Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

«Попытка клиента расторгнуть договор – потребительский экстремизм»

Всего около 100 владельцев новых автомобилей в год подают на дилеров в суд, требуя вернуть деньги за машину из-за существенных недостатков. Как поясняют юристы, поводом для расторжения договора на покупку автомобиля и возврата денег могут стать регулярные поломки одного механизма. Практика показывает, что через суд можно вернуть даже большую сумму, чем было потрачено на покупку нового автомобиля, его ремонт, оплату экспертиз и услуг адвокатов.

В условиях кризиса российские автодилеры и импортеры стали менее охотно признавать брак в продаваемых ими автомобилях, вынуждая клиентов обращаться за расторжением договоров купли-продажи в суд. «Газета.Ru» разбиралась, в каких случаях можно вернуть деньги за неисправную машину, как дилеры пытаются уйти от ответственности за качество проданного авто и как ассоциация дилеров намерена лишить автовладельцев права на компенсацию продавцом полной стоимости машины.

2,8 млн за BMW 5-Series

В минувший вторник очередному россиянину удалось отсудить у дилера крупный штраф и полностью вернуть себе деньги за неисправный автомобиль. По сообщению пресс-службы Красноярского краевого суда, мужчина приобрел в одном из автосалонов города BMW 525 xDrive за 2,135 млн руб. Уже в первый год эксплуатации автовладелец столкнулся с браком системы отопления салона и обогрева стекол. Дилер несколько раз брался за ремонт по гарантии, но так и не мог устранить все проблемы. В результате владелец седана премиум-класса решил расторгнуть договор купли-продажи и получить всю сумму за автомобиль обратно, но получил отказ от дилера.

Один из районных судов Красноярска еще в апреле текущего года постановил расторгнуть договор купли-продажи автомобиля. Пытаясь избежать предусмотренного законом «О защите прав потребителей» штрафа, продавец вернул клиенту уплаченные ранее за машину деньги (2 млн 135 тыс. руб.) за две недели до вынесения судом решения. Автовладельца такой размер компенсации не устроил: он обжаловал решение суда, потребовав наложить на автосалон штраф в свою пользу за ненадлежащее исполнение обязательств. Суд удовлетворил жалобу, согласившись, что, поскольку спор разрешался в суде, добровольный порядок возмещения стоимости машины автосалон не выполнил. В результате дилера обязали выплатить истцу дополнительно 700 тыс. руб.

9 млн за Mercedes-Benz G 55 AMG

В июне этого года владелец вышедшего из строя премиального внедорожника Mercedes-Benz G 55 AMG стоимостью 7,65 млн руб. отсудил у импортера более 9,2 млн руб. Когда у внедорожника произошла серьезная поломка – разрушение блока цилиндров двигателя и коленвала, – гарантийный срок уже закончился. Однако, поскольку срок службы транспортного средства не уточнялся в технической документации, в соответствии с законом о защите прав потребителей он составлял 10 лет либо до того момента, когда не останется свободных граф для отметок о прохождении ТО в сервисной книжке.

Для устранения неисправности требовалась замена двигателя, что обходилось примерно в 2,5 млн руб. и превышало 20% стоимости внедорожника. Владелец машины решил, что оснований для расторжения договора купли-продажи машины достаточно, и обратился к продавцу. Однако ни дилер, ни импортер не отреагировали на жалобу клиента, поэтому он подал иск в суд. В своем иске он потребовал вернуть полную стоимость внедорожника, разницу между уплаченной суммой и стоимостью аналогичной модели на текущий момент, выплатить компенсацию за моральный вред и неустойку, а также штраф в размере 50% от присужденной суммы. Суд удовлетворил иск автовладельца частично, обязав «Мерседес Бенц Рус» выплатить заявителю 9,23 млн руб.

7 млн за Volkswagen Touareg

Рекордную в сравнении с ценой автомобиля сумму удалось отсудить владелице Volkswagen Touareg. Россиянка приобрела новый внедорожник у дилера в Челябинске. После того как автомобиль проехал 30 тыс. км, у него вышла из строя система отопления – в салон перестал поступать воздух. Девушка несколько раз чинила машину у официального дилера, но через некоторое время дефект возникал опять. В добровольном порядке компания не пожелала вернуть клиенту деньги за автомобиль, поэтому в суд был подан иск.

В результате длительного судебного разбирательства эксперты подтвердили заводской характер дефекта, а суд постановил взыскать с производителя в пользу истца уплаченную за машину сумму – 2,34 млн, неустойку за нарушение срока возврата денег за автомобиль – 2,5 млн, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя – 2,42 млн, компенсацию судебных расходов и штраф около 50 тыс. руб., а также компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. руб. В общей сложности суд обязал выплатить истцу более 7 млн руб.

Мнения юристов

«Иски к дилерам в России – это единичные случаи, – рассказал «Газете.Ru» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – В год по всей стране в суд обращается порядка 100 автовладельцев при 2–3 млн проданных автомобилей за это же время. Никаких тенденций к росту числа судебных разбирательств с недобросовестными дилерами или импортерами сейчас не отмечается. Однако, судя по тому, как сервисные центры загружены ремонтными работами гарантийных автомобилей, исков могло бы быть значительно больше».

Эксперт отмечает, что многие автовладельцы, которые хотели бы вернуть машину и получить все деньги обратно, не обращаются в суд, понимая, что это – не менее шести месяцев битвы адвокатов, три экспертизы и расходы на юристов.

«Российские дилеры считают, что попытка клиента расторгнуть договор купли-продажи – это потребительский экстремизм, – говорит Янин. – Дилеры склонны перекладывать вину на клиента, ссылаясь на человеческий фактор, или на производителя, который допустил брак. Удивительно, что дилеры не хотят нести совсем никакой ответственности за товар, учитывая тот факт, что им создали максимально благоприятные условия для навязывания гарантийного обслуживание по завышенным ценам».

Юрист Московского общества защиты потребителей Жанна Ефимова отмечает, что обращения автовладельцев, которые хотят вернуть автомобиль из-за существенного недостатка, к ним поступают достаточно часто.

«Существенный недостаток – это, например, когда автомобиль несколько раз был в ремонте с одной и той же неисправностью, – пояснила «Газете.Ru» Ефимова. – При этом не обязательно, чтобы все визиты в сервис происходили во время гарантийного периода».
Юрист отмечает, что сервисные центры прибегают к различным уловкам, в результате чего клиенту сложнее доказать в суде свою правоту. «Мы фиксируем тенденцию с отказами сервисов выдавать клиентам заказ-наряды на работы, – уточняет Ефимова. – Менеджеры усыпляют бдительность потребителей, говоря, что все данные хранятся в компьютере. Однако, когда дело доходит до суда, выясняется, что вся информация по обращениям автовладельца из компьютера куда-то пропала. Поэтому автовладелец обязательно должен требовать выдать ему заказ-наряд даже в том случае, если сервис не смог устранить неполадку, а мастер не проводил никаких работ».

По словам собеседницы, примерно половина судебных исков по существенным недостаткам автомобиля удовлетворяется. «Решение суда зависит не только от правомерности требований потребителя, но и наличия у него документов, по которым можно установить историю его обращений к дилеру», – подчеркивает юрист.

Клиентов хотят лишить права требовать всю сумму за автомобиль

Согласно закону «О защите прав потребителей», покупатель может отказаться от исполнения договора купли-продажи технически сложного товара (автомобиль относится к этой категории) и потребовать возврата уплаченной за него суммы при обнаружении существенного недостатка. Кроме того, поводом для расторжения договора могут быть нарушения обязательств дилера по ремонту в течение 45 дней или невозможность использовать машину более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения дефектов. Однако вскоре автовладельцев этого права могут лишить. Так, ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) готовит поправки в закон «О защите прав потребителей» по ограничению возможности покупателя получить компенсацию полной стоимости машины в случае выявления существенного недостатка.

В ассоциации считают, что потребители манипулируют законодательством в корыстных целях, поэтому предлагают внести в закон понятие амортизации, когда в течение гарантийного срока стоимость машины снижается.

«Таким образом, если клиент захочет получить деньги обратно, он сможет вернуть лишь часть заплаченной суммы, – пояснил «Газете.Ru» президент РОАД Владимир Моженков. – Сейчас дилеры в условиях кризиса работают практически в ноль, поэтому любое решения суда, обязывающее выплатить клиенту несколько миллионов рублей, – катастрофа для них».

По его словам, РОАД намерена добиться внесения поправок в закон в течение осенней сессии в Госдуме. «Сейчас дилеры понимают, что закон несправедлив, и, конечно, они пытаются действовать так, чтобы минимизировать свои риски, – поясняет Моженков. – Это тоже неправильно – нужно действовать не на бытовом уровне, а в правовых рамках. Но когда закон будет изменен, такое поведение дилеров в отношении клиентов прекратится. Лучше станет всем: и автовладельцам, и дилерам».

«Газета.Ru»

07.08.15 «Газета.Ru»
Метки: дилеры
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 5 декабря 2016 Кредитная заставляющая («Коммерсант»)

    Между крупным пермским автохолдингом «УралАвтоИмпорт» (УАИ) и Сбербанком, его основным кредитором, произошел конфликт. Банк обратился с иском о банкротстве пяти компаний УАИ. Дилер счел иски элементами давления: они связаны с желанием поднять ставку по уже заключенным кредитным договорам, с чем дилер не согласен. В банке заявляют, что кредиты выданы по ставкам ниже рыночных, а сам дилер не обслуживает кредиты уже шесть месяцев.

    подробнее
  • 25 ноября 2016 Автоконцерны воссоединяют с Крымом («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", Минпромторг пытается заставить автоконцерны развивать официальные сервисные центры в регионах. Речь идет в том числе о Крыме, где иностранцы из-за санкций работают по субдилерским схемам, вынуждающим покупателей переплачивать. Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году, объем которых может достичь 60 млрд руб.

    подробнее
  • 17 ноября 2016 Авторитейл теряет людей («Коммерсант»)

    Российские дилеры пытаются найти новые форматы продаж – через интернет или с терминалами самообслуживания. Предоплату онлайн уже предлагает "Авилон", такой же формат в декабре введет "Рольф".

    подробнее