Чуть больше года назад, в ноябре 2015-го, на российский рынок вышла LADA Vesta. Теперь ее производство стартует в Казахстане, на заводе «АЗИЯ АВТО Казахстан» (СП между АВТОВАЗом и корпорацией «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО»).
АВТОВАЗ выбрал казахстанцев и в партнеры по дистрибуции на Урале и в Сибири, где работает СП по сбыту автомобилей LADA, сеть «АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск». Ее генеральный директор Сергей Соснов ответил на вопросы аналитического агентства «АВТОСТАТ» и рассказал о планах на следующий год.
- Казахстанская корпорация «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», в состав которой входит «АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск», в 2015 году вышла на российский рынок, открыв автосалоны LADA на Урале и в Сибири. Каких успехов удалось добиться за год?
- С начала 2015 года казахстанский холдинг «БИПЭК Авто – Азия Авто» открыл свои филиалы в 12 городах России: Барнауле, Ишиме, Кемерове, Красноярске, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Стерлитамаке, Тобольске, Тюмени, Челябинске, Шадринске. Количество автоцентров в этом году увеличилось до 16. В двух городах – Тюмени и Новосибирске – в настоящий момент работают по 3 дилерских центра.
- Дилерская сеть, работающая в России – это СП с АВТОВАЗом. Каким образом АВТОВАЗ участвует в оперативной деятельности предприятия?
- Казахстанский холдинг является партнером АВТОВАЗа на протяжении двух десятилетий. В последние годы мы пришли к необходимости еще более тесной кооперации, и с новой командой, вставшей у руля АВТОВАЗа, у нас сложился продуктивный диалог. Разумеется, этому сближению способствовало развитие казахстанского рынка.
Совместно с АВТОВАЗом наша группа развернула обширную работу по модернизации дилерской сети LADA в Сибирском и Уральском федеральных округах. Мы консолидировали ресурсы для усиления позиций LADA в этих регионах.
Автоцентры, взятые в управление, находились в тяжелом состоянии. Мы инвестировали колоссальные средства: провели ремонт и переоборудование, погасили задолженность по заработной плате, выплатили долги по контрагентам, заплатили налоги. Изначально убыточные предприятия были реанимированы и стали успешными дилерскими центрами. Скажем, в Новосибирской и Омской областях доля компании в структуре продаж LADA выросла до 80%.
На данном этапе продолжается совместная работа по строительству автозавода полного цикла в Усть-Каменогорске, развитию филиальной сети в России, продолжаются переговоры о выходе на новые рынки.
- По итогам прошлого года Вы подчеркивали, что ваша доля среди дилеров АВТОВАЗА довольно высока – свыше 20%. Каковы планы по этому показателю на ближайшую перспективу?
- Когда мы заходили на российский рынок, суммарная доля LADA, принадлежавшая нашим дилерским центрам, составляла менее 10%. Сегодня доля «АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск» среди дилеров LADA на рынке растет с положительной динамикой и в октябре 2016 года достигла 36%. За 10 месяцев 2016 года мы продали 5,4 тысячи автомобилей LADA.
- В России вы продаете автомобили, которые экспортируете из Казахстана, или поставки осуществляет АВТОВАЗ?
- Сегодня все автомобили, представленные в дилерских центрах «АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск» - это продукция АВТОВАЗа. Автомобили, собранные в Казахстане, на мощностях завода АО «АЗИЯ АВТО», пока реализуются только в казахстанской сбытовой сети.
- Как можете охарактеризовать перспективы нового модельного ряда LADA на Урале и в Сибири?
- Ровно год назад мы были одними из первых, кто смог предложить клиентам долгожданные LADA Vesta и LADA XRAY. Эти автомобили нашли своего потенциального клиента еще до старта продаж.
Благодаря задуманным новшествам, высокому качеству и прекрасному соотношению «цена – качество», модели стали популярными на рынке. Как сообщает Ассоциация Европейского Бизнеса, LADA Vesta занимает четвертую строчку (42 499 ед.) рейтинга наиболее востребованных моделей в России по итогам января – октября 2016 года, а LADA ХRAY (15 124 шт.) вошел в ТОП-20 самых популярных моделей рейтинга.
Максимально адаптированные к российским дорожным условиям и климату, Vesta и XRAY имеют высокий потенциал и большие перспективы для реализации на Урале и в Сибири. Только за 10 месяцев текущего года обладателями LADA Vesta стали более 5 тысяч жителей УФО и СФО. Набирает популярность и LADA XRAY. Продажи этой модели здесь превысили 2 тысячи машин.
- Когда начнется производство нового модельного ряда LADA в Казахстане? Будете ли вы его экспортировать для продажи на Урале и в Сибири?
- Команда завода «АЗИЯ АВТО» уже приступила к работам по организации производства четырех новых моделей LADA. Среди них новейшие предложения АВТОВАЗа – Vesta, XRAY, а также универсал Largus и лифтбек Granta. Подготовительные работы шли в течение ноября совместно со специалистами ПАО «АВТОВАЗ» и в соответствии со стандартами качества альянса Renault-Nissan-АВТОВАЗ.
Старт серийного выпуска новых моделей намечен на 9 декабря 2016 года. Как ожидается, в торжественной церемонии запуска серийного производства примут участие президент ПАО «АВТОВАЗ» Николя Мор и вице-президент по качеству Сигеру Накамура.
Сегодня на мощностях «АЗИЯ АВТО» в Усть-Каменогорске выпускаются три модели марки: внедорожник LADA 4x4, седан LADA Granta и универсал LADA Kalina.
- Какой объем продаж «АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск» в России запланирован по итогам 2016 года и на 2017 год?
- 2016 год был непростым для экономики страны и в целом для автомобильного рынка России. В январе – октябре продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 13,3% к аналогичному периоду 2015 года. Однако, вопреки общему сокращению автомобильного рынка, бренд LADA в октябре 2016-го демонстрирует рост на 13% в сравнении с прошлогодним показателем.
Что касается продаж «АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск»: несмотря на сложную рыночную ситуацию, намеченный план мы выполнили. Повторюсь, доля нашей компании в ключевых регионах выросла до 80%. До конца текущего года мы планируем продать более 6,5 тысячи автомобилей LADA.
В 2017 году мы ожидаем роста рыночной доли LADA. Как отмечают многие аналитики, «дно» рынка пройдено, и в будущем году мы вернемся к росту.