АВТОСТАТ | Антон Павлов, управляющий директор по розничным продуктам группы Абсолют банка («АВТОСТАТ»)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

29.05.18 Прочитали 2769 раз

Антон Павлов, управляющий директор по розничным продуктам группы Абсолют банка («АВТОСТАТ»)

24 мая в Москве состоялось торжественное награждение победителей ежегодного профессионального рейтинга «АВТОДИЛЕР ГОДА - 2018». В качестве официального партнера номинации «Лучший дилер / холдинг по организации продаж автомобилей с пробегом» выступила группа Абсолют банка, которая активно проявляет себя на рынке автокредитования. О некоторых итогах своей деятельности на этом рынке, о современных трендах в сфере автокредитования, о новых цифровых платформах и партнерских программах аналитическому агентству «АВТОСТАТ» рассказал управляющий директор по розничным продуктам группы Абсолют банка Антон Павлов.

DSC_7983.JPG- Недавно завершились программы государственной поддержки. Многие полагают, что их отмена негативно повлияет на рынок, в частности, уменьшатся темпы продаж. Вы разделяете эту точку зрения и на каких условиях теперь клиенты смогут приобрести автомобили в кредит?

- На автокредиты, выданные в рамках государственных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», приходилось около 37% текущих продаж. Поэтому, безусловно, завершение программ государственной поддержки окажет влияние на рынок. Мы ожидаем, что с июня 2018-го произойдет снижение объема продаж примерно на 10 – 15%. Дополнительным фактором сокращения продаж станет рост стоимости автомобилей – многие автодилеры уже скорректировали цены на 1 – 5%.

Планомерный рост стоимости новых автомобилей при отсутствии роста реальных доходов населения приводит к тому, что новый автомобиль становится менее привлекательным для покупателя и часть клиентского спроса перетекает в сегмент подержанных автомобилей, где порог входа значительно меньше по цене.

Напомню, что программа государственной поддержки предусматривала получение скидки в размере 10%, если стоимость автомобиля не превышала 1,45 млн руб. Эта льгота уже упразднена, но на значении уровня среднерыночных ставок завершение госпрограммы не отразится.

- Как часто приобретаются автомобили с использованием кредитных средств? Каковы средняя сумма и срок кредита? Автомобили какого класса наиболее часто приобретаются в кредит?

- По последним данным, доля автомобилей, приобретенных с использованием кредитных средств, составляет 53%. При этом в зависимости от типа транспортного средства доля кредитных продаж может существенно отличаться. Например, в сегменте подержанных автомобилей она составляет не более 10%. Такая статистика объясняется, в том числе, кредитной политикой банков, которые оценивают сегмент автомобилей с пробегом как более рисковый.

В Балтинвестбанке средняя сумма автокредита составляет около 700 тыс. рублей, средний срок кредита – 5 лет, что соответствует среднерыночным значениям. Наиболее часто в кредит приобретаются автомобили среднего класса – здесь тенденции определяются рынком продаж, наиболее ходовые марки LADA, Hyundai, KIA, Renault, Volkswagen.

- В 2017 году ставки по автокредитам снижались. В 2018 году они практически не меняются. Возобновится ли тренд на снижение ставок?

- По нашим прогнозам, доступность автокредитов будет повышаться. Ожидается, что к концу этого года средняя процентная ставка по кредитам, выданным на покупку новых автомобилей, будет снижена примерно на 0,5 п.п.

Более высокий тренд будет наблюдаться в сегменте автомобилей с пробегом. Чтобы поддержать темп роста кредитных портфелей, банки активизируются на этом направлении, улучшая и ценовые параметры, конечно. Мы ожидаем снижения к концу года средней ставки по автокредитам в этой категории на 1 п.п.

- Вы уже упомянули о том, что некоторые автопроизводители начали повышать цены на автомобили и что рост стоимости приведет к перетоку клиентов в сегмент подержанных машин. Насколько могут вырасти продажи подержанных автомобилей?

- Мы думаем, что в перспективе двух – трех лет доля приобретаемых в кредит поддержанных автомобилей может достигнуть 35%. Как вы знаете, как только автомобиль выезжает из салона, он сразу теряет в цене от 10 – 15%. Это, безусловно, хорошая скидка. И теперь нет госпрограммы, которая позволяла ее хотя бы частично «перебить».

Но дело не только в стремлении сэкономить. Рынок подержанных автомобилей начал быстро расти последнее время из-за того, что автодилеры стали уделять развитию данного сегмента больше внимания, как наиболее доходному.

Многие дилеры совместно с банками запустили программы льготного кредитования на покупку автомобилей с пробегом, которые прошли как техническую, так и юридическую экспертизу, и автодилер дает расширенную гарантию на такой автомобиль. На примере Балтинвестбанка мы видим постепенное снижение в продажах с кредитным плечом доли автомобилей, которые были в ДТП или находятся в залоге.

Повышение качества проверки «чистоты» автомобиля произошло благодаря увеличению количества каналов, по которым можно отследить историю конкретного автомобиля. В итоге, риски снизились, как у кредиторов, так и у покупателей.

- На рынке автокредитования уже сформировалась пятерка лидеров. Вы говорили о том, что ваша цель – войти в ТОП-5. За счет чего вы планируете потеснить конкурентов?

- Да, действительно, на рынке сформирован пул лидеров, которые уже много лет занимают прочные позиции, так что потеснить их действительно сложно, но возможно. Но только в том случае, если предложить действительно удобный продукт – как для клиентов, так и для партнеров. Наше заметное преимущество на рынке – высокая скорость принятия решения и упрощенный процесс выдачи кредита.

В продажах важна каждая минута: клиент может в любой момент отказаться от покупки, уехать в другой салон «еще посмотреть». Именно поэтому мы стремимся свести время заполнения анкеты и ожидания по заявке к минимуму. Благодаря внедрению новых технологий и современных скоринговых решений, мы сократили срок рассмотрения документов до 15 – 25 минут.

- Новая цифровая платформа, как вы уже сказали, ускорила процедуру рассмотрения заявок и оформления кредита. Каковы первые результаты работы на новой платформе?

- Результат от внедрения мы получили практически мгновенно. В первый же месяц работы нового кредитного конвейера и фронт-решения продажи автокредитов выросли в 5 раз – со 150 млн рублей до 600 млн рублей в месяц. На 3-й месяц работы по новой технологии объем ежемесячных продаж преодолел отметку в 1 млрд рублей. При этом благодаря простоте заполнения заявки и быстроте принятия решения банка автодилеры быстро оценили преимущества и стали сами обращаться в банк с просьбой подключиться к работе в новой системе.

За год наши объемы продаж выросли в 10 раз при росте базы автодилеров в 3 раза. Платформа дала возможность не только увеличить продажи наших действующих партнеров, она помогла привлечь новых автодилеров, поскольку они видели результат. Но нам удалось не только увеличить скорость, мы смогли удержать риски на приемлемом уровне и получить достаточно качественный маржинальный продукт. Важно именно это сочетание.

- Планируете ли вы запускать партнерские программы? Может ли банк успешно работать, не имея подобных уникальных предложений?

- Банк ведет переговоры с несколькими автопроизводителями, уже разработаны и в ближайшее время будут анонсированы индивидуальные программы с крупнейшими официальными дилерами. Банк, безусловно, может иметь успешный опыт и без партнерских программ, но мы ставим задачу, войти в ТОП-5 банков по автокредитованию, и без специальных предложений это будет сделать сложнее.

- Сейчас многие банки идут в залоговое кредитование. Заметен ли рост конкуренции в этом сегменте? Ограничивают ли автодилеры круг партнеров среди банков, с которыми они готовы работать и что нужно предложить для того, чтобы стать ключевым партнером автодилера?

- Да, конкуренция на рынке автокредитования действительно растет: если в начале 2017 года на этом рынке работали 18 банков, то в первом квартале 2018-го уже 25. На площадках партнера теперь могут одновременно присутствовать до 10 банков. Для входа в крупные дилерские центры они порой должны заплатить высокое комиссионное вознаграждение, сводя свою маржу практически к нулю.

Наш банк делает ставку на повышение качественных параметров работы с автодилерами и поэтому начинает сотрудничество с удобных для них форматов – начиная от ввода кредитных заявок и заканчивая упрощенными требованиями к формированию кредитных досье. То есть дилеру должно быть, прежде всего, удобно.

- Каковы ваши прогнозы по динамике роста рынка?

- Среднегодовая динамика рынка составит порядка 15 – 20% за счет взрывного роста в первом полугодии на уровне 30%. При этом мы ожидаем, что доля продаж автомобилей в кредит будет расти, в среднесрочной перспективе с 50% до 60 – 70%.

, источник: www.autostat.ru

 
Загрузка...