АВТОСТАТ | Машины с системой валютно-курсовой устойчивости

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

27.09.11Прочитали 355 раз

Машины с системой валютно-курсовой устойчивости

На фоне финансовой нестабильности и скачков курса валют автокомпании не исключают нового повышения цен на машины. Пока они не спешат привязывать стоимость к доллару, как это было в прошлый кризис, но пристально следят за ситуацией. Аналитики ожидают подорожания машин в ближайшие месяцы.

С начала августа средневзвешенный курс доллара в России увеличился более чем на пять рублей, с начала сентября – на три рубля. Курс евро за сентябрь вырос на 14 копеек, до 43,5 рубля, с начала августа – почти на четыре рубля. Нестабильность на финансовых рынках и резкое падение курса рубля может в ближайшие месяцы затронуть цены на автомобили, прогнозируют опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. Нынешняя ситуация близка к событиям кризиса 2008–2009 годов, однако отличается от них в худшую сторону отсутствием запасов машин и возможных скидок.

В представительствах автокомпаний пока уверяют, что ближайшей перспективе к долларовому исчислению цен возвращаться не планируют, но в то же время «пристально следят» за ситуацией в мировой экономике. Аналитики говорят о неизбежности повышения цен в случае, если курс преодолеет отметку в 33 рубля за доллар.

По словам директора по связям с общественностью Renault в России Оксаны Назаровой, французская компания сейчас не планирует привязывать цены к курсу доллара и во время кризиса 2008 года к такой мере не прибегала. Отрицательно ответили на вопрос о перспективе возвращения долларовых цен в российских офисах Nissan, GM, Toyota.
«Сейчас необходимо смотреть, как ситуация будет развиваться дальше. Однако выставлять цены в долларах мы не планируем. У нас есть серьезное преимущество – три модели выпускаются в России, и мы будем однозначно развивать процент локализованных деталей», – сказала «Газете.Ru» менеджер по связям с общественностью «Ниссан Мотор Рус» Татьяна Натарова.

«Волатильность на валютном рынке оказывает на компанию определенное влияние, но на данный момент цены на машины привязывать к какой-либо валюте не планируется. В 2008 году мы плавно повышали цены, как и все конкуренты, но это не было связано автоматически с курсом евро или доллара, формирование цены – это комплексный подход. Кроме того, тогда падал курс корейской воны – в нашем случае для марки Chevrolet он имеет большое значение», – пояснил «Газете.Ru» пиар-директор GM в России Сергей Лепнухов.

Во время кризиса 2008 года цены на автомобили увеличили практически все компании, прежде всего связав эту меру с ростом курса доллара по отношению к рублю, а также с повышением таможенных пошлин. Раньше всех это сделали японцы: в декабре 2008 года о подорожании объявили Toyota и Mitsubishi, в марте на 4–5% выросли цены на Nissan.
Если тенденция резкого роста курса доллара продолжится, ничто не остановит рост рублевых цен на автомобили в ближайшие месяцы, возражают эксперты и участники рынка. Увязывание стоимости машин с курсом иностранных валют при этом будет негласным. На рынке автокредитования нестабильная финансовая ситуация может отразиться лишь в более отдаленной перспективе. В ближайшие месяцы, напротив, ожидается рост рынка автокредитов.

«Автокомпании рассчитывали цены машин из расчета курса порядка 29–30 рублей за доллар. Сейчас курс доллара вырос почти на 8% от этого показателя. Если рост составит 10% и доллар уйдет за 33 рубля, машины станет невыгодно продавать, – объясняет начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. – Тогда повышение цены на машины станет неизбежным. Произойдет это, наверное, не раньше 1 ноября, и рост составит около 5%».

«Вполне возможно, что через месяц-два многие производители могут начать корректировать цены, особенно там, где идет стопроцентный импорт», – соглашается коммерческий директор группы компаний «Автомир» Андрей Дя. Также, по его словам, отличие нынешней ситуации сейчас от конца 2008 года заключается в том, что сейчас у дилеров и производителей нет избыточных запасов автомобилей, которые в кризисном 2009 году продавались со значительными скидками.

«В посткризисное время автопроизводители и дилеры серьезно работали над рентабельностью. Чтобы бизнес был рентабельным, прежде всего должен быть оптимальный склад, – подчеркивает Дя. – С учетом увеличения курсов возможно перераспределение спроса в пользу автомобилей отечественной сборки, а также корейских марок. Также жизнь показывает, что производители, особенно люксовых марок, достаточно быстро корректируют цены, тем более при отсутствии стоков».

По мнению экспертов, в ближайшее время возможен всплеск продаж автомобилей за счет автокредитов и валютных накоплений граждан. «Я думаю, что в ближайшие месяцы будет всплеск автокредитования – под влиянием стабильного восстановления экономики и роста реальных зарплат. Те ситуации, которые происходят на рынке, носят краткосрочный характер, вызваны они изменением в американском законодательстве и нестабильностью политической ситуации», – считает главный экономист «Финам Менеджмент» Александр Осин.

По данным «Автостата», по итогам 2008 года доля продаж автомобилей в кредит составляла 46,4%, а по итогам 2009 года – 24,1%. В 2010 году доля автомобилей, приобретенных потребителями с помощью заемных средств, показывала положительную динамику, достигнув к декабрю 41% и среднего значения по году 35,9%. В 2011 году уровень продаж автомобилей в кредит выходит на докризисный уровень – порядка 50%.
Чтобы обезопасить себя от роста цен на уже заказанные машины, дилеры советуют внимательно изучать договоры, в которых такая возможность должна быть прописана, а также вносить за автомобиль предоплату.

«Все зависит от формы договора, который подписывают продавец и покупатель. Если в нем прописана корректировка цены, то она, скорее всего, будет скорректирована, поскольку новая поставочная цена будет выше. Если клиент оплатил автомобиль полностью, то дилер наверняка также его выкупил, и он придет по прежней цене, – объясняет Андрей Дя. – И если колебания будут происходить, то часть дилеров будут вносить в договоры соответствующие поправки или фиксировать цену в соответствующих валютах».

«Газета.Ru»