Ирина Юдахина, начальник отдела цвета материалов, декоративных покрытий и графических проектов, главный специалист Дирекции по дизайну АВТОВАЗа («АВТОСТАТ») | АВТОСТАТ

Ирина Юдахина, начальник отдела цвета материалов, декоративных покрытий и графических проектов, главный специалист Дирекции по дизайну АВТОВАЗа («АВТОСТАТ»)

5591 0

Сегодня многое делается, чтобы угодить покупателю. В частности, на автомобилях внедряются дополнительные опции. Между тем при выборе автомобиля для многих (особенно для женщин, которых все больше среди автомобилистов) немалую роль играет цвет кузова. Корреспондент АВТОСТАТа Виктория Лобода беседует о цветовых пристрастиях АВТОВАЗа и о «цветовой политике» отечественного автогиганта на 2015-ый год. Ее собеседник - Ирина Юдахина, начальник отдела цвета материалов, декоративных покрытий и графических проектов, главный специалист Дирекции по дизайну АВТОВАЗа. 

 20299.jpg
Ирина Александровна, расскажите, кто на АВТОВАЗе, какое подразделение формирует «цветовую» политику?

- Дизайн-центр и управление по маркетингу. Но это на гамму для действующих автомобилей. Если же автомобиль перспективный, то к этому дуэту добавляется еще и управление по планированию продукта. Его специалисты для новых моделей, как правило, определяют количество эмали, которое нужно. Но в основном за цвет отвечаем мы и маркетинг. Стараемся делать это на основании мировых тенденций. Новые цвета требуют времени для разработки. Поэтому каждый год разрабатывается несколько новых цветов, но при этом оставляем в производстве и старые цвета, которые освоены и пользуются спросом.

- Насколько мне известно, некоторые цвета АВТОВАЗ использует одновременно на многих моделях, другие применяет только для определенных, существуют так называемые «фирменные» цвета. От чего это зависит?

- В цветовой гамме автоэмалей АВТОВАЗа на 2015 год – 46 цветов, у нас достаточно широкая палитра. И если оглянемся назад, в недалекое прошлое, для каждой нашей модели задумывалась своя цветовая гамма. Например, до кризиса 2008 года у нашей «Калины» была своя цветочно-природная гамма. Там были натуральные цвета, в большом количестве связанные с фруктами, винами. То есть с природой. И все эти цвета разработаны были специально для «Калины». Своя цветовая линейка была одно время и у «Приоры» - в тот период, когда мы только-только от «десятки» уходили. На «приорах» предполагалась космическая гамма – у нас в окраске появились тогда «млечный путь», «космос», «звездная пыль», «сириус». С точки зрения производства сделать это было нетрудно – окраска шла на разных линиях. Но когда у предприятия начались финансовые проблемы, то конечно все смешалось… Как раз пришел Кашапов (глава закупочной службы – авт.), который занял такую жесткую политику: цвета на всех линиях объединить, чтобы было дешевле покупать, он же ввел ограничение - не более 6 цветов. Таким образом, все сократилось, и мы всю продуманную «калиновскую» гамму потеряли в один год. Перешли на общие цвета, для «калины» и «приоры» одни и те же. «Нива» тогда по цветовой гамме выпадала, потому что на нее применялись «неметалики». Вот в такую ситуацию мы попали…

- И все еще в ней находимся?

- Нет, у нас уже нет такого кошмара, как был в 2010-ом и в 2011-ом. Уже в 2012 ситуация стала меняться, потому что продавать с шестью цветами было невозможно. И мы начали потихоньку гамму расширять… И хотя цветочно-фруктовая линейка у той же «Калины» уже отпала, мы продолжаем придумывать для нее новые цвета. И в итоге у нас на 2015-ый год, если посмотреть, по «Гранте» и «Калине» будет использоваться до 12 новых цветов.

- Ирина Александровна, когда я два года назад покупала «Гранту», выбора большого по цветам у меня не было – автомобиль брала по скидочной акции, стоял у дилера один «серебристый» автомобиль, я и взяла, что было. Но в первый же день подъехала к дому, а возле подъезда – одни серебристые разных оттенков стоят, и даже как-то скучно стало…

- Вы бы хотели выбрать себе какую-то цветную машину?

- Конечно! Мне лично очень нравятся яркие окраски кузовов «Пежо». Почему АВТОВАЗ предлагает так мало интересных цветов? В салонах яркие цвета очень редки…

- У нас автомобили заказывают дилеры. И они заказывают те цвета, в которых уверены. Поэтому у нас сейчас практически 50 процентов рынка - белый цвет: дилеры часто заказывают белый. Исследования также показывают, что 30% в регионах заказывают черный цвет, 20% - серебристый. А такие, как «магма» или как были у нас «аспарагус» и «слива», яркие, - считаются у дилеров нишевыми. И дилеры, особенно когда идет спад продаж, стараются заказывать автомобили в расчете на основную массу потребителей. И таким образом они естественно «вымывают» яркие цвета, которые могли бы быть в каком-то процентном отношении. Надеюсь, что новый вице-президент по продажам решит эту проблему. Потому что и отгрузка по регионам тоже не всегда бывает удачной. Допустим, цвет «магма» не пользуется спросом в регионах - в Татарстане, Самарской области, на юге России, но зато она 100-ным спросом пользуется в Москве и Питере. Это там цвет номер один. То есть, вопрос логистики, чтобы покрасить автомобиль в нужный цвет и отгрузить его именно туда, где цвет пользуется спросом. У нас цветовая гамма хорошая – вот, пожалуйста, берите. Давайте посмотрим, какая у нас к примеру, сейчас цветовая гамма «Калины» - там есть «магма», есть «пламя» (ярко-красный цвет), «белое облако», «агава» (сейчас зеленый цвет мы запускаем), «ладога» (голубой), «голубая планета» (ярко-синий), «персей» (насыщенно-синий), «одиссей» (серый), «рислинг» (серебристый), «борнео» (такой благородный серо-синий), «пантера» (рояльный цвет будет), «кориандр» (коричневый)…

Если вы помните, когда мы начинали выпускать «Калину», автомобиль считался маленьким, и молодежным, и женским – и потому мы дали простор ягодно-фруктовым фантазиям.

- Для женщин имеет цвет значение…

- Да… Вспомните, были такие цвета «аспарагус» и «фея», они считались нишевыми. Мне даже сейчас звонят иногда и спрашивают: «А когда у вас снова начнут выпускать автомобили с цветом кузова «фея»?». Я говорю: «Мы уже забыли про нее». Удивительно, что есть люди, которые помнят и даже готовы были бы ждать … и конечно мы много делали цветов, которые и сегодня могли бы быть востребованы – «аспарагус», «калина», «абрикос», «акапулько». Но вот сейчас мы «Калину-кросс» будем красить «апельсином» – оранжевый яркий. Я смотрела эти машины, они выглядят очень хорошо.

- Линейка богатая, а выбираем из белого и серебристого...

- Но для того, чтобы всю линейку выпускать, необходимо только одно – заказывать все это.

- Мы, потребители, народ очень нетерпеливый. АВТОВАЗ в 2014 году только перешел на работу по предзаказу, а мы уже приняли это как должное и торопим его перестраиваться дальше, вот и цвет хотим иметь по предзаказу. Многие из нас готовы были бы ждать тот или иной цвет…

- Я на это надеюсь. В разработках у нас все есть. Если бы заранее с потребителем обсуждать этот момент, тогда все выполнимо. Единственное – такая разбивка по цветам, когда каждый месяц идет и красный, и оранжевый, и какой-то еще, - на производстве у нас, конечно, «подвывают» от этого, потому что на конвейере переход на другой цвет связан с дополнительными расходами. При этом многое уходит в отходы, и это дорогое удовольствие. С учетом того, что большая валютная составляющая - любые расходы внутризаводские напрягают. Никто, конечно, не хочет удорожания и перекладывания цены на плечи покупателей. Есть и второе узкое место - это ППИ, у которого ограниченные мощности. ППИ окрашивает бампера на все нитки конвейера.

- Но у АВТОВАЗа ведь есть дочерние предприятия типа «Лада-Спорт», «Супер-Авто», где выпускают мелкосерийные партии автомобилей. У них есть возможность выполнять индивидуальные заказы по окраске? Реально ли наладить через них прием заказов на ту или иную окраску кузова? Отладить эту цепочку?

- Это дорогое удовольствие. Давайте рассмотрим ваше предложение на примере не АВТОВАЗа, а, допустим, «Ауди». На вашу модель предлагается гамма из 7-8 цветов. Вы говорите: «Нет, хочу посмотреть полностью вашу палитру». И, допустим, в линейке цветов находите тот цвет, который вам нравится, и которым красят «ауди» где-нибудь в Бразилии. Ну, или у компании есть цвета, которые прошли испытания и имеют омологацию на этот автомобиль, но вам придется не только подождать, но и доплатить. В принципе все возможно. Для этого нужно иметь дополнительное оборудование. Иначе как бы ручная окраска идет…

- Но вышеупомянутые компании как раз заявляют, что у них есть такая возможность.

- Они получают с АВТОВАЗа уже окрашенные кузова. Для промышленной окраски требуется много условий, чтобы выдерживать заводскую гарантию. Да, некоторые тюнинг-ателье красят сами, но это все рассчитано на потребителя, готового рисковать тем, что кузов у него через год выгорит, облезет или что-то еще. Это все равно что аэрографом покрасить машину. Решаются на такую рискованную покраску люди, помешанные на машинах, на моторах, на спецтормозах и аксессуарах, которые позволяют отличить автомобиль даже в большом потоке. Сегодня некоторые красят автомобили даже лаком матовым - вообще неремонтопригодное покрытие: это только сдирать и по новой красить… Простому потребителю такое удовольствие не по карману.

- Ирина Александровна, а какие в мире сейчас модны тенденции в отношении цветов для автомобилей?

- Судя по последним трендам, пока преимущественно идет нарастание белой гаммы. Особенно в Европе. Но белый цвет уже переходит в состояние перламутра - использование перламутровых пигментов, использование спецпигментов, эффектов эмали, которая будет играть на бликах. У «Мерседеса», например, порядка 10 оттенков белого – просто белый, перламутровый, яркий белый, стекло… Кроме того, сейчас возрастает эффект натуральных цветов. Это вся коричнево-бежевая гамма. Серый уменьшается, черный уменьшается, происходит их замещение натуральными цветами. И белым. Причем популярность белого связывают с ростом интереса к эппл-айфонам, которые белые были изначально и рекламировались как белые. И мода перешла на автомобили. Лет десять назад популярны были серебристые цвета. Серебристый просто все заполонил, и это было связано с космосом и летательной техникой. Все наши бытовые гаджеты, кофеварки стали серебристыми. А сейчас серебристый уходит и в моду входят природные цвета – сказывается влияние активных экологов. Это сейчас только намечается, но тот же «Рено» уже запустил свой цвет «вертоникс» (желто-зеленый). Возвращение к зеленым будет. Пока через земляные, коричневые оттенки, древесные, минералы – но общество придет к зеленому. Зеленый цвет дает какую-то стабильность…

- Ирина Александровна, давайте еще немного вернемся к вопросу о региональных пристрастиях. Есть какие-то цвета, которые ни в коем случае нельзя привозить в тот или иной регион?

- Не то чтобы совсем нельзя… Вот «магма», о которой мы сегодня говорили - мы предполагали, что это цвет более молодежный. А людям уравновешенным, дачникам – конечно, этот цвет ни к чему. Им нужен цвет, который моется легко и на котором грязи не видно. Есть регионы, где нужен зеленый цвет. Вот ездил наш президент Бу Андерссон в Чечню, и глава Республики Кадыров ему там сказал: «Мы покупаем у вас «Приоры», но почему вы нам зеленым их не красите?». И мы теперь специально запустим на «Приору» зеленый цвет. У нас даже будет несколько зеленых - «зеленый чай», потом запустим цвет «аллигатор» (возможно, он пойдет на LADA 4х4). На «Калину» у нас будет ярко-зеленый. К слову, Татарстан тоже любит зеленые цвета – они связаны с религией. Но в принципе я бы даже сказала, что предпочтения существуют не региональные, а по полу и возрасту. И есть регионы, которые любят цвета, приближенные к европейскому рынку – это Москва, Питер и крупные города в регионах, вроде Екатеринбурга и Казани. Там люди покупают автомобили со всего мира, и они видят в потоке достаточно много смелых цветов.

- Один из мировых производителей красок и эмалей для автомобилей РРG недавно объявил, что в ближайший год запускает на рынок около 60 цветов. То есть получается, что автопроизводители в цвете всегда зависят от производителя красок, а не наоборот?

- Процесс аналогичен моде в одежде. Представьте себе, что вы – хозяйка модного бутика. Чтобы взять на реализацию какую-то современную коллекцию – вы поедете естественно в Париж на фешн-шоу, на модный показ, где моду предсказывают на два года вперед. Есть институт моды, который отслеживает модные тенденции и формирует мнение. Точно также и в автомобильном мире. Существуют производители краски – это компании BASF, PPG, Дюпон… У них огромные институты. Компании инвестируют огромнейшие деньги в разработку. Я была в одной из них – там более 3 тысяч человек занимаются разработкой новых пигментов, новых составов. Сегодня они предлагают автопроизводителю большой ассортимент. Например, уже есть лаки, которые самовосстанавливаются: надавливаешь ногтем – покрытие восстанавливается. Есть твердые лаки, которые камнем не пробьешь: царапаешь – не царапается. Придумано множество спецэффектов. Есть – с эффектом блеска в ночи, а есть матовая поверхность, которая начинает сиять на солнце. Естественно, эти компании делают прогнозы на два-три года вперед. Они устраивают целые шоу, показывая, в каком направлении будет развиваться мода. Потому что они знают, как она будет развиваться. Потому что они формируют этот вкус. Конечно, они слишком прогрессивно это все предлагают, и люди в основной своей массе не так быстро все это впитывают, какое-то время осторожничают. Но потом все приходит, и то, что казалось в прошлом году невозможным, невообразимым, - так было с ксераликами , стеклом, интерферентными цветами, например. Сейчас эти эффекты используются на всех автомобильных заводах. С самых дорогих автомобилей мода уже перешла в low-cost, и уже никто не боится, что ремонтировать трудно, все ремонтируют.

- Сколько у предприятия уходит времени на то, чтобы запустить новую краску в производство?

- На колор-шоу, которые проходят у производителей красок раз в году, мы отбираем в работу порядка 20 цветов. Из них в лучшем случае пять-шесть зайдет на рынок. У нас – самый короткий срок до запуска в производство, приблизительно полгода. У французов – дольше, они делают большее количество разных тестов. Нам за наши полгода обязательно надо сделать окраски на металле, посмотреть, какой оттенок выбрать. Потом мы красим целый автомобиль и опять смотрим, как получилось. Потом – начинаются лабораторные испытания и проводятся работы по окраске пластика. В конце концов, делается опытная партия. Это, конечно, еще не запуск автомобиля, но когда опытная партия получает положительное заключение – тогда уже можно заказывать машину у дилеров.

- Зависит ли от типа кузова ваше решение по его окраске?

- Конечно. Во-первых, мы ничего не запускаем, пока кузов целиком не покрасим. Мало того, наш главный дизайнер Стив Маттин не выбирает цвет на плоских пластинах, только на объемных, сложной формы. И поэтому мы обязательно делаем еще и масштабные модели. Важно, как игра света происходит на фирменных «Иксах» . И поэтому все наши SUV, кроссоверы, ну, кроме черного, белого и серебристого, - обладают своей цветовой гаммой, специфической для этих автомобилей.

, источник: АВТОСТАТ

Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью