Событие

Автомобили с пробегом

Рынок, программы, инструменты.
Регистрация
Партнерство

До начала осталось 12 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Ёмкость российского рынка легковых автомобилей

Ержан Мандиев, генеральный директор «АЗИЯ АВТО Казахстан» («АВТОСТАТ»)

Генеральный директор «АЗИЯ АВТО Казахстан» последний раз общался с нами два года назад, когда было анонсировано строительство совместного с АВТОВАЗом завода. В минувшем году рынок Казахстана «трясло»: приличная доля проданных российскими дилерами автомобилей осела именно там. Как чувствует себя казахстанский рынок, на какую долю рынка могут рассчитывать вазовские новинки и, наконец, как продвигается строительство нового завода, нам рассказал один из топ-менеджеров крупнейшей компании казахстанского авторынка Ержан Мандиев.

Азия Авто Казахстан.JPG

- В 2013 году был дан старт строительству автозавода полного цикла, где планировалось выпускать модельный ряд LADA (Granta и Kalina). Ожидалось, что предприятие заработает в 2015 – 2016 гг. На каком этапе сегодня данный проект?

- Дело в том, что комплекс будущих производств полного цикла потребует строительства 262 тысяч кв. м промышленных и складских площадей. Общая территория нашего кластера – 523 гектара. Найти целостный земельный участок для реализации проекта, даже в промышленных районах Усть-Каменогорска, оказалось невозможно. Администрация региона предложила нам территорию, которая находилась в собственности 7 различных частных собственников.

Процесс выкупа этих земельных участков и передачи прав собственнности занял долгие месяцы. Не меньших временных затрат потребовало оформление документации, которая необходима для строительства инженерной инфраструктуры, что вполне ожидаемо – речь идет о первой стройке такого масштаба за весь постсоветский период.

В результате монтаж инженерных коммуникаций – электросетей, водо-, газоснабжения, подъездных путей – был начат с задержкой, что повлекло корректировки в графике реализации проекта в целом. Тем не менее, мы рассчитываем, что запуск первой очереди нового производства состоится в середине 2018 года.

- Что еще успели сделать за это время? Как скоро можно ожидать возведения цехов?

- На сегодня выполнены земляные работы по снятию плодородного слоя и вертикальной планировке на территории площадью в 732 футбольных поля. Сформирован собственный парк строительной и специальной техники (более 80 единиц). Построен модульный строительный городок: административно-бытовые корпуса, общежития для строительного персонала, складские помещения общей площадью 20 тысяч кв. м. Это объект, который обеспечит одновременную работу двух тысяч строителей. Введены в строй собственный дробильно-сортировочный комплекс, бетонно-растворный узел и производство железобетонных изделий (сваи, колонны, ростверки). С их помощью идет работа по возведению фундамента объектов первой очереди, в том числе цехов сборки и окраски.

На сегодня в реализацию проекта (с учетом логистической и сервисной инфраструктуры) инвестировано 33 млрд тенге. Это собственные средства группы «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

- Сколько уже вложил АВТОВАЗ? Или на данном этапе затраты идут только с вашей стороны? Каков общий объем инвестиций?

- АВТОВАЗ выступает технологическим партнером проекта и гарантом доступа к рынкам сбыта. Именно эти нематериальные активы стали вкладом АВТОВАЗа в акционерный капитал АО «АЗИЯ АВТО Казахстан», совместно учрежденного нами. Производственные инвестиции – ответственность казахстанской стороны, холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

Сейчас мы пересматриваем объем предстоящих затрат с учетом изменения курса казахстанской валюты, но прежние цифры таковы. Капиталовложения в создание мощностей сварки, окраски кузова и сборки автомобилей оценены в $840 млн. Затраты на строительство технопарка по выпуску автокомпонентов – $630 млн.

- Установка оборудования запланирована на какое время?

- Сейчас при поддержке правительства Казахстана на площадке ведется прокладка инженерных коммуникаций. Параллельно мы переходим к приобретению технологического оборудования первой очереди. Этот этап инвестиций потребует привлечения заемного финансирования. Рассчитываем, что нам удастся решить этот вопрос в ближайшей перспективе, и монтаж технологического оборудования первой очереди мы завершим до конца 2017 года.

- Какой объем производства запланирован и какие модели первыми встанут на конвейер?

- Проектная мощность первой очереди – 60 тысяч единиц в год. С запуском второй очереди мы увеличим производственные объемы до 120 тысяч автомобилей. Что касается линейки, в фокусе внимания, прежде всего, новые продукты наших партнеров. В том числе Vesta и XRAY. Но планы в отношении других моделей B-сегмента также остаются в силе.

- В перспективе на заводе «АЗИЯ АВТО Казахстан» будут собираться модели альянса Renault-Nissan? Если да, какие модели, сроки и объемы производства?

- Плеяда новых моделей АВТОВАЗа – это автомобили, построенные на платформах альянса. В новых продуктах под брендом LADA применяются технологические решения альянса. Производственные линии АВТОВАЗа, выпускающие модели LADA, Renault, Nissan и Datsun, имеют общих поставщиков комплектующих. Поэтому грань между продуктами и брендами альянса становится все более проницаемой. Если выпуск автомобилей других марок на усть-каменогорских мощностях будет востребован рынком, мы отреагируем на запрос потребителя. И такие перспективы нами, безусловно, обсуждались. Но говорить о них как о сформулированной маркетинговой стратегии пока преждевременно.

- На церемонии старта продаж LADA XRAY президент АВТОВАЗа г-н Бу Андерссон заметил, что LADA в прошлом году потеряла Казахстан как свой самый большой рынок экспорта…

- Слова господина Андерссона следует рассматривать исключительно в контексте адресованного ему вопроса. Он говорил о причинах снижения финансовых показателей АВТОВАЗа по итогам 2015 года. В частности, выручки. Тот объем казахстанских продаж и выручки, на который мы рассчитывали, достигнут не был. Речь шла лишь об этом. О «потерянных», точнее говоря, недополученных объемах.

- Да, по итогам 2015 года LADA продала в Казахстане 24,5 тысячи новых автомобилей, упав почти на 46%...

- Вслед за рынком. Ведь в чем причины снижения показателей? Они носят общерыночный характер, и российским наблюдателям хорошо знакомы. Это падение цен на мировых рынках сырья, глубокая и затяжная девальвация национальной валюты (на 131% за два года в случае казахстанского тенге) и, как следствие, сокращение объемов автомобильного рынка. В 2015 году продажи официальных дилеров в Казахстане (если брать сегмент легковых и легких коммерческих авто) упали на 40%. Из 34 брендов, представленных в легковом сегменте, 27 показали снижение. Вы спросите, оказалась ли LADA в числе марок, наиболее пострадавших от рыночной рецессии? К счастью, нет.

- Как вы оцениваете позиции марки LADA на казахстанском рынке в данный момент?

- Наш холдинг располагает самой разветвленной сетью автоцентров на рынке Казахстана. У нас собственный парк железнодорожных вагонов и автовозов. Поэтому мы чрезвычайно гибки в вопросах ценообразования. К тому же предлагаем клиенту лучшие условия автокредитования. Благодаря перечисленным обстоятельствам, позиции LADA в Казахстане по-прежнему сильнее, чем на российском рынке. На линейку LADA – это итоги 2015 года – приходится 28% сегмента легковых авто в республике. LADA – по-прежнему бренд №1 по объемам продаж. Как я уже отмечал, в минувшем году было реализовано 24,5 тысячи таких автомобилей. Этот результат в 2,5 раза выше, чем у ближайших соперников – брендов Hyundai и KIA. А если мы прибавим машины, приобретенные казахстанцами в приграничных городах России в период ослабления рубля, цифра окажется значительно выше. Только в минувшем году по «серым» каналам в Казахстан было поставлено порядка 9 тысяч новых автомобилей LADA.

- Действительно, продажи у казахстанских дилеров не совпадают с количеством регистраций новых автомобилей на территории Казахстана. Как долго казахстанцы, на ваш взгляд, будут продолжать ездить за автомобилями в Россию?

- На сегодня об оттоке покупателей к российским дилерам можно говорить в прошедшем времени. Курс казахстанского тенге к рублю пришел к значениям «мирного времени», и цены в российских шоу-румах были скорректированы с учетом новых закупочных цен. К тому же, казахстанские власти предприняли ряд мер, позволивших ограничить поток стихийного импорта.

- Как вы можете оценить «упущенную выгоду» казахстанских дилеров в этой ситуации?

- Это колоссальные цифры. Только в легковом сегменте без участия официальных дилеров было ввезено 68 тысяч новых автомобилей и порядка 127 тысяч подержанных. И это только по прошлому году. Объемы оттока в 2014 году вас также впечатлили бы...

- Каковы производственные планы по вашему действующему производству?

- Казахстанское правительство сегодня предпринимает меры по восстановлению отрасли. И мы уверены, что эти усилия возымеют эффект, поэтому вместе с партнерами наметили достаточно смелые производственные планы на текущий год. Смелые – с поправкой на продолжение рыночного спада. В этом году мы планируем наладить сборку большей части модельного ряда LADA на действующих мощностях «АЗИЯ АВТО Казахстан». В список выпускаемых продуктов войдут и новинки – LADA Vesta и XRAY. По предварительным оценкам этот шаг позволит нам увеличить выпуск автомобилей марки до 19 тысяч единиц по итогам года.

- Как вы оцениваете перспективы новинок LADA Vesta и XRAY на рынке? Как показал наш опрос, не все официальные дилеры LADA пока знают о такой модели, как XRAY, сейчас они больше ориентированы на Vesta…

- Фактически на второй месяц продаж Vesta вошла в TOP-10 самых продаваемых моделей российского рынка. Это феноменальный результат. На рынке Казахстана ситуация менее показательна – сюда новинка пока поступила в более скромных количествах. Но – даже с поправкой на складской дефицит – по итогам января, первого месяца продаж, Vesta заняла 11-ю строчку в рейтинге бестселеров, а в списке самых востребованных предложений АВТОВАЗа Vesta уступила лишь внедорожнику LADA 4x4. Мы полагаем, что по мере наращивания поставок Vesta займет более 20% суммарных продаж марки, XRAY – не менее 10%. Эта оценка касается как рынка Казахстана, так и 11 городов России, где работают автоцентры нашего холдинга.

- Как известно, холдинг «БИПЭК АВТО» в прошлом году вышел на российский рынок. Каковы планы вашей дилерской сети на 2016 год? Дальнейшая экспансия?

- Действительно, наш холдинг в минувшем году приобрел 15 дилерских центров LADA в Сибирском и Уральском федеральных округах. Вместе с АВТОВАЗом мы модернизируем сбытовую и сервисную инфраструктуру марки в азиатской части России. С запуском новых усть-каменогорских мощностей в этих автоцентрах будут продаваться автомобили казахстанской сборки. И если состояние рынков двух стран будет благоприятствовать, до конца нынешнего года мы рассчитываем расширить российскую сеть холдинга за счет 9 новых автоцентров в таких городах, как Курган, Магнитогорск, Красноярск, Кемерово, Бийск и Оренбург.

24.02.16 Елена Костякова
Источник: www.autostat.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 24 августа 2016 В поисках «универсального» инженера («АВТОСТАТ»)

    Углубление локализации автомобильного производства приводит к появлению новых запросов со стороны работодателей. Закупщики, инженеры по качеству, координаторы по работе с поставщиками – вот актуальный запрос в автомобильной промышленности.

    подробнее
  • 19 августа 2016 Автозаводы жмут на тормоза («Ведомости»)

    В июле 2016 г. производство легковых автомобилей в России упало на 19,8% год к году, следует из сообщения Росстата (количество выпущенных машин не уточняется). По итогам семи месяцев выпуск снизился на 18,1%. Падение усиливается – в июне оно составило 5,3%, а в мае вовсе был зафиксирован рост на 4,1%.

    подробнее
  • 10 августа 2016 Модернизированный Derways Cowboy будут выпускать в Пакистане (Drom.ru)

    Предприниматель Абдул Вахид, президент пакистанской автостроительной фирмы Karakoram motors, выкупил у совладельца черкесского автозавода Derways Хаджи-Мурата Дерева конструкторскую документацию и права на производство внедорожника Derways Cowboy. Сумма сделки не разглашается.

    подробнее