Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 8 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Европейский авторынок в январе вырос на 10,1%

Продажи легковых автомобилей в Европе за месяц составили 1 млн 203 тыс. 958 машин. 

16 февраляподробнее

Продажи автомобилей cмогут выйти на докризисный уровень лишь через пять лет

В текущем году российский авторынок достигнет дна, после чего начнет медленно восстанавливаться, полагают в PwC. Прогноз уже начал сбываться: в январе продажи новых автомобилей обвалились более чем на четверть.

По базовому прогнозу PricewaterhouseCoopers (PwC), в этом году продажи новых легковых автомобилей без учета легких коммерческих достигнут своего дна, снизившись на 35%, до 1,52 млн штук относительно результата 2014 года, говорится в опубликованном вчера отчете компании, посвященном состоянию автомобильного рынка страны. Восстановление рынка начнется с 2016 года. В PwC полагают, что в 2016 году продажи подрастут на 6,7%, до 1,6 млн машин. Это примерно столько же, сколько россияне купили в 2005 году и в кризисном 2009 году.

На уровень прошлогодних продаж (2,3 млн) рынок вернется только в 2018 году, а к максимальным историческим значениям 2008 и 2012 годов (2,8 млн) – в 2020 году. По долгосрочному прогнозу компании, в 2025 году в России будет продано 3,1 млн автомобилей – вдвое больше, чем в 2015 году.

PwC обновил свой предыдущий долгосрочный прогноз, опубликованный в начале 2013 года. По нему ожидаемый темп роста продаж на 1–3% в год должен был продолжаться до 2024 года, достигнув максимального значения в 3,7 млн автомобилей. В 2014 году, в частности, компания прогнозировала объем продаж автомобилей в 2015 году на уровне 3,1 млн, в 2016 году – 3,2 млн. То есть в два раза больше, чем по новому прогнозу.

В 2014 году, по оценке PwC, продажи автомобилей снизились на 10%, до 2,34 млн штук. При этом в денежном выражении рынок сократился еще сильнее – на 16%, до $58,2 млрд. Расхождение произошло из-за того, что не все производители корректировали цены синхронно с изменением курсов валют, говорит Сергей Литвиненко, директор автомобильной практики PwC.

Плохой год

Заметные колебания продаж автомобилей начались в середине 2013 года из-за снижения темпов роста экономики, ослабления рубля и сокращения бюджетных расходов. Но тогда рынок удалось стабилизировать за счет государственной программы льготного автокредитования. В 2014 проблемы автопроизводителей только усилились, добавилось обострение ситуации вокруг Крыма. За год курс доллара к рублю вырос на 99%, евро – на 67%, южнокорейская вона и японская йена – на 93 и 77%. Рост ВВП составил 0,6% против 1,3% в 2013 году, инфляция – 11,4% против 6,5%, реальные располагаемые доходы снизились на 0,3%. В результате к августу падение рынка составило 26%.

Замедлить спад получилось в сентябре. Рынку помогла девальвация (покупатели тратили сбережения на машины), государственная программа утилизации и trade-in подержанных автомобилей и ожидания потребителей роста цен на автомобили. Все это спровоцировало ажиотажный спрос, достигший пика в декабре, когда автопроизводителям даже удалось выйти в плюс. Но спрос иссяк.

Согласно консенсус-прогнозу рейтинговых агентств и инвестиционных банков, в текущем году ВВП России снизится на 3,5%, инфляция вырастет до 11,6%. Продолжатся ослабление рубля и падение реальных доходов населения (-2,8%). Все это будет оказывать давление на продажи машин. Негативным фактором также станет продолжение роста цен на автомобили. По данным PwC, с сентября по середину января машины разных брендов уже подорожали в диапазоне от 7 до 56% (см. график).

Влияние макроэкономических факторов на автопроизводителей будет разным. В 2015 году объемы продаж брендов в основном будут зависеть от уровня локализации производства. Так, по оценке PwC, российские бренды – Lada, UAZ – потеряют только 10% (370 тыс. машин в  год), иномарки российского производства – 33% (860  тыс.). Сильнее всего продажи упадут у чистых импортеров (у кого нет заводов в России) – на 55%, до 290 тыс. автомобилей. В результате рыночная доля российских брендов вырастет с 17,5 до 24%, российских иномарок – с 54 до 56%, а присутствие импортных автомобилей упадет с 27,8 до 19%.

1.jpg

Ставка на локализацию

АвтоВАЗ, локализация которого превышает 80%, в 2015 году планирует увеличить продажи Lada на 20%, заявил в начале февраля президент компании Бу Андерсон. Если у него это получится, то тольяттинский завод нарастит рыночную долю с 15 до 29%, с учетом данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и прогноза PwC. Kia с локализацией 15% (данные «Автостата» за 2012 год) также намерена нарастить долю, об этом в январе говорил РБК управляющий директор компании в России Артем Гусаров.

Производители, у которых есть возможности локальной сборки, получат преимущество, так как они могут частично компенсировать повышение стоимости автомобиля из-за курсовой разницы, поясняет директор дилерского центра BMW группы «Авилон» Евгений Королев. «Поэтому дилеры берут предзаказы на автомобили импортного производства, а большую часть запасов по возможности формируют из авто локальной сборки», – добавил он.

Часть брендов могут уйти из России, не исключает директор автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. В основном те, чья доля рынка не велика, а также если не было существенных вложений в локальное развитие бренда, в том числе китайские марки. В прошлом году продажи уже свернули Seat, Dodge и ряд мелких иностранных брендов.
Планы относительно российского рынка также могут быть скорректированы исходя из доли российских продаж в общем объеме выручки иностранных автопроизводителей. Если для Renault-Nissan этот показатель составляет 9%, для KIA-Hyundai – 4%, то у Suzuki, Fiat-Chrysler, Honda – меньше 1%.

2.jpg

Холодный январь

Прогноз PwC уже получил первое подтверждение. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первый месяц 2015 года в России было продано 115,4 тыс. машин – на 24,4% меньше, чем за январь 2014 года. «Если в декабре у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье», – прокомментировал результаты продаж председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Лидерами падения продаж стали автомобили марки Honda и Chery – минус 80%. Продажи Peugeot упали на 77%, Opel – 75%, Citroёn – 72%, Chevrolet – 68%. При этом некоторые автомобильные марки показали рост продаж. Продажи Hyundai выросли на 15%, Škoda – на 8%, Mercedes-Benz прибавил 17%. Лидеры – Infiniti и Porsche – плюс 46 и 54% соответственно.

Автодилеры еще в декабре предсказывали резкое падение продаж в январе. Из-за ажиотажа в конце 2014 года произошло существенное смещение спроса в текущем году. В начале года дилеры продолжали выдавать автомобили по контрактам, заключенным в ноябре–декабре. Дальше падение усилится, полагает директор дилерских центров «Mercedes-Benz Звезда столицы Каширка», «Mercedes-Benz Звезда столицы Варшавка» группы «Рольф» Ольга Петрова. По ее данным, уровень нового контрактования в целом по рынку уже снизился вдвое.

По оценке директора дилерского центра BMW группы «Авилон» Евгения Королева, совокупный объем продаж в феврале снизится на 40%. Директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев ожидает падение продаж машин в феврале до 35%.

Рост цен на автомобили продолжается, запасы машин производства 2014 года со старыми ценниками почти исчерпаны, отмечет Йорг Шрайбер: «Изменение цен на рынке еще не закончилось, так что головная боль может усилиться, прежде чем исчезнет окончательно». В данный момент дилеры предлагают потенциальному клиенту специальные условия на покупку автомобиля, кредит и каско.

Производители повышают цены, и автомобили будут дорожать дальше, уточняет Петрова. По оценке «Авилона», в целом по году продажи в массовом сегменте могут упасть на 50%, премиум – на 30%. В результате, добавляет он, число игроков на рынке будет сокращаться в первую очередь за счет дилеров-монобрендов. «Чтобы удержать рынок от обвала, одной программы утилизации недостаточно. Ситуацию можно переломить, если правительство разрешит использовать материнский капитал на покупку автомобиля и возобновит программу льготного автокредитования», – считает Петрова.

«РБК»

10.02.15 «РБК»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 15 февраля 2017 Какие автомобили выставляли на продажу в 2016 году? («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование предложений о продаже легковых автомобилей на сайте DROM.ru, опубликованных в 2016 году. Согласно результатам исследования, в целом за прошлый год количество предложений о продаже машин, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й, на этом сайте превысило 1 млн штук.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее
  • 7 февраля 2017 Российскому автопрому повезет («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", эксперты EY ждут восстановления российского авторынка к 2020 году до 2,2 млн машин с 1,4 млн штук, проданных в прошлом году. Этому будут способствовать старение парка, давление отложенного спроса, удешевление автокредитов и сохранение господдержки. Впрочем, есть и более осторожные прогнозы: в среднесрочной перспективе тормозить спрос будут рост цен на машины, развитие каршеринга, а также осторожность потребителей, более склонных к сбережениям.

    подробнее