bool(false) АВТОСТАТ | Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков («Коммерсант»)

Инфографика

Все публикации

12.08.15Прочитали 96 раз

Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков («Коммерсант»)

Игорь Юргенс.jpg

Средняя стоимость полисов ОСАГО выросла на 42%. Показатель изменился после повышения тарифов и теперь составляет 5,7 тыс. руб. Об этом сообщает Всероссийский союз страховщиков. В организации отмечают, что тарифы на ОСАГО пришлось поднять после увеличения лимитов выплат по страховке. По имуществу они выросли со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб., а по жизни и здоровью – со 160 тыс. до 500. При этом, по данным страховых союзов, за девять месяцев 2014 года средняя стоимость полисов ОСАГО составляла чуть более 3 тыс. руб. Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Натальи Ждановой.

– Можно ли говорить, что в каких-то российских городах средняя стоимость ОСАГО выросла больше, чем в других, или это не так?

– Да, Москва, Санкт-Петербург выросли в основном больше, и тут это, наверное, где-то в районе 5 тыс. руб., даже приближается к 6 тыс. руб. Это связано с особенностями парка, тут подороже машины. А вот, скажем, Владимирская, Тверская, Рязанская, Саратовская – 45 субъектов федерации, тут повышение ниже, чем среднее по стране, это тоже связано с понятными причинами того же самого характера. Но получается, что в среднем за 2,5 тыс. руб. в год люди докупили себе дополнительно страховки на 620 тыс. руб., если прибавить разницу по железу, здоровью и жизни. Поэтому социально это справедливо.

Экономически справедливо тоже, потому что помимо этих лимитов в результате обесценения рубля у тех машин, на которых мы ездим, – а это на 70% иностранные марки, – подорожали от 30% до 60% соответственно запчасти и ремонт, а ОСАГО – именно в основном эта вещь. Поэтому наши контакты с организациями, которые защищают права автолюбителей и автовладельцев, показывают, что эта часть не вызывает у них проблем. Они иногда с нами спорят и справедливо критикуют за навязывание дополнительных услуг, за затягивание с выплатами, но по части самого тарифа споры прекратились.

– То есть если рассуждать на тему, насколько оправдан, уместен вообще весь этот процесс, увеличение лимитов и повышение стоимости, у вас нет сомнений?

– Нет, абсолютно нет. Во-первых, конечно, это не мы делали повышение по имуществу со 120 тыс. до 400 тыс., а трехлетка отечественная точно практически вся покрывается с таким повышением, и многие иномарки тоже. А это разумно, потому что со 160 до 500 – вы можете себе представить при том, что около 30 тыс. людей мы теряем в год в результате аварий, мне кажется, это справедливо – и наше решение, и решение Центрального банка как регулятора и законодателя Государственной думы, – поэтому это просто нами не обсуждалось. Как человек считаю, что это разумно.

– Страховые компании не пытаются как-то уменьшить стоимость полиса для того, чтобы привлечь к себе клиентов, или это запрещено законом?

– Значит, что касается ОСАГО, то они не могут это делать. У них есть коридор, и они обязаны выполнять предписания Центрального банка, но существует коэффициент бонус-малус, и те люди, которые ездят безаварийно, получают постепенную скидку до 50%. При том, что полисов больше 40 млн в стране, общее количество людей, которые получают те или скидки, уже 37,5 млн. То есть когда говорят, что мы такие лихие, какой русский не любит быстрой езды, – это все относительно правда, но 37,5 млн людей – это официальные данные автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков, – ездят с различного рода скидками, иногда, повторяю, до 50%. Сейчас мы вводим бюро страховых историй – это приблизительно то же самое, что у банков бюро кредитных историй. Если человек по КАСКО, то есть по более сложному виду и более дорогому, в этом бюро будет регистрироваться как безаварийный человек, то и там страховщики по этому добровольному виду будут рассматривать возможность серьезных скидок. По ОСАГО это детерминируется законом и мегарегулятором, коим является Центральный банк.

– Честно говоря, сейчас даже база данных по ОСАГО не очень-то хорошо действует: например, в каких-то страховых компаниях не видят скидки, которые накопились, когда я страховался в другой страховой компании, я лично сталкивался с такой ситуацией.

– Все правильно. Именно для этого была создана централизованная АИС РСА, чтобы все компании туда загрузили правильные данные, и вы могли в этой АИС РСА, зайдя на сайт Российского союза страховщиков, проверить всю историю. А до этого они историями не менялись так же, как по КАСКО. Первое, при смене вами паспорта или утери вами паспорта или прав и восстановлении их все сгорало, потому что система не могла считать эти большие длинные буковки, иногда UIN неправильно занесен и так далее.

Сейчас все это упрощается и сводится в одном месте, и все претензии уже будут не к вашей конкретной компании, даже если вы ее сменили пять раз, а к этой АИС РСА. Работа трудная, она начата только с 1 июля, загружать стали все компании, которые входят в РСА, это около сотни, но они начали загружать чуть раньше, тестировать раньше, но с 1 июля мы обязаны предоставлять такую информацию людям.

– Все-таки есть опасения у водителей, что будет и дальше дорожать полис ОСАГО, и, возможно, он скоро будет стоить столько же, сколько и КАСКО. Что вы можете сказать?

– ОСАГО никогда не будет стоить столько же, сколько КАСКО, потому что это совершенно другие риски, совершенно другие объемы берущейся на себя страховщиком ответственности. Насколько я понимаю, те, кто устанавливает предел повышения или уменьшения, если захотят, и экономическая ситуация изменится, то есть наш диалог с мегарегулятором говорит о том, что вряд ли можно ожидать чего-либо, к большому горю страховщиков, но к большой радости автолюбителей, до 2018 года. Тут внедряется еще и политический момент, когда непопулярные меры в виде любого повышения чего-нибудь применяться к нам не будут, хотя, если посмотреть на ЖКХ, я как владелец квартиры могу сказать, что что-то не похоже – все растет и растет.

Что касается автостраховщиков, мы будем делать все, выпрыгивая из штанов, для того, чтобы наши дорогие автолюбители и автовладельцы не испытали на себе этих трудностей.

«Коммерсант»