Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 36 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Ёмкость российского рынка услуг автосервиса

Аналитика

Самые продаваемые в 2016 году автомобили "coupe"

Мировой рейтинг бестселлеров "coupe" в 2016-ом возглавил Ford Mustang.

19 январяподробнее

Свежая статья

Пробег в цене («Ведомости») Пробег в цене («Ведомости»)

Продажи автомобилей с пробегом в ГК «Рольф» в 2016 г. выросли на 48%, в дилерских центрах в Петербурге – на 58%, отдельным дилерским центрам удалось довести объем продаж автомобилей с пробегом до уровня продаж новых, говорит Алексей Баринов, директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish группы «Рольф». По его словам, доля продаж автомобилей с пробегом в кредит в Петербурге составила 13%.

23 январяподробнее

Автохлам из программы утилизации вернулся на дороги

До 44% проданного по утилизации автотранспорта вернулось на вторичный рынок либо отправлено на гаражную разборку для последующей продажи изношенных узлов и агрегатов. Об этом «Известиям» заявили в ассоциации переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств «Руслом.ком». В организации считают, что недобросовестные утилизаторы и автодилеры используют правительственную программу поддержки автобизнеса и обновления автопарка страны (на 2014 год на нее выделено 12,9 млрд рублей) для незаконного обогащения. В Минпромторге признали наличие проблемы.

– Машины оформляются как утилизированные, но вместо пунктов приема металлолома они либо целиком попадают на вторичный рынок, если они в более-менее работоспособном состоянии, либо идут в так называемые гаражные разборки с последующей продажей на запчасти, – говорит руководитель департамента аналитики ассоциации «Руслом.ком» Михаил Родионов.

По словам собеседника, исходя из статистики Минпромторга за сентябрь-ноябрь, непосредственно в утиль (программа предусматривает также обмен машины по системе «трейд-ин») отправилось 70 тыс. автомобилей. Из их числа до членов саморегурегулируемой организации «Руслом.ком» по состоянию на 9 декабря добралось лишь 39,5 тысяч автомобилей (56%). Остальные 30 тыс. машин ушли к компаниям, которые не входят ни в одно профессиональное сообщество. В «Руслом.ком» подчеркивают, что только его члены и кандидаты на вступление в ассоциацию обладают 100% шредерных мощностей (13 промышленных шредеров) России. Те, у кого дробилок нет, вынуждены перерабатывать старую технику с помощью пресс-ножниц, резать автогеном либо пускать под пресс, а затем продают лом сталеплавильным комбинатам – это гораздо более трудоемкий процесс и менее выгодный бизнес.

Прямых фактов недобросовестности «черных утилизаторов» у ассоциации «Руслом.Ком» нет, но в качестве дополнительного довода в компании утверждают, что в некоторых областях (Кировская область, регионы Южного федерального округа) дилеры накапливали на складах «автохлам». По нынешней программе некоторые автомагазины в добровольном порядке взяли на себя обязанность свозить утиль на переработку, машины в ГИБДД для снятия с учета везти не обязательно. Однако до утилизаторов этой области автохлам так и не доехал, уверен Родионов.

– Если везут машины на утилизацию в другой регион, то вообще непонятна экономическая целесообразность такого проекта, – продолжает утилизатор. – Нам жаловались и подмосковные утилизаторы: стоит на приемке зазеваться, подъезжают люди то ли с брянскими, то ли с орловскими номерами, о чем-то быстро договариваются с автовладельцем и направляются в каком-то другом направлении.

По его словам, «черные утилизаторы» соблазняют автомобилистов, пожелавших воспользоваться госскидкой тем, что помимо справки (которая предъявляется при покупке нового автомобиля в рамках госпрограммы) они получают за старую машину хоть какие-то деньги.

– Вдобавок нынешняя программа предусматривает утилизацию грузовиков. К примеру, только один старый мотор «КамАЗа» потянет тысяч на 15 рублей, – пояснил собеседник. – Акт об утилизации не представляет из себя документ строгой отчетности – это своего рода аналог типичного акта сдачи-приемки, которые оформляют юридические лица при передаче какого-либо имущества.

Продавцы, в свою очередь, эти документы наряду с копиями договоров купили-продажи отправляют в Минпромторг, который ведет лишь документарный контроль утилизации. В Минпромторге признают наличие проблемы, но не видят в этом большой опасности, считая масштабы злоупотреблений незначительными.

– К сожалению, нам известны факты недобросовестного поведения утилизаторов, которые вместо утилизации машин вновь выпускают их на рынок. Но эта проблема относится к сфере уголовного права и такие компании должны нести ответственность в уставленном порядке, – сообщил «Известиям» заместитель министра Минпромторга Андрей Дутов. Документы на такие авто фабрикуются, а номера двигателей перебиваются – это наказывается по статье 326 УК о подделке/уничтожении идентификационного номера транспортного средства.

В ведомстве, однако, убеждены, что такие случаи носят единичный характер. По словам Дутова, в России действует порядка 13,5 тыс. организаций, которые имеют действующие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также оснащены и подготовлены для обращения с ломом черных и цветных металлов.

– При утилизации автомобиля мы рекомендуем обращаться в местный «вторчермет» – там автомобиль гарантированно утилизируют по всем правилам, – порекомендовал замминистра Минпромторга. Напомним, стимулирующую авторынок программу автоутилизации продлят на 2015 год, выделив на нее еще 10 млрд рублей.

В ГИБДД России полагают, что машины, отправленные в утиль, уже не могут оказаться на дорогах.

– Такого не может быть. Утилизируемая машина снимается с регистрации и регистрационных знаков у нее нет. Либо ее только собственник может восстановить. Скорее всего, это автомобили с перебитыми VIN-номерами. Выявление подобных автомобилей – обычная регулярная работа сотрудников ГИБДД, – отреагировал замглавы ГИБДД России Виктор Кузин.

В то же время оказалось, что и перебивать VIN-номера двигателей продавцам автохлама не нужно. Возможность поставить на учет «псевдоутилизованный» автомобиль появилась у граждан недавно, поясняет автомобильный юрист Сергей Радько.

– У нас до недавнего времени в правилах регистрации ТС было предусмотрено, что автомобили сняты с учета для утилизации и не подлежат повторной постановке на учет. Примерно год назад Верховный суд России признал эту норму незаконной. В нормативных документах МВД никаких изменений нет, так что и преград для вторичной постановки на учет «утильмашины» формально нет, – объяснил Радько.

По мнению адвоката, аферисты при должных объемах могут использовать связи в ГИБДД для легализации таких машин, потому что для постановки ранее отправленного на утилизацию автомобиля на учет достаточно доверенности, причем даже не обязательно, чтобы она была нотариально заверенной.

– Они могут просто подделывать эти доверенности и выступать от имени владельца. В дальнейшем, если автомобиль не засветиться на штрафах, то бывший собственник даже не узнает, что его автомобиль получит вторую жизнь. После продажи и обновления регистрационных данных в ГИБДД такие машины вполне легально могут эксплуатироваться новыми собственниками, – заметил Радько.

В «Руслом.ком» отмечают, что легализация автохлама для России явление не новое. Аналогичные проблемы возникли и в прошлую программу утилизации (2009-2011 годов).

– Для «черных утилизаторов» помимо самих машин было дополнительно интересно получить 3 тыс. рублей – деньги, которое государство выдавало им на переработку каждого автомобиля, – напомнил Родионов. – В текущей программе такие компенсации не предусмотрены.

«Известия»

15.12.14 «Известия»
Метки: утилизация
 
Загрузка...