АВТОСТАТ | Игорь Моржаретто: «Электромобили. Большой скачок» («АВТОСТАТ»)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

31.08.17 Прочитали 1812 раз

Игорь Моржаретто: «Электромобили. Большой скачок» («АВТОСТАТ»)

По прогнозам министра энергетики России Александра Новака, к 2020 году рынок электрокаров в России должен составить 200 тыс. машин. Круто! Особенно если учесть, что пока в России, по данным аналитического агентства «Автостат», на начало этого года насчитывалось всего… 920 электромобилей. И в последнее время их продажи падали: так, за первый квартал 2017 года все россияне купили их аж 13 штук, что на четверть меньше, чем год назад (тогда продали 17). Так сможет ли электропарк страны за неполные 3 года вдруг вырасти в 200 с лишним раз?

Игорь Моржаретто:

Моржаретто2.jpgВроде пока никто еще не доказал с точностью, что электромобиль (EV) – точно наше завтра (а может быть - топливные элементы? Или еще что-то альтернативное «выстрелит» через пару лет?), но сегодня это кажется аксиомой. И уже во всем мире продано свыше 2 млн электрических автомобилей. Да что там – в одном Китае в прошлом году продали почти полмиллиона таких машин!

Кстати, о Китае. Согласно принятой больше 10 лет назад правительством концепции развития национального автопрома, КНР пытается стать мировым лидером в этом направлении (а заодно и решить экологические проблемы в крупнейших городах страны).

Государство тут готово помочь автопроизводителям – и своим, и иностранным, работающим в стране. Для них – самые разные пряники: беспроцентные кредиты на НИОКР, сеть электрозаправок (строительство берет на себя государство), налоговые льготы и прямые финансовые вычеты для покупателей (государство компенсирует 20-30% цены). Сегодня владелец электромобиля без проблем и бесплатно получит регистрационный номер, а покупатель обычного авто – только за огромные деньги или через аукцион.

Для автопроизводителей предусмотрен и кнут: уже в 2018 году электромобили или гибриды должны составить не менее 8% от выпуска компаний, через год планка поднимается до 10%, а в 2020 году – до 12%. Фирмы, которые не выполнят эти требования, ждут суровые кары – от штрафов вплоть до закрытия!

В общем, всем компаниям, которые хотят работать на великом китайском автомобильном рынке (в прошлом году здесь продали 28 млн. машин!) приходится приспосабливаться. Руководители Volvo объявили, что будут выпускать электромобили на своем заводе в Китае и экспортировать машины на другие рынки. GM планирует к 2020 году разработать для китайского рынка 10 гибридов и электромобилей марок Cadillac, Buick и Chevrolet, а Volkswagen с «дочками» – аж 13 таких моделей.

Подобные (пусть и не такие масштабные) программы государственной поддержки для производителей и покупателей электромобилей работают во многих странах мира. Иначе брать дорогие машины (как правило, из-за высокой стоимости батареи, EV обходится чуть ли не вдвое дороже обычного автомобиля того же класса) с маленьким запасом хода (сегодня в среднем около 200 км) и доооооооолгой зарядкой (примерно 8 часов) будут только оригиналы. Прорыв – появление недорогих мощных батарей – обещают нам не один год, но пока он не случился, без помощи государства – никак. Каким бы оно не было – капиталистическим или социалистическим.

…Сегодня в России официально продаются две модели EV – обе марки Renault. «Мультяшный» Twizy стоит от 799 тыс. руб., коммерческий Kangoo ZE – от 2,3 млн. Спрос, как вы понимаете, совсем не ураганный. Несколько лет электромобилями торговали в компании Mitsubishi – за маленький хэтчбек i-MiEV просили от 1,3 млн руб. Год назад продажи приостановили

Говорят, что в России всё против распространения электромобилей по стране, в первую очередь – наш климат и наши расстояния. Это в идеальных условиях EV «пробегает» 200 км, а у нас зимой (когда включены отопление салона и свет) тестовый i- MiEV проехал по московской пробке километров 20… и вернулся «на базу» на буксире. Кроме того, не удалось найти вблизи ни одного места, где его можно было бы зарядить…

Даже в Москве пока нет нормальной инфраструктуры для такого вида транспорта: порядка 50 «зарядок» в свободном доступе. Получается замкнутый круг: их не покупают, потому что нет нормальных условий для эксплуатации, а раз число их мизерное и не растет – зачем заморачиваться с инфраструктурой?..

Правда, недавно вдруг правительство решило озаботиться вопросом расширения сети электрозаправок, и вице-премьер А. Дворкович даже поручил разработать к осени некий масштабный проект. Вице-мэр Москвы М. Ликсутов тоже объявил, что в столице количество точек, где можно зарядить электромобиль, планируют довести до 200. Кроме того, городские власти разрешили бесплатно парковаться всем EV. Собственно, на этом все льготы для тех, кто решил вложить свои деньги в электромобиль, и заканчиваются.

Ой, нет, есть еще одна мера господдержки – уже несколько лет подряд обнуляются таможенные пошлины на ввоз новых электромобилей. Но почему-то эта мера действует временно, только год, и потом ежегодно продлевается. Почему нельзя сделать это сразу и надолго – непонятно. Будет ли эта льгота продлена с 1 сентября этого года – тоже неизвестно, но вообще-то все EV, как не имеющие установленной системы ЭРА-ГЛОНАСС, попадают в «запретную зону». АВТОВАЗ пытался, и даже выпустил опытную партию электромобилей EL-LADA, но из-за полного отсутствия спроса проект тихо почил… И как в этой ситуации развивать инфраструктуру?

В одном из проектов Стратегии развития автомобильной промышленности России, который я видел, электромобили упомянуты как «перспективное направление», но как-то вскользь. На заседаниях правительства неоднократно звучали предложения (и указания!) разработать комплекс мер для стимулирования этого направления.

Но дальше слов дело не пошло; вероятно, потому, что «денег нет». А в такой ситуации зачем среднестатистическому россиянину тратить кучу рублей на дорогую, по сути, игрушку, если никаких льгот от государства он не получит и ему не светит даже банального освобождения от транспортного налога? Намного дешевле купить обычную машину с ДВС – тогда точно никаких проблем с заправкой не будет. Да и бензин у нас пока что дешев. Так что никаких предпосылок для «большого скачка» я, увы, не вижу.

…Надо сказать, что пару лет назад два моих хороших товарища приобрели себе по Tesla, естественно - Model S, причем в топовых комплектациях. Автомобили им очень нравятся! Но при этом надо понимать, что и Игорь, и Михаил живут в ближнем Подмосковье в собственных домах (где есть возможность в гараже ночью зарядить аккумулятор), имеют офисы в Москве (где тоже можно «покормить» машинку). А Model S – это необычно, модно, престижно…

Похоже на то, что у Tesla в России перспективы есть, несмотря на то, что пока моделей дешевле, чем за 100 тысяч долларов в ряду не было. А вот перспективы у массовых электромобилей в нашей стране очень туманные. Да что там - можно сказать, что их пока и нет.

 

, источник: www.autostat.ru