по поводу обновленного Duster, на котором вы ездили в интересное путешествие?
- Наша самая последняя новинка – это ограниченная серия Duster Dakar: автомобиль в новой комплектации, в красивом оранжевом цвете, который отлично выглядит и прекрасно едет. В новой версии лимитированной серии Duster Dakar получил новую обивку сидений с вышивкой «Dakar», пластиковый обвес по кругу, чтобы не бояться царапин, новые черные легкосплавные колеса и т.д. Настоящий внедорожник Duster, готовый к приключениям, к экспедициям, вдохновляющий на подвиги.
- Расскажите, кто занимается подбором краски – французы, русские или, может быть, румыны? Это интересно, потому что сложно найти другой пример, когда в доступном классе автомобилей были бы такие красивые интересные цвета. Вспомним самый первый Duster, для которого был выбран бронзово-коричневый цвет, затем нынешний потрясающий Duster Dakar в оранжевом и, конечно, Kaptur – единственная машина на нашем рынке, которая запустилась сразу в 19 вариантах цветов! Кто же все-таки отвечает за подбор цвета?
- У Renault в Париже есть центральная студия дизайна, которая занимается подбором расцветок для экстерьера и интерьера моделей, а в случае с Kaptur – и сочетанием цветов крыши и кузова.
- Поскольку Duster Dakar – это машина для приключений, то будут ли даваться покупателям какие-то туристические путевки в труднодоступные места?
- У нас настолько огромная страна, что найти труднодоступные места не составляет никакой проблемы (смеется). Даже будучи в Москве, но отъехав на пару десятков километров, можно найти места для приключений. Именно так и поступает большинство владельцев Duster, среди которых много охотников, рыбаков и просто людей, которые регулярно совершают «вылазки на природу».
Кроме того, Duster получился очень «клубной» машиной. В России действует несколько десятков клубов, где владельцы этих автомобилей регулярно собираются и выезжают в экспедиции, занимаются геокэшингом (туристическая игра – прим. ред.) и т.д. Это автомобиль, который действительно объединяет людей вокруг приключений и путешествий.
- Когда же будет представлен другой Duster?
- Мы пока довольны тем, как себя чувствует нынешний Duster, поэтому не ставим смену поколений этого внедорожника в абсолютный приоритет. Для нас сейчас гораздо важнее запустить совершенно новую модель, которой не было еще нигде в мире, ее мировая премьера пройдет на Международном московском автосалоне в августе.
Если говорить о Duster, продажи этого внедорожника не падают, он сохраняет свою долю рынка. Практически с самого начала, с момента появления на российском рынке, Renault Duster был и остается самым популярным полноприводным автомобилем в России. Многие называют Duster кроссовером, но мне хотелось бы развенчать этот миф. Обычно у кроссоверов доля полного привода – от 30 до 40%, максимум 50%, у Duster эта цифра – 90%.
Этот автомобиль изначально создавался как полноприводный внедорожник с минимальным количеством переднеприводных упрощенных версий. Его геометрия рассчитывалась исходя именно из этого. Все его внедорожные характеристики, в том числе и сверхкороткая первая передача, всегда ставились во главу угла в процессе разработки.
- Надо сказать, Duster достаточно быстро доказал, что он значительно интереснее, чем просто кроссовер, ведет себя на бездорожье.
- Безусловно. Конечно, сначала покупатели подходили к нему с опаской и задавали вопросы в стиле: «Не будет ли перегреваться муфта?». Как показала практика, она не перегревается!
Вообще этот автомобиль очень хорошо сбалансирован для внедорожного потенциала – это и масса, и геометрия, и возможности двигателя и трансмиссии, и защита днища и двигателя, а также все то оборудование, которое мы добавляем сейчас в ограниченной версии Dakar.
- Однако чего-то все-таки в нем не хватало, раз вы готовите новую модель? Чего именно?
- Я бы сказал, что нам не хватало новых потребителей. Клиенты, которые выбирают Duster, и дальше будут его выбирать. Когда в сегменте полноприводных SUV у нас появился Kaptur, мы увидели, что продажи Duster остались на прежнем уровне. Мы поняли, что это две разные модели, ориентированные каждая на свой сегмент. Например, у Kaptur доля полного привода – 50%, клиент Kaptur немного моложе, и он гораздо более «городской». Все, что мы закладывали в Kaptur с маркетинговой точки зрения, в том числе и его отличия от Duster по назначению автомобиля, по образу жизни клиентов, - все это сбылось и даже превзошло наши ожидания!
Следующий этап – это еще один автомобиль в другом сегменте и совершенно другой по назначению, по дизайну, наполнению и т. д. Он не заменит собой ни один из существующих. Для нас это новые клиенты и абсолютно новый сегмент рынка, который мы открываем. Я уверен, что этот автомобиль будет очень успешным.
- Грубо говоря, этот автомобиль будет находиться между Kaptur и Koleos?
- И да, и нет. Я пока не могу вам многого сказать, но совсем недавно мы выпустили первый тизер этого автомобиля. Шоу-кар новой модели мы покажем на Московском автосалоне, но уже сейчас по фото можно понять, что это не точка на прямой между Kaptur и Koleos, а совершенно отдельная модель. Если хотите, пока это многоточие.
- На недавней экскурсии на завод Renault нам сказали, что это – последняя массовая экскурсия для прессы, поскольку во время подготовки производства завод будет закрыт для доступа. Почему же тогда только шоу-кар? А когда будет промышленный образец? Когда начнутся продажи?
- Сейчас полным ходом идет подготовка производства и испытания прототипов машин в разных странах мира, в том числе в России. Автомобиль готовится к дебюту, первым этапом которого станет показ шоу-кара. Но это не означает, что только после этого мы начнем готовить производство. Оно готовится уже сейчас на Московском заводе Renault, который специализируется на полноприводных кроссоверах.
- Совсем недавно в сеть попали фото нового Renault Logan Cross, это приподнятый седан. Вы можете как-то прокомментировать этот момент? Правда ли это?
- Этот момент я не могу комментировать. Скажу одно: мы считаем, что сегмент кроссоверов и внедорожников абсолютно перспективен во всех типах кузовов.
- Напомним, что первым в этом сегменте был Sandero Stepway – приподнятый хэтчбек. Затем появились продолжения этого направления. И вдруг, неожиданно, подобная линейка появилась у АВТОВАЗа: универсал Kalina Cross, LADA Largus Cross и т. д. Действительно ли такое продолжение возможно во всех кузовах? Например, можно ли сделать такой седан?
- Совершенно очевидно, что потенциал так называемых «городских кроссоверов» огромен. Как известно, клиренса много не бывает, поэтому у всех автомобилей Renault клиренс выше, чем в среднем по рынку. Интересный факт: когда мы запускали в производство первый Stepway, то прогнозировали его долю на рынке 15%, максимум 20% от всех продаж Sandero. А на деле оказалось, что доля составила 80%. Поэтому сейчас ничто не мешает создавать кроссоверные версии седанов, хэтчбеков, универсалов и вообще чего угодно.
- А что же с обычными, «неприподнятыми» машинами? Их у вас почти нет. Куда пропали такие отличные «Меганы»? Появятся они вновь или вы не видите в этом смысла?
- Здесь все дело в ситуации на рынке и в том, что интересует покупателей в первую очередь. Если мы вспомним наш модельный ряд образца 2014 года, то надо сказать, что сегмент C хорошо себя чувствовал: мы производили в России и Megane, и Fluence, которые пользовались определенным спросом. Потом сложилась ситуация, когда сегмент C сильно упал: в 2014 году он составлял 21% от всего рынка, сейчас сократился до 6 – 7%. Производство этих моделей в России стало невыгодным, их импортирование было бы еще более невыгодным, поэтому эти автомобили ушли с рынка.
Главная ставка была сделана на сегмент SUV, на развитие этой линейки, с тем, чтобы привлечь тех покупателей, которых раньше могли заинтересовать только хэтчбеки и седаны. Мы считаем, что кроссовер/внедорожник – это оптимальный формат для России, поэтому будем развиваться именно в этой нише и делать такие автомобили, которые заинтересуют, например, поклонников нового европейского Megane.
- Если покупателя интересует Megane в кузове «универсал», что вы можете предложить?
- Если вам нужен просторный автомобиль с большим внутренним пространством, то мы можем вам предложить, например, наш флагманский кроссовер Koleos. Или, если у вас нет претензий на повышенную проходимость – Dokker. Вообще Renault Dokker – это отличный вариант для тех, кто хочет перевезти что угодно. Он имеет огромный полезный объем и выпускается как с бензиновым, так и с дизельным двигателем.
- Давайте вспомним еще и такую модель, как Kaptur. Каких «Каптюров» продается больше? Полноприводных или моноприводных?
- 50/50. Отмечу также, что продается гораздо больше автомобилей с «автоматом» или вариатором (CVT). «Механики» довольно мало, меньше половины. Очень популярной становится версия с двигателем 1,6 л, передним приводом и CVT: она самая доступная по цене, но при этом сбалансированная по ходовым качествам.
Кстати, именно эта версия Kaptur сегодня наиболее широко представлена в каршеринге. В 2016 году с этой моделью мы отрыли для себя каршеринг как таковой, а сегодня у нас уже 8 партнеров в этой области, и каждый четвертый автомобиль каршеринга в Москве – это автомобиль марки Renault.
- Насколько велика роль дизайна в ваших автомобилях? Похоже, например, что версии Cross берут именно из-за дизайна, также как и потрясающий Kaptur.
- Безусловно, дизайн машины – очень важный фактор при ее выборе. После того, как покупатель определился с бюджетом, он начинает выбирать дизайн. То есть дизайн – это второй по важности фактор, который оказывает сильнейшее влияние на клиента. Именно поэтому Kaptur получился настолько успешным.
- Правильнее сказать, что именно поэтому у вас в принципе появился Kaptur. До него ни Logan, ни Duster не называли «красавчик».
- Соглашусь с вами. Пожалуй, первой моделью, где был сделан фокус именно на дизайн во всех его смыслах, стал Kaptur. До этого основной упор делался на бюджет. Вообще Kaptur является очень важной моделью лично для меня: вместе с ним я прошел все этапы создания и продвижения этой модели от начала и до конца. Сейчас я могу оценить свою работу от первого слайда до итогов продаж в России.
- Кстати, вы отвечаете за регион Евразия: что входит в это понятие?
- Регион Евразия – это практически весь бывший СССР, кроме стран Балтии, которые относятся к Европе. Также сюда входят Румыния, Турция, Болгария.
- В Болгарии очень много французских «Каптюров», причем, они туда явно приехали из другой страны. Интересно узнать, там продаются не наши «Каптюры»?
- Нет. На самом деле европейский Captur и наш Kaptur – это две разные машины. Если их разложить по каталогу запчастей, то совпадут только несколько десятков позиций, при условии, что их там десятки тысяч. Скажу, что первые скетчи европейского Captur мы увидели еще в 2012 году и сразу сказали: «нам нужна такая же (по стилю) машина».
При этом в Европе Captur – это автомобиль моноприводный, довольно низкий, с небольшим багажником. Фактически, это Clio, подросший в высоту. Это типичный класс В, а нам был нужен В++. И заменив этому автомобилю колеса, трансмиссию, увеличив багажник и клиренс до 20+ см, мы смогли из одной машины сделать другую, сохранив при этом стиль. Европейский Captur не имел бы шансов в России, поэтому нам пришлось пойти на дополнительные вложения в разработку нового Kaptur, который сейчас уверенно входит в ТОП-5 самых продаваемых SUV в России.
Именно эти отличия мы и хотели подчеркнуть, когда поменяли букву в названии модели – Kaptur вместо Captur. Любопытно, что Бразилия, которая запустила у себя именно «русскую версию» кроссовера, предпочла сохранить в названии «С», поскольку им важно подчеркнуть, что это именно европейский автомобиль. Вот вам и различия в региональных подходах – для нас важнее обозначить собственный путь.
- Получается, что в Бразилии менталитет покупателей такой же, как в России, раз они предпочитают наши модели?
- У них совершенно другие предпочтения по моторам. И еще, например, у них практически нет полного привода, в силу того, что он им почти не нужен.
- А где еще продается наш Kaptur?
- В странах СНГ и Таможенного Союза. Бразильский Kaptur продается по всей Латинской Америке.
- Есть еще какие-то примеры, когда модель, предназначенная для одного региона, неожиданно оказалась востребованной в другом?
- Конечно, есть. Если привести в пример тот же российский Kaptur, то чем дальше он продвигался на рынке, тем больше наши европейские партнеры нам по-хорошему завидовали. В конце концов, они сделали рестайлинг своего Сaptur по примеру нашей версии: рельефный капот вместо плоского, С-образные дневные ходовые огни и т.д.
Несмотря на то, что изначально Renault – французская компания, сегодня это уже большая международная структура, единый живой организм. Например, у нас пять крупнейших инженерных центров по всему миру, и мы очень тесно сотрудничаем между собой и перенимаем друг у друга опыт и знания.
- При этом автомобиль имеет какого-то конкретного автора или авторский коллектив в каком-то конкретном инженерном центре, или же разработки ведутся по всему миру? Например, где создавался российский Kaptur?
- Наш Kaptur создавался во всем мире, но при этом он во многом сделан у нас. Я бы даже сказал, что он сделан в России больше, чем любой другой автомобиль Renault. Весь наш инженерный центр работал над тем, чтобы запустить его в производство. Кроме того, это была первая в мире модель, которая сразу производилась с большой долей локальных комплектующих: наша сталь, наша штамповка и т. д. Что касается разработки, то все инженерные центры по всему миру принимали в этом участие.
- Поговорим о вашем сотрудничестве с Яндекс: программа ЯндексАвто, установленная в «каптюрах» - это ваша разработка или разработка Яндекса?
- Мы сотрудничаем с компанией Яндекс по многим направлениям, в том числе и по головным устройствам, и могу сказать, что здесь нас еще ждут новинки. До этого, полтора года назад, у клинетов нашего онлайн-шоурума появилась возможность оплачивать автомобили с помощью Яндекс.Денег. В России мы – первая автомобильная марка, которая начала осуществлять продажи онлайн.
- И как успехи?
- Хорошо! Это очень интересный и абсолютно новый вид деятельности. Мы задались целью сделать так, чтобы клиент, увидевший на сайте интересный автомобиль, мог сконфигурировать его под себя, забронировать прямо в интернете, внеся предоплату через Яндекс.Деньги, затем приехать к дилеру и выкупить именно этот автомобиль.
- Сколько времени завод будет выполнять такой заказ?
- Это можно будет отследить в онлайн-режиме: если автомобиль уже произведен, то покупатель увидит, где именно готовые машины уже есть в свободном доступе. То же самое касается версии, которую до этого не заказывал еще никто. В этом случае срок изготовления и доставки составит несколько месяцев, в зависимости от сезона и загрузки завода. В среднем это порядка трех-четырех месяцев.
- Вернемся к каршерингу: как развивается история с сочинским Renault Twizy?
- Я очень люблю этот автомобиль, ездил на нем и в Москве, и за границей. Потрясающий генератор позитива как для тех, кто едет внутри, так и для тех, кто видит его на улицах города. Тема электротранспорта активно развивается, и совсем недавно на сочинском форуме, было подписано соглашение с администрацией Краснодарского края о том, что мы с партнерами будем развивать каршеринг с Twizy в Сочи. Сейчас первая партия автомобилей уже проходит таможенные процедуры.
- Что насчет зарядки автомобиля? Где это можно сделать?
- Во-первых, в Краснодарском крае уже достаточно хорошо развита система зарядки для электромобилей, практически на каждой заправке есть такая возможность. А во-вторых, Twizy совершенно нетребователен к инфраструктуре: ему вполне достаточно обычных 220 В. За 3,5 часа этот автомобиль зарядится до «полного бака» из состояния полной разрядки.
- А как насчет тестирования Twizy на дальность поездки? Например, можно ли на нем съездить на Красную Поляну и обратно?
- Красная Поляна находится примерно в 50 км от Сочи, и конечно, заряда Twizy вполне хватит, чтобы съездить туда и обратно. Особенно с учетом того, что назад нужно будет ехать вниз под горку, а в этом случае батарея расходоваться не будет.
- Новый Renault Dokker имеет весьма привлекательную цену (870 тыс. руб.) в сравнении с другими аналогами – Fiat Doblo (1 120 тыс. руб.), и тем более, Peugeot Partner Tepee (1 345 тыс. руб.) или Citroen Berlingo (1 355 тыс. руб.) За счет чего достигается такая низкая цена с учетом того, что все производство находится за рубежом, а поставки сегодня производятся из Марокко?
- Да, действительно, поставки Dokker идут из Марокко, где построен ультрасовременный завод Renault. Мы рассматривали варианты локализации этого автомобиля в России, но здесь, как и везде, ситуацию диктует рынок. Сегодня сегмент таких автомобилей невелик, есть определенная ниша, для удержания которой мы автомобиль не локализуем, а поставляем из-за рубежа. Что касается низких цен, то здесь мы в полной мере пользуемся преимуществами нашей платформы Global Access. Это доступная и экономически очень эффективная платформа, все плюсы которой мы с удовольствием разделяем с нашими покупателями.
- Кто-то из клиентов проходит тест-драйв автомобилей Renault в каршеринге, кто-то приезжает к дилеру, а кто-то не тестирует автомобиль вовсе и покупает его онлайн… Что эффективнее?
- Да, каршеринг - это отличная возможность пройти тест-драйв, но все равно у дилера будет перечень всех возможных комплектаций, цветовая палитра, кредитные программы и т. д. При этом, воспользовавшись нашим онлайн-шоурумом, клиент избегает необходимости обзванивать множество дилерских центров с тем, чтобы найти именно ту машину, которая ему нужна. И выигрывают от этого и клиент, и дилер!
Клиент экономит время, а для дилеров мы создаем дополнительный поток клиентов с нашего сайта, которые в любом случае придут в ДЦ заключать договор, вносить полную стоимость и т. д. И тогда уже дилер будет иметь возможность предложить дополнительные аксессуары, кредитные программы, другие модели, в конце концов. Резюмируя: дилерскому бизнесу наш онлайн-шоурум не мешает, а помогает.
- Вы говорили, что на конец мая в онлайн-шоуруме было 20 тысяч клиентов, но при этом ни один ДЦ за это время не закрылся?
- Нет, конечно. Для нас самый главный приоритет – это качество обслуживания клиентов. И каждый наш дилер – это партнер, которого мы ценим, но к которому и предъявляем очень серьезные требования. В нашей дилерской сети сегодня насчитывается уже 160 дилерских центров, и мы стремимся к максимальному географическому охвату всей России, учитывая при этом уровень спроса в каждом регионе.
- Переднеприводные модели с повышенной проходимостью, типа Sandero Stapway и Kaptur, не имеют кнопки отключения системы стабилизации, из-за чего временами ведут себя довольно беспомощно в определенных ситуациях. Будет ли эта кнопка? Если да, то когда?
- Да, кнопка будет, причем появится она уже в ближайшее время, через считанные недели – месяцы.
- Будут ли вноситься какие-то изменения в гамму легковых автомобилей марки (имеется в виду модельный ряд Logan/Sandero) или она останется неизменной?
- Конечно же, этот модельный ряд будет меняться, и я еще раз хочу всех пригласить на Московский автосалон, где вы сможете в этом убедиться.
- В прошлом году вы показали отличный результат, достигнув доли рынка 8,6%. Ставите ли вы в этом году себе целью увеличения доли рынка и на сколько?
- Мы стараемся избегать прогнозов по объему продаж, производства, ценообразованию и т. д. Однако мы всегда внимательно следим за ситуацией на рынке и оперативно реагируем на все его тренды. Поэтому уверены, что наша новая модель позволит компании совершить очередной рывок.
- 2 июля мы будем отмечать круглую дату – 20 лет присутствия Renault в России. Как это событие отмечается в компании?
- Дата «20 лет Renault в России» – это 20 лет только индустриального присутствия, а первые автомобили Renault появились в России еще в начале 20 века. Так что в этом году во всем мире отмечается другая дата – 120 лет со дня первого появления автомобиля Renault. В связи с этим во многих странах проходят представления музея Renault Classic, где собраны старинные автомобили.
Интервью проводили Антон Чуйкин и Сергей Смирнов, подготовка материала - Марина Лузина