СПИК 2.0 не выдержит двоих («Коммерсант») | АВТОСТАТ

СПИК 2.0 не выдержит двоих («Коммерсант»)

0

Autoprom

Как выяснил “Ъ”, правительство опять поменяло концепцию разрабатываемого инвестрежима для промышленности – новых специнвестконтрактов (СПИК 2.0). Теперь каждый контракт разрешат подписать только одному инвестору – без привлеченных сторон. Это, видимо, сделает невозможным заключение СПИК автоконцернами с участием производителей компонентов, а также контрактов, аналогичных тому, что успел в январе подписать альянс АвтоВАЗа с Renault, Nissan и Mitsubishi. СПИК должен стать ключом для доступа к промсубсидиям, компенсирующим утильсбор, и в правительстве ожидают, что контракты подпишут все крупнейшие автоконцерны, работающие в РФ.

Вице-премьер Дмитрий Козак предлагает заключать каждый специнвестконтракт по новому механизму (СПИК 2.0) – только с одним инвестором, следует из протокола совещания у чиновника от 17 января (есть у “Ъ”, подлинность его подтвердил представитель вице-премьера). Господин Козак поручил Минпромторгу, Минфину, Минэкономики и ФАС исключить из СПИК 2.0 возможность включения в контракт иных лиц на стороне инвестора.

С 2015 года введен механизм «старых СПИК» (СПИК 1.0), которые дают налоговые льготы на десять лет в обмен на инвестиции. В 2018 году начали разработку нового, более прозрачного СПИК 2.0. Автоконцернам контракты были нужны как замена истекавших льгот по соглашениям о промсборке. Ряд из них успели подписать «старые СПИК»: например, АвтоВАЗ-Renault-Nissan-Mitsubishi, Hyundai, группа ГАЗ, Daimler, ожидают одобрения «Автотор» и BMW, интерес проявили, по данным “Ъ”, Volkswagen и Ford.

Партнер Bryan Cave Leighton Paisner Владимир Чикин поясняет, что и по СПИК 1.0 заключить контракт с несколькими инвесторами нельзя, но могут быть «привлеченные стороны» – они, в отличие от инвестора, не получат налоговых льгот, но им может гарантироваться доступ к госсубсидиям. По формулировке поручения, полагает он, в СПИК 2.0 исключается эта возможность.

Цель отказа от привлеченных сторон в ведомствах не поясняют. Но это, видимо, делает невозможным заключение СПИК 2.0 автоконцернами с привлечением производителей компонентов. Как рассказывают источники “Ъ”, идея обсуждалась при подготовке стратегии автокомпонентной отрасли. Не удастся заключить и такие контракты, как подписанный 21 января АвтоВАЗом «старый СПИК» – при участии альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.

Для автопрома особо важна и привязка госсубсидирования к СПИК: в конце 2018 года Дмитрий Козак анонсировал, что доступ к промышленным субсидиям (де-факто компенсация утильсбора) смогут получить только держатели контрактов. Как поясняли источники “Ъ”, это должно было отрезать от субсидий «гаражные производства», но также сделает работу локализованных в РФ игроков без СПИК экономически невыгодной. Представитель вице-премьера Илья Джус пояснил, что в аппарате правительства рассчитывают, что в автопроме оставшиеся крупные игроки заключат СПИК «по существующим условиям». Среди концернов, которые получают компенсации утильсбора по соглашениям о промсборке, но пока не проявили интерес к СПИК, источники “Ъ” в правительстве называют PSA и Toyota.

В других отраслях идеи делать СПИК ключевым для доступа к господдержке не было. Заместитель главы Stada CIS Иван Глушков рассказывает, что в фармацевтике СПИК – страховка неухудшения налоговых условий и, как правило, и ранее заключался одним инвестором. В целом, по его словам, преференций по допуску к господдержке СПИК для фармкомпаний не гарантирует, давая лишь право быть единственным поставщиком в госзакупках.

СПИК 2.0 предполагали заключение контрактов по конкурсу на локализацию новых технологий из перечня, утверждаемого правительством. Ранее предполагались исключения (СПИК без конкурса) для оборонных технологий, по решению президента и т. п. Теперь же Дмитрий Козак поручил не допускать подписания СПИК 2.0 без конкурса. Также срок заключения контрактов ограничат концом 2030 года.

Но источники “Ъ” в автопроме отмечают, что перечня технологий для СПИК 2.0 нет, а Минпромторг сегодня требует по контрактам локализовать, например, производство двигателей. Они опасаются, что в перечень войдут заведомо неисполнимые положения, например локализация электромобилей, что сделает СПИК 2.0 барьером для допуска к компенсациям утильсбора.

«Коммерсант»

Источник: АВТОСТАТ
Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью