Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Самарский автобизнес приближается к коллапсу

Банкротства автодилеров с пострадавшими клиентами, поразившие Самару в этом году, могут стать только началом скорбной цепочки событий, которая будет спровоцирована кризисом в экономике и особенностями самарского автобизнеса. Уже в ближайшее время на рынке произойдут не только перестановки, но и закрытия компаний. В среде автолюбителей активно обсуждаются не только методы работы дилеров, но и их перспективы в следующем году, который обещает снижение продаж и, как следствие, доходов дилеров. Граждане, имеющие значительные накопления, готовы вложиться в автомобиль, но опасаются, что деньги уйдут в никуда. И очень часто опасения оправданы.

Пристегнитесь, продажи взлетают

После выхода на экраны фильма “Интерстеллар” стало модно говорить астрофизическими мудростями. Если следовать мейнстриму, то авторынок Самарской области стоит у границы горизонта событий, за которой начнется падение в черную дыру. А что будет дальше, Эйнштейн его знает. Балансировать на грани автобизнес заставляет кризис. Как известно, рынок в этом году показывает крайне нехорошие результаты. По данным “Ассоциации европейского бизнеса”, за 11 месяцев 2014 года снижение продаж новых автомобилей в России составило 11,6%. Самара, так же показывает неудовлетворительные результаты. По данным агентства “Автостат” снижение продаж в Самарской области за 11 месяцев нынешнего года составило 7,2%.

В ноябре аналитики зафиксировали всплеск продаж новых автомобилей. В Самарской области рост составил 1,4%. Было продано почти столько же машин, сколько и в ноябре прошлого года. Повышенную активность участники рынка объясняют достаточно просто. Оказывается, во всем виноваты перекупщики из Казахстана. В автосалоны они чуть ли не целыми группами приезжают и выкупают практически все ликвидные автомобили. К примеру в “Toyota Центр Самара Аврора” автомобилей в наличии нет. Вообще нет. Никаких. Заказ примут, но Land Cruiser Prado, к примеру, можно будет забрать лишь через 5 месяцев. Такая же ситуация и в “Toyota Центре Самара Север”. Машин в наличии нет, а привезти тот же Prado обещают в марте. Комментарии от руководства автосалонов на момент публикации материала пока не поступили.

Похожая ситуация наблюдается по другим японским брендам. В частности, Nissan и Lexus распроданы до конца года и контракты заключаются на март-апрель. Участники рынка говорят, что и тут не обошлось без перекупщиков из Средней Азии, где очень ценят все японское.

Никуда не денутся

Весьма беспокоит автовладельцев ситуация с автомобилями Opel и Chevrolet. В Самаре два официальных дилера по этим маркам: “VIP-Авто” и “Автоцентр Альфа”. Автосалон “Флагман”, принадлежавший Хафизулле Муталапову, потерял право официально продавать автомобили Chevrolet. На сайте представительства Chevrolet в России автосалон “Флагман” в списке официальных дилеров отсутствует.  Так что пока попытаемся разобраться с оставшимися дилерами. По слухам, один из них может в ближайшее время стать банкротом.

Салон “VIP-Авто” недавно “разделился пополам”. Марка Opel переехала в новый шоурум на Демократической (там, кстати, забавная, но прогрессивная система хранения машин: их держат на втором этаже, а вниз спускают на специальном лифте – в Самаре такой системы нет ни у кого). Возможно, это обстоятельство и родило слух о предстоящем банкротстве.

На самом деле, это не более, чем разделение двух марок, которые ютились под одной крышей на улице Антонова-Овсеенко в недопустимой тесноте. Салон жив и его единственным учредителем, по данным ЕГРЮЛ, по-прежнему является Сергей Шабанов. В арбитражном суде Самарской области нет дел о банкротстве ООО “VIP-Авто”. Сведения о возможной смене собственника пока не подтвердились.

Гораздо интереснее ситуация с директором компании Оксаной Полевой. Под ее руководство в ближайшее время будет передан автосалон “Эксперт-Авто” на той же Демократической, который является официальным дилером Hyundai.

Что касается предполагаемого банкротства ООО “Альфа-Сервис” (“Автоцентр Альфа”), подтверждений этому пока не нашлось. На сайте Арбитражного суда сведений о возбуждении дел о банкротстве компании нет. Позвонив в автосалон, выяснили, что машины имеются на складе дилера. Правда, без ПТС. Документ обещают доставить в течение 1-2 дней. По телефону менеджер сообщил, что даже не обязательно полностью выкупать машину. Так же автомобиль можно заказать в производство с частичной предоплатой (“можно и 20 тысяч внести, но лучше 500 тысяч” – цитата). Версия о смене собственника пока так же не подтвердилась. Владельцем бизнеса является все тот же Сергей Шабанов.

В представительствах Opel и Chevrolet заявили, что не располагают сведениями о плохой финансовой ситуации ни в “VIP-Авто”, ни в “Альфе”. Руководитель пресс-службы Chevrolet Алексей Куприн на запрос редакции ответил, что “в текущей ситуации давать стопроцентную гарантию очень сложно, но по информации коллег, работающих с дилерами, информации о сложной финансовой ситуации с Автоцентром Альфа у нас нет”.

Тем не менее, источник внутри компаний Сергея Шабанова утверждает, что планы по продажам и реструктуризациям существуют.

Темнее темной лошадки

Правда, на этом хорошие новости заканчиваются. Если вернуться к деятельности компаний, владельцем которых является Хафизулла Муталапов, то всплывут неприятные подробности. Если “Флагман” практически свернул свою деятельность, то “Пурпе-Авто-Самара” к этому очень близко. По данным сайта Арбитражного суда, в отношении компании возбуждено дело о банкротстве. Общая сумма требований к предприятиям, входящим в группу “Пурпе” (ООО “Флагман”, ООО «Пурпе-Авто», ООО «Виктория», ООО «АвангардКарс», ЗАО «Пурпе», ООО «Пурпе-Авто-Самара», ООО «Пурпе-Моторс»”>) свыше 900 млн рублей. Кредитором выступал “Сбербанк”. Решением Арбитражного суда в отношении компаний введена процедура внешнего управления, управляющий Касенкова В.И. Один из участников автобизнеса в беседе с car-mania.ru сказал следующее: “Какой идиот в Сбербанке выдал такой гигантский кредит, если у компании активов даже на половину займа не наберется?”

Пока идет суд и юристы Муталапова отбиваются в суде от “Сбербанка”, ООО “Пурпе-Авто” по-прежнему считается дилером Mazda. Во всяком случае, на сайте mazda.ru компания числится в списке официальных дилеров. Правда, если “Сбербанк” добьется своего, то в скором времени фирма может покинуть ряды “зум-зум” дилеров.

Еще две компании, которые вызывают опасения экспертов, это “Град-Авто” (дилер Skoda) и “Самара-Авто” (дилер Mazda). Обе компании аффилированы Вадиму Мещерякову и располагаются на пересечении Московского шоссе и Революционной. Даже неискушенному человеку ясно, что помещения автосалонов тянут лишь на временное прибежище, плохо соответствующее требованиям бренд-бука Skoda и Mazda. Мы поинтересовались сроками, в которые автосалоны обязаны обзавестись нормальными торговыми площадками. На момент публикации ответов не поступило, хотя PR служба компании “Кетчум” сообщение получила и начала работу по нему.

Опрошенные нами участники рынка склонны считать, что сценарий ухода обеих компаний с рынка наиболее вероятен. Строить сейчас чрезмерно дорого, а в кризис быстро отбить затраты практически невозможно. Именно по этому, вероятнее всего, компании будут ликвидированы, а потом вновь открыты под другим именем в очередном временном помещении (скорее всего, в том же самом).

Еще один проблемный дилер – официальный дилер Hyundai “Автосалон Арго”. Участники рынка считают, что эта компания постепенно теряет долю на рынке. Среди причин отмечается текучесть кадров и плохое взаимодействие с клиентами. По некоторым, пока не подтвержденным данным, “Автосалон Арго” проигрывает по продажам Самарским конкурентам.

Перестановки сумму не меняют

Некоторым дилерам приходится несладко и они вынуждены оптимизировать свои затраты. Некоторым даже приходится сниматься с насиженных мест. Клиентов, которые не находят дилера на привычном месте, это зачастую пугает. В топ главных переездов последних месяцев можно поставить переселение дилера Suzuki с Южного Шоссе на Мирную. Пока там временное помещение, а в дальнейшем марка будет соседствовать с SsangYong.

Еще один “перебежчик” – марка Honda. Ее “похоронили” после того, как салон покинул здание на Южном Шоссе. Но компания не умерла, а перебралась в собственное помещение на 19-м Московского шоссе. Правда, участники рынка заявили, что у марки дела идут не очень. В целом по России продажи Honda упали на 18%. Правда, по сравнению с тем же Ford, продажи которого рухнули на 40%, дела у Honda идут неплохо.

Кстати, в Самарской области Ford давно и безуспешно ищет второго партнера. Увы, но связываться с этим брендом желающих пока не находится. “Открывать салон для продаж EcoSport – глупо, поскольку все остальное стоит наглухо”, – заявил один из представителей автобизнеса, в чьем лице Ford пытался найти нового дилера. Так что пока американская марка представлена только компанией “Авто Мир”. “Самарские автомобили” от темы Ford отстранились и салон закрыли, отдав помещение под Volkswagen.

Поклонники Peugeot однажды не нашли дилера на привычном месте на Мехзаводе. Салон закрылся. Официальная причина – реконструкция. Единственный дилер остался на Южном шоссе. Пока никаких глобальных планов по использованию помещения нет. На временной основе там разместится отдел комиссионных автомобилей.

Правда, переезды дилеров не гарантируют успеха в будущем году. Как заявил аналитик агентства “Автостат” Андрей Топтун, что “что положительных значений роста рынка мы не увидим ближайших этак месяцев 25. Будет как в анекдоте: когда мы думали, что лежим на дне – снизу постучали… Народ, не успевший уйти в валюту по нормальному курсу, в ноябре энергично избавлялся от рублевой ликвидности. Эти действия прочно подкреплялись уверенностью, что по таким ценам машин мы больше не увидим (если только после деноминации)”.

Статистика, которая знает все

По данным “Автостата” на рынке складывается неприятная ситуация и предпосылок к улучшению не видно. Хуже всего дела обстоят у марки Ford, которая потеряла за 11 месяцев 47,7%. Лузер №2 – Chevrolet. У него спад продаж 33,1%. Opel потерял 28,4%. “АвтоВАЗ” уронил продажи на 13,9%. Правда, аналитики утверждают, что заводу попросту нечем было торговать. На 5,2% упали продажи Volkswagen.

Лучше всего себя чувствуют KIA, Mitsubishi, Lifan, Skoda, Mazda и Mercedes-Benz. Значения приводим в итоговой таблице.

К сожалению, проблемы в самарском автобизнесе решить будет очень сложно. Многие специалисты говорят о чрезмерной монополизированности рынка и отсутствии реальной конкуренции. Большинство дилерских центров областной столицы принадлежат широко известной в Самарской области (и далеко за ее пределами) компании с трехбуквенным названием. Разумеется, отсутствие конкурентов приводит к печальным результатам. Многие уходят на обслуживание в Тольятти, где автосалоны работают совершенно по другим принципам. Кстати, некоторые тольяттинские компании уже сейчас создают реальную угрозу для некоторых дилерских центров Самары.

Car-Mania

12.12.14 Car-Mania
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • сегодня, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее