Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Джеймс Хоуп, шеф-дизайнер Chery Automobile («Газета.Ru»)

Дизайнер из Канады Джеймс Хоуп, поработавший в ведущих мировых компаниях, начал сотрудничество с компанией Chery в 2012 году. За это время китайской марке удалось добиться серьезных успехов в поиске собственного лица. «Газета.Ru » на Московском автосалоне поговорила с Хоупом о том, почему китайцы так любят копировать дизайн других автомобилей, как они стремятся завоевать российский рынок, и о конкуренции с «АвтоВАЗом».

– Джеймс, вы впервые в России. Какое ваше первое впечатление и как вам Московский международный автосалон?

– Это очень большое международное шоу, которое действительно впечатляет. Примечательно, что сюда приехали многие китайские автопроизводители. Их присутствие растет, и становится очевидно, что они имеют серьезные планы относительно российского авторынка. Этот интерес особенно ощущался в течение последнего года, и мы не стали исключением. Китайские автопроизводители напирают: они сильны и обладают большим потенциалом.

– Можно ли утверждать, что российский рынок особенно привлекателен для автокомпаний из Китая?

– Я считаю, что это действительно очень интересный рынок. Даже если просто посмотреть на географию, мы видим, что расстояния между городами просто огромны: ведь это самая большая страна в мире! Погода и окружающая среда здесь достаточно суровы. Эти факторы становятся для людей одними из определяющих при выборе автомобиля. Как дизайнеру мне особенно интересно попытаться проникнуть в культуру и мысли клиентов. Я сам очень люблю путешествовать, мне интересны поездки по России. К примеру, я уже успел съездил в Тулу, чтобы посмотреть, как здесь живут люди.

– Многие китайские марки грешат копированием моделей своих конкурентов. В чем причина такой политики и как реагируют на них покупатели?

– Да, это факт. Но если посмотреть на другие страны, которые участвуют в производстве автомобилей, можно сказать, что все они начинают работать именно с такого инженерного подхода. И Китай не стал исключением.

- Чем в таком случае вас привлек бренд Chery?

– Причина, по которой я присоединился к Chery, очень проста. Китай – самый большой рынок в мире, и он постоянно растет. Он представляет собой глобальную базу возможностей для автомобильной отрасли и дизайна. Сейчас у китайского автопрома переходный период. Здесь больше не хотят копировать чужие лица, а стремятся создавать свои. И для меня это отличный шанс, чтобы попытаться оказать свое влияние на дизайн.

– То есть в Китае скоро полностью перестанут копировать внешний вид иностранных моделей?

– Если рынок очень велик (к примеру, как китайский), то, даже если ты делаешь копию, некоторое количество автомобилей в любом случае сможешь продать. Но я не думаю, что это будет продолжаться. Китайским компаниям необходимо становиться более зрелыми, лучше понимать рынки, с которыми они работают, идти вперед в дизайне, маркетинге и продажах.

– Существует ли понятие авторских прав на дизайн, могут ли дизайнеры защитить отстаивать права на свои творения?

– Да, конечно. Такая практика существует, и мы делаем это. Но ведь дизайн нельзя сравнить с лекарством, которое состоит из списка конкретных компонентов. Дизайн субъективен. И невозможно получить авторские права, скажем, на обыкновенную линию. Даже если тебе это удастся, то кто-то сможет сделать ее, например, на 6 мм длиннее, и это будет уже совсем другое. Дизайнеры создают особые черты для своих автомобилей, определяют их пропорции, архитектуру. И когда ты разрабатываешь инновации, создаешь нечто новое, то обязательно необходимо сохранить права на них за собой. Это непросто, но возможно.

– Как вы планируете развивать бренд и добавлять ему больше самоидентификации?

– Давайте посмотрим на американские, немецкие, французские, итальянские, корейские автомобили – все они развивают свой собственный стиль. И я не думаю, что самоидентификация – это то понятие, которое нужно форсировать, то, на что нужно делать слишком сильный упор. Не просто взять и сказать: «Все, следующая наша машина будет выглядеть как китайская». Это было бы слишком быстро. Для начала надо создать некую базу. Chery Arizo 7 и Tiggo 5 я называю нашими фундаментальными, основополагающими моделями. Они создают марке так называемую базу, которая соответствует международным стандартам по качеству, дизайну и пропорциям. И уже от этого мы должны отталкиваться и идти дальше. С тех пор как я устроился работать в компанию, мы создали уже пять шоу-каров, и у всех у них очень сильная идентификация. Они своим видом показывают, что принадлежат к бренду Chery.

– «АвтоВАЗ» – ваш главный конкурент в России. Недавно ваш коллега, главный дизайнер российской компании Стив Маттин, представил новые модели и шоу-кары на Московском автосалоне. У него серьезные планы вывести марку на новый уровень. Вы ставите перед собой такую же задачу?

– Именно так! Конечно, у нас есть такие амбиции. Я очень горд нашим новым поколением автомобилей и уверен, что мы сделали большой шаг. Я слежу за тем, что делает Стив, ведь мир дизайнеров очень узок. И я считаю, что у него очень успешные работы. Но, как ни крути, мы остаемся конкурентами. Может быть, мы не делаем таких широких шагов, как «АвтоВАЗ», а Стив, как мне кажется, идет именно по такому пути. Мы делаем шаги, но не такие большие.

Если пытаться сделать как можно больше, всегда есть шанс откатиться назад. Объясню на примере Tiggo 5 – это уникальный автомобиль с индивидуальными чертами. У него есть сходство с моделями Chery, но при этом у него свое лицо. Если стараться работать слишком быстро, то лицо каждого последующего автомобиля будет одно и то же! И это неправильно. Я предпочитаю сделать шаг, после чего проверить, в правильном ли направлении двигаюсь. Конечно, мнение покупателей и журналистов всегда субъективно, но мы все еще экспериментируем! Наши новые машины будут не революцией, но то, что они эволюционируют, это точно!

– Если китайские марки захотят завоевать европейский рынок, дизайнерам придется подстраиваться под европейские стандарты, а они сильно отличаются от китайских. То, что нравится китайскому потребителю, не привлекает европейского, и наоборот. Как вы будете с этим бороться?

– В восприятии действительно существует серьезная разница. Chery экспортирует более 60 тыс. автомобилей по всему миру, и везде это один и тот же продукт. Приходится работать со множеством стран с разными культурами. И если говорить коротко, это очень трудно. Но есть вещи, которые можно изменять и адаптировать. Например, когда я только пришел в Chery, я начал продвигать интерьер в черных тонах. И когда мне попытались противостоять, я сказал: «Так, постойте, мы ведь продаем машины не только в Китае, мы международная компания!» И теперь у нас есть черные интерьеры. Кроме того, у нас есть разные детали для разных уровней комплектаций, и в зависимости от страны оснащение может отличаться. Если говорить о дизайне, стиле, то мы не должны пытаться создавать отдельный дизайн, к примеру, для Бразилии и отдельный – для России. Мы просто должны делать красивые машины. И на Московском автосалоне мы представили очень удачные модели. Но это не значит, что мы будем делать машины специально для России, – мы будем делать хороший дизайн для всего мира.

– Какое влияние на дизайн оказывает восточная культура?

– У китайских дизайнеров есть отличные идеи, и они черпают ее в китайской культуре. Если вы посмотрите на решетку радиатора концепта Alpha, который мы представили в автосалоне Пекине, она выполнена под влиянием азиатского стиля и в ней присутствует символ «инь-ян». Это наиболее важный и древний символ для китайцев, и мы смогли использовать его в различных деталях, в том числе в оформлении интерьера. Кроме того, мы используем традиционные китайские материалы, такие как бамбук. Мы акцентируем внимание на деталях, а не просто кичимся тем, что делаем китайские автомобили будущего.

– Какие модели машин, на ваш взгляд, будут наиболее интересны российским водителям?

– Это мой третий день в России, и я только начал изучать страну. Первое, что бросилось мне в глаза, – в России очень любят SUV. Автомобили этого класса есть почти у всех. И я понимаю, что здесь этому есть более практичное объяснение, в то время как в Китае такая покупка более имиджевая. Мне кажется, что русские хотят казаться более жесткими, утилитарными, заметными. Они словно стараются сказать: «Эй, убирайтесь с моей дороги!»

– Думаете ли вы о создании концептов более высокого класса?

– Что касается нашей будущей стратегии, мы всегда учитываем множество аспектов. Так, у нас есть QQ – это наша икона. Еще одна модель, которую я очень люблю, – Chery Tiggo. Это очень сильный автомобиль с точки зрения дизайна. Кроме того, мы делаем так называемые фундаментальные модели, к примеру в классе SUV, которые очень важны для рынка. И только когда будет создана крепкая база, мы сможем пойти в новую нишу и, может быть, даже в премиум. Но наш следующий шоу-кар точно не будет похож на Mercedes, это я могу сказать наверняка.

– Какими автомобилями, созданными вами в компании, вы гордитесь больше всего?

– Больше всего я горд концептами Alpha и Beta. Потому что это наши самые новые шоу-кары. Любимчиков среди автомобилей у меня нет, потому что дизайнеров всегда судят по их самым свежим работам.

– Дизайнеры автомобильных марок с богатой историей могут черпать вдохновение в более ранних моделях, даже в ретрокарах. Где ищут вдохновение дизайнеры марок, которые не могут похвастать своей долгой историей? Ведь модель Chery появилась только в 1997 году.

– Да, все верно. И когда я работал в Ford, мы делали именно так, и было здорово. Мы могли сказать: «Давайте выберем вот эту машину, возьмем ее пропорции и перенесем их на новый автомобиль». Так работать довольно просто, ведь у тебя есть из чего выбирать. Гораздо сложнее строить бренд с нуля. Но у Chery есть несколько знаковых моделей, от которых мы можем отталкиваться. QQ, Tiggo – это не самое большое наследие, поскольку Chery – действительно очень молодой бренд. Тем не менее это наследие есть, и мы им гордимся.

«Газета.Ru»

11.09.14 «Газета.Ru»
Метки: дизайн, chery
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 10 ноября 2015 «Движущая сила». Кем был Вальтер де Сильва для Volkswagen

    «До конца ноября Вальтер де Сильва выйдет на пенсию», - сообщение, размещенное на сайте Volkswagen, шокировало поклонников немецкого бренда. В самой компании тоже сожалеют об уходе шеф-дизайнера, благодарят итальянца за проделанную работу и отрицают, что это решение каким-то образом связано с «Дизельгейтом».

    подробнее
  • 6 июля 2015 Кризис идей в автопроме: тех же щей да погуще влей

    В этом году состоялось уже четыре крупных автосалона – Детройт, Женева, Нью-Йорк, Шанхай – и все они оказались до скуки предсказуемыми. Впрочем, это можно сказать и про выставки прошлого года, и про моторшоу позапрошлого… Я вам больше того скажу: если вы откроете автомобильные журналы десятилетней давности, то окажется, что тогда автопром с помпой преподносил примерно то же самое, что и сегодня.

    подробнее
  • 2 июля 2015 Насколько крут Стив Маттин? Машины, которые нарисовал дизайнер Lada

    Мы обнаружили, что не существует подробного общедоступного «досье» на нынешнего главного дизайнера бренда Lada, а ведь послужной список у Маттина достойный. Спешим восполнить этот пробел, пристально изучив все работы за авторством Стива.Эта статья рассказывает о серийных моделях, автором дизайна которых является Стив Маттин.

    подробнее