АВТОСТАТ | Константин Байшев, директор по продажам и маркетингу GM-AVTOVAZ («АВТОСТАТ»)

Константин Байшев, директор по продажам и маркетингу GM-AVTOVAZ («АВТОСТАТ»)

4610 0

Компания General Motors «заморозила» автозавод в Санкт-Петербурге, но в России продолжает успешно работать GM-AVTOVAZ. В условиях кризиса Chevrolet NIVA продолжает оставаться более чем востребованным продуктом. В интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ» директор по продажам и маркетингу GM-AVTOVAZ Константин Байшев, который уже больше 10 лет отвечает за успех Chevrolet NIVA, откровенно рассказал, каково работать с управленцами из GM, о своих взаимоотношениях с дилерами, а также о перспективах появления второго поколения популярной модели.

kb2.jpg

- Константин, модельный ряд GM-AVTOVAZ хоть и скромный, но стабильный. Модель фактически одна. Но можем ли мы ожидать каких-либо продуктовых новостей до конца 2016 года?

- Если взглянуть на модельный ряд, с которого мы начинали в 2002 году, то он сводился к двум комплектациям: базовой L и люксовой GLS. Но за эти годы мы трансформировались вместе с рынком: в 2005 году ввели кондиционер, соответственно, добавились еще две комплектации, в 2009-м провели рестайлинг и так далее. Сейчас у нас шесть комплектаций с широким спектром опций. Не будь их, количество желающих купить нашу машину, уменьшилось бы.

Поэтому, да, модель одна, Chevrolet NIVA, но внутри нее различные комплектации, отвечающие потребностям наших покупателей. И сегодня мы прекрасно понимаем, что выживает лишь тот, кто отвечает чаяниям клиентов. Что касается планов, они, конечно же, есть, но я не любитель раскрывать их. Как правило, в течение года мы вводим 2 – 3 новшества в плане потребительских свойств, потому что если этого не делать, мы будем отставать от рынка.

- Чем вы руководствуетесь, когда принимаете такое решение? Это рыночные циклы, технологическая готовность каких-либо элементов либо другие факторы?

- Мы очень благодарны клиентам, которые пишут нам письма по обратной связи с предложениями и пожеланиями, потому что это подвигает нас пересмотреть или начать какой-то процесс. В то же время нужно понимать, что ничего нельзя произвести мгновенно и, самое главное, штучно, потому что конвейер – это серийная сборка, и его задача – максимальная унификация для удешевления конечного продукта. Но тут мы вступаем в конфликт с рынком, который одинаковости не хочет. Любой человек индивидуален, именно поэтому машины окрашиваются в разные цвета, появляются новые комплектации. Нам приходится балансировать между здравым смыслом и возможностями производства.

В свое время Генри Форд сказал, что «машине любой цвет к лицу, если только он черный». Сейчас есть возможность предложить покупателям разнообразную палитру цветов. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, мы, прежде всего, изучаем спрос потребителей, анализируем возможности производства и стремимся удержать цены в условиях быстро меняющейся экономической ситуации. У нас нет права на ошибку.

- Как сегодня происходят коммуникации по продукту между GM-AVTOVAZ и офисом GM? Технически процесс коммуникаций изменился после того, как GM изменила свою стратегию по работе в РФ в начале 2015 года?

-С точки зрения ежедневной работы не изменилось ничего. GM по-прежнему остается нашим акционером и партнером. Мы продолжаем эффективно сотрудничать по многим вопросам. Это касается как работы по текущему продукту, поскольку мы бренд Chevrolet в России, так и стратегического взаимодействия, включая инжиниринговые работы по проекту Chevrolet NIVA нового поколения.

- Ряд дилеров GM-AVTOVAZ продолжают жаловаться на то, что есть проблемы с поставками. С чем это связано?

- Мне удивительно это слышать, потому что на протяжении последних лет мы работаем с дилерами без сбоев. Ребята на конвейере, в отделах закупок, материалов, качества работают очень четко. У нас полугодовая система прогнозирования, и все дилеры получают машины по плану. Единственным исключением могут быть те, у кого есть долги перед нами. Если вы приходите в салон и видите, что машин нет, дилер никогда вам не скажет, что у него долги, из-за которых СП ему не отгружает автомобили. Естественно, у вас возникает ощущение, что завод не справляется. На самом деле у завода все в порядке, вопрос в текущей ситуации – у дилера.

- По нашим данным, у вас сегодня 149 дилеров. Есть дилеры, которые в связи с остановкой продаж Opel и Chevrolet отказываются и от Chevrolet NIVA. Предпринимаете ли вы какие-то специальные усилия, чтобы сохранить число таких дилеров в своей сети?

- Я считаю, что дилерство – это в некотором роде совместный брак: если кто-то с кем-то уже не может жить, продолжать отношения сложно. Здесь то же самое. К тому же, должно быть желание продавать Chevrolet NIVA, причем, с любовью. Поэтому мы стараемся находить дилеров, изначально демонстрирующих лояльность к бренду и продукту. Стоит отдельно отметить, что многие из тех, кто с нами с самого начала, прекрасно работают не только в хорошие, но и трудные времена. За это мы их и ценим.

- Исходя из информации, размещенной на вашем официальном сайте, ясно, что вам нужны сервисные дилеры в регионах. О каких городах идет речь и насколько трудно найти таких сервисных дилеров сегодня в регионах? В чем основные сложности?

- Решение по открытию сервисных дилеров было принято в 2010 году, чтобы приблизить сервисное обслуживание к нуждам владельцев Chevrolet NIVA, причем, с сохранением требований по соблюдению наших стандартов. Практика показала, что далеко не все региональные организации готовы соответствовать высоким требованиям послепродажного обслуживания, поэтому те, кто соответствовал им, в дальнейшем стали нашими официальными дилерами. Сервисные дилеры у нас сейчас в Москве, Санкт-Петербурге и городе Шарья Костромской области.

Основные сложности связаны с готовностью сервисных организаций инвестировать и поддерживать стандарты по послепродажному обслуживанию. Сейчас из-за сложной ситуации на автомобильном рынке мы приостановили процесс отбора кандидатов в сервисные дилеры, но обязательно вернемся к этому направлению.

- Если некоторые столичные дилеры сегодня отказываются от российского продукта, то в регионах, напротив, растут продажи УАЗ, Chevrolet NIVA тоже в тренде. За счет чего все-таки она традиционно так популярна, ведь автомобиль в оснащенной версии отнюдь не дешевый?

- Я бы не сказал, что столичные дилеры отказываются от продаж отечественных автомобилей. Наоборот, крупнейшие из них – «АВТОМИР», «Дженсер», «Мэйджор» и другие игроки – берут российские бренды, например, ту же LADA, потому что им нужно чем-то заполнять шоу-румы.

Сейчас наша дилерская сеть развивается очень интенсивно, правда, за прошедшие два года некоторые компании в силу экономических причин не смогли показать стабильной работы, а нам нужно продавать машины в запланированных объемах. Покупатели – повсюду, поэтому если, допустим, в городе N был один дилер, мы мгновенно направляемся туда, ищем кандидатов и находим тех, кто развивается даже в кризис. Те города, где есть два и более дилеров, мы ставим во вторую очередь, потому что у покупателя есть выбор, куда пойти.

Теперь что касается «отнюдь не дешевой» NIVA. Если взять Duster, то цена топовой версии – 960 000 рублей, у «Патриота» – 809 000, а у нас с учетом всех программ – 627 000. Получается, NIVA – самый дешевый автомобиль из этой тройки. А если взглянуть на цену базовой версии, то она вообще вне конкуренции, потому что с учетом всех программ начинается с отметки 495 000 рублей. Поэтому наш внедорожник очень популярен, особенно в сельскохозяйственных регионах страны.

В Москве и Санкт-Петербурге наша доля рынка пока меньше, чем в регионах, и мы хотим исправить ситуацию. Есть сигналы, что можно перезапустить эти рынки, поэтому мы сейчас делаем реструктуризацию в надежде получить хорошие плоды. Мы сделали ставку на профессионалов высочайшего уровня. В Санкт-Петербурге – это «Р-Моторс», они очень четко работают, сейчас хорошо продают автомобили LADA. В Москве тоже запускаем новых дилеров, в том числе «БИОТЕ», которые шаг за шагом идут к увеличению продаж.

Хочу подчеркнуть, что Chevrolet NIVA действительно хорошо продается, особенно в регионах Поволжья, Черноземья и других.

- За счет чего постоянно повышаются цены на Chevrolet NIVA? Ведь, заявляемая локализация у автомобиля близка к максимальной (95%)?

- Одна из причин заключается в том, что в связи с резким (до 30 – 40% только за последний год) ростом цен на металл от российских металлургических компаний, цены на комплектующие изделия также неуклонно растут.

- Вы периодически продлеваете действие госпрограмм по утилизации и «трейд-ин» на свою продукцию. Очередной срок, о чем говорится на вашем официальном сайте, истек 30 июня. А что потом? Программы перестанут действовать?

- За несколько дней до истечения этого срока мы объявили о продлении программы до 31 августа, потому что летние месяцы – традиционно самые трудные для всех производителей. Госпрограмма – прекрасный инструмент для поддержки автомобильного рынка, ведь как бы ключевые автопроизводители продавали и побеждали в рейтингах АЕБ, если бы она не работала? Кстати, июнь мы закончили очень неплохо. Поэтому программа по утилизации и «трейд-ин» работает, а дальше посмотрим по ситуации.

- Говорят, у АВТОВАЗа будет огромный стенд на ММАС-2016. Вы будете участвовать? Что покажете?

- Мы приняли решение, что с одной моделью участвовать в выставке экономически нецелесообразно, поэтому дождемся 2018 года, когда будет очередной Московский автосалон. Еще раз повторюсь, что СП – маленькая компания, которой ни одна ошибка не позволительна.

- Какой объем продаж Chevrolet NIVA запланирован до конца года?

- Хороший вопрос. Мне бы было проще ответить на него три года назад, когда рынок рос опережающими темпами. В данном случае, несмотря на сложную ситуацию, за 1-е полугодие мы продали дилерам более 16 тысяч Chevrolet NIVA. Наша задача – продать все произведенные автомобили, и мы уверенно движемся к этой цели.

- Каковы ваши приоритеты по экспорту продукции: направления, объемы, какие комплектации предусмотрены для экспорта?

- Нашим приоритетом по-прежнему остается сохранение позиций Chevrolet NIVA на рынках стран СНГ. Лидеры те же, потому что партнеры очень профессиональные, например, «АИС» в Украине, где доля в структуре экспорта по итогам 1-го полугодия составила 46,5 % от общего объема. Казахстан с 29,3% тоже для нас очень хороший рынок. В Беларуси с 11% очень стабильно идут продажи. Узбекистан, Армения и Азербайджан занимают оставшиеся доли рынка, к сожалению, с очень небольшими объемами.

Естественно, мне бы очень хотелось, чтобы экспортные продажи увеличивались. Что касается объемов поставок, то они будут зависеть от спроса на этих рынках.

- Говорят, что с каждым новым руководителем на GM-AVTOVAZ чувствуется, как меняется стиль управления, концепция. Что поменялось с приходом в конце прошлого года поляка Ромуальда Рытвински? В чем стиль его управления? Легко ли с ним работать?

- Я не знаю, кто и что говорит, но надо понимать, что руководители СП назначаются компанией General Motors, являющейся хорошей школой управленцев. Поэтому хорошо, что каждый новый руководитель приходит со своим опытом, используя индивидуальный подход в организации бизнеса на нашем предприятии.

- В Тольятти в последнее время много управленцев из славянских стран: Чехия, Словения, Польша... Чей стиль управления вам лично ближе: американцев, немцев либо все-таки славян?

- Мне повезло, потому что с иностранцами я начал работать еще в 1994 году, когда во главе нашей компании был американец. Опять же возвращаюсь к стандартам, потому что когда они есть – это четко структурированная иерархия, все знают, что делать, инициатива поощряется, все идет только в плюс. Поэтому стандарты национальности не имеют.

- Вы уже больше 10 лет отвечаете за продукт на GM-AVTOVAZ, фактически Вы здесь почти с самого начала. Понятно, что продажи стабильны, предприятие успешно. Ни разу не было желания поменять место работы? Поступают ли предложения с других производств? Расскажите немного о своем укладе жизни и семье.

- С 2004 года я отвечаю за продвижение продукта на рынке, создание спроса и продажи. На самом деле человек ничего не делает один, и успех нашего СП обеспечивают все сотрудники. Я бы сказал огромное спасибо всем, кто работает на нашем предприятии больше, чем год. У нас уже есть целые династии, есть те, кто работает с первого дня.

Безусловно, любому человеку поступают предложения, и мысль, что где-то полегче, посещает его. Но постоянно хочется преодолевать какой-то рубеж, потому что происходит определенный рост, и тебя охватывает радость, что ты с командой это сделал. После каких-то предложений даже иногда задумываешься, но вдруг что-то происходит: или кризис, или новый продукт, и ты говоришь себе: ну-ка, давай я еще и с этим справлюсь.

Честно говоря, недосуг думать о других работах. У нас в отделе всего 38 человек, но мы играем не последнюю роль на рынке, занимая 2% от общих продаж в России. Это хорошая цифра для одной модели и маленькой команды. Более того, мы успешно продаем даже в это непростое время. Думаю, у нас есть повод, чем гордиться, поэтому здесь мне все нравится.

Самым лучшим примером в этом смысле для меня является отец, который одновременно окончил два факультета (дневной и вечерний) – самолетостроения и радиотехники, поступил на авиационный завод, где проработал до последнего вздоха более 35 лет. У него не было мыслей сменить работу, потому что если она нравится, зачем ее менять? Это было время других людей…

Если продолжать семейную тему, то у меня любимые жена и двое детей. Не могу жить без Волги, катера, палатки, треска дров на песчаном берегу под Самарой. Думаю, что в каком-то смысле Волга не отпускает меня куда-то далеко.

- Спасибо за Вашу откровенность. Дайте хоть какие-то наметки по проекту Chevrolet NIVA нового поколения (планировалось, что проект будет реализовываться в рамках ОЭЗ «Тольятти»): перспективы, сроки, техническая готовность по проекту…

- Мы действительно продолжаем работу по новому проекту, достаточно эффективно сотрудничаем с АВТОВАЗом. Могу только сказать, что внешний вид Chevrolet NIVA нового поколения будет соответствовать концепту, который мы представляли на Московском автосалоне в 2014 году. А сейчас очень активно ведем работу по получению кредита. Как вы знаете, в этом вопросе нас поддерживают и в Правительстве РФ, и Самарской области.

- Будет ли промсборка Chevrolet NIVA в Казахстане? Если да, в какие сроки, объемы?

- Трудно говорить о сроках и объемах, потому что этот вопрос находится пока в стадии проработки.

, источник: АВТОСТАТ

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью