АВТОСТАТ | АВТОВАЗ замеряет сход-развал цен с убытками

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

16.02.15Прочитали 64 раз

АВТОВАЗ замеряет сход-развал цен с убытками

АвтоВАЗ, продажи которого в январе обвалились на 26%, может повысить цены на автомобили в марте, хотя в январе уже поднял их на 5-13%. Дилеры говорят, что первое увеличение цен не было критическим, а спрос на Lada снижается на фоне общего падения рынка, но отмечают, что если новый рост будет серьезным, то АвтоВАЗу уже придется конкурировать с производителями бюджетных иномарок. Удерживать цены АвтоВАЗу все сложнее: цены на металл растут, а завод остается операционно убыточным.

АвтоВАЗ не исключает нового повышения цен на свои автомобили в марте, сообщается в бухгалтерском отчете компании по РСБУ за 2014 год. Но АвтоВАЗ, в отличие от большинства автоконцернов удерживавший цены во втором полугодии 2014 года, в январе все же повысил их на 5-13% (в отчете говорится, что "увеличение было ниже, чем у конкурентов"). Больше всего выросли цены на Lada Largus (на универсал – на 10,4%, до 444 тыс. руб., на фургон – на 12,9%, до 417 тыс. руб.), наименьшее повышение пришлось на лидера российских продаж компании Lada Granta (лифтбэк – на 5,4%, до 332,8 тыс. руб., и седан – на 5,8%, до 311,6 тыс. руб.). До этого концерн повышал цены в марте 2014 года – в среднем на 2,8%.

Причины роста цен в АвтоВАЗе не комментируют, но в отчете по РСБУ за четвертый квартал 2014 года говорится, что 60% себестоимости – сырье, материалы и энергоресурсы. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, отмечают, что при девальвации рубля и росте цен на сырье "индексация цен на автомобили, даже настолько локализованные, как у АвтоВАЗа, неизбежна". Вчера "Интерфакс" со ссылкой на материалы Минпромторга сообщил, что ММК (один из ключевых поставщиков металла для АвтоВАЗа) в феврале увеличил цены на прокат для завода на 15%. В ММК не комментируют данные Минпромторга, но говорят, что "достигли взаимовыгодных договоренностей по ценам на автолист" с УАЗом до конца года, а с АвтоВАЗом и КамАЗом – на первый квартал. В НП "Русская сталь" (объединяет крупнейших металлургов) объясняют, что компании не могут не повышать внутренние цены, поскольку растут затраты: например, стоимость цинка для автолиста за год выросла на 98%, тогда как цены проката практически не повышались с мая-июня 2014 года. Но "даже при самых общих расчетах доля плоского проката в стоимости автомобиля в 2014 году не превышала 8,5%", отмечают в "Русской стали".

Пока дилеры АвтоВАЗа несильно обеспокоены январским повышением цен. Гендиректор петербургского салона Lada "Интей" Алексей Румянцев считает его "обоснованным". Снижение продаж Lada (в январе они упали на 26%, до 17,5 тыс. машин) он связывает не с ростом цен, а с "общим падением рынка из-за макроэкономических факторов". Дилер подчеркивает, что "цены на иномарки все равно выросли значительно больше, чем на Lada". Действительно, по данным PricewaterhouseCoopers, на середину прошлого месяца с сентября 2014 года цены на американские марки выросли на 45-52%, на японские – в среднем на 20%, европейские – на 5-20%. Но президент ГК "Фаворит Моторс" (дилер Kia, Ford, Chevrolet и др.), а в прошлом основатель одного из крупнейших дилеров Lada "Лада-Фаворит" Владимир Попов отмечает, что если повышение цен на Lada будет "в районе нескольких процентов, то это никак не ударит по продажам, но если цена на наиболее популярные модели перейдет психологическую планку 480 тыс. руб., то Lada уже начнет конкурировать с бюджетными иномарками, например с Kia New Rio, которые объективно превосходят продукцию АвтоВАЗа по качеству". Господин Попов добавляет, что при этом у АвтоВАЗа нет другого выбора, кроме повышения цен: убытки завода растут (по итогам 2014 года чистый убыток по РСБУ – 25,4 млрд руб.), а другого способа улучшать показатели у него пока нет.

"Потребители Lada очень чувствительны к повышению цен, поэтому АвтоВАЗ будет делать это очень осторожно",– полагает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала". Но, по его мнению, АвтоВАЗ еще может поднять цены относительно безболезненно: во-первых, действует программа утилизации, компенсирующая часть роста (скидки в рамках господдержки), а во-вторых, определенный люфт оставляет девальвация, которая еще не до конца переложена в цену иномарок, в том числе и на вторичном рынке. Господин Беспалов замечает, что, если повышение цен на Lada состоится, оно будет небольшим (5-6%) и в основном придется на Lada Largus как на модель с наибольшей валютной составляющей, а наименьшее повышение коснется моделей Kalina и Priora.

«Коммерсант»