АВТОСТАТ | Производители LCV жмут на газ

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

14.10.14Прочитали 271 раз

Производители LCV жмут на газ

Начавшееся восстановление европейских автомобильных рынков остается нестабильным. В этих условиях особое значение для автоконцернов имеет успех их подразделений, производящих легкие коммерческие автомобили (LCV), которые приносят компаниям значительную часть прибыли.

Сектор коммерческих автомобилей тоже переживает непростые времена. Кредитный кризис в еврозоне в последние годы привел к тому, что продажи LCV упали даже сильнее, чем легковых автомобилей. Так, в 2012 г. они сократились на 13% до 1,44 млн машин, тогда как в секторе легковых авто снижение составило 8% до 12,6 млн. На крупнейших рынках LCV в Западной Европе тенденции разнонаправленные (см. таблицу): в 2013 г. по сравнению с 2012 г. продажи в Великобритании и Испании выросли, во Франции, Германии и Италии – упали.

Автопроизводители обычно не предоставляют отдельных данных по своим LCV-подразделениям и никто не делает разбивку результатов по регионам. Лишь Volkswagen (VW) публикует информацию по мировым продажам: в 2013 г. операционная прибыль LCV-подразделения составила 448 млн евро против 421 млн евро годом ранее.

В начале этого года европейская экономика оживилась, и в I квартале продажи LCV выросли на 9,9%. Однако сейчас экономическая ситуация и в Европе, и в мире снова внушает опасения: МВФ в этом году несколько раз снижал прогнозы роста. Недавно он понизил прогноз роста ВВП еврозоны до 0,8% по итогам 2014 г. (июльская оценка была выше на 0,3 процентного пункта). При этом вероятность рецессии, по мнению экспертов фонда, за прошедшие полгода выросла почти вдвое – с 20% в апреле почти до 40%, по октябрьской оценке. В 2015 г. МВФ ожидает роста ВВП на 1,3% (на 0,2 п. п. ниже июльского прогноза).

Кроме того, компании, выпускающие LCV в Западной Европе, ждет ужесточение конкуренции со стороны производств, расположенных в странах с более дешевой рабочей силой и низкими издержками. Так, VW планирует открыть в Польше второй завод и перенести туда производство из Германии, а корейская Hyundai увеличивает выпуск в Турции и намерена со следующего года активно теснить европейских грандов на их собственном поле. Расклад сил может изменить и реорганизация некоторых альянсов между автопроизводителями.

«LCV – это тот сектор, в котором конкуренция сегодня гораздо более ожесточенная, чем раньше», – говорил в мае во время телеконференции с аналитиками Жером Столь, директор по продажам Renault.

Хотя на долю LCV приходится лишь около 10% продаж всех автомобилей в Европе, они вносят гораздо больший вклад в прибыль автоконцернов. По оценке аналитиков, у французских автопроизводителей, которые доминируют на этом рынке, норма прибыли в LCV-сегменте в годы перед кризисом 2008 г. была раза в два выше, чем 3-4% по легковым автомобилям. «Большинство ориентированных на европейский рынок производителей в последние годы едва сводили концы с концами, а прибыли подразделений LCV, по нашему мнению, компенсировали огромные потери подразделений пассажирских автомобилей», – приводит Automotive News Europe оценку Макса Уорбертона, автомобильного аналитика Bernstein Research.

Однако, если в прошлом норма прибыли у LCV-подразделений была 6-8%, у некоторых компаний она могла снизиться, ввиду того что разница в себестоимости у автопроизводителей увеличивается, указывает Эрих Хаузер, аналитик брокерской компании ISI Group: «VW была бы рада вечно выпускать свои фургоны в Германии», но раз уж она переносит производство в Польшу, «что-то на этом рынке действительно изменилось», говорит он (цитата по Reuters).

VW собирает фургон Caddy на заводе в Познани и инвестирует 3,4 млрд злотых ($1,1 млрд) еще в один завод, где с 2016 г. планирует выпускать Crafter, отказавшись от его производства на совместном предприятии с Daimler в Германии. Подобная политика способствовала росту доли рынка немецкой компании в Европе: по данным IHS Automotive, с 2010 по 2013 г. она выросла с 10,6 до 13,2%. Аналогичный подход Ford, который в 2012-2013 гг. свернул выпуск Transit в Великобритании и сконцентрировал производство в Турции, помог ему увеличить долю рынка за тот же период почти на 1 п. п. до 11,6%.

Между тем лидеры в европейском сегменте LCV – французские Renault и PSA Peugeot Citroen сдают позиции: их совместная доля рынка сократилась с 39,4 до 36,7%. Перенос производства в Польшу – это «выбор VW», он не влияет на планы Peugeot продолжать работать во Франции, сказала Reuters Стефани Шеснель, отвечающая в компании за сдачу в лизинг коммерческих автомобилей корпоративным клиентам. Рецессия и жесткая бюджетная политика во многих странах еврозоны, возможно, повлияли на спрос таким образом, что ждать возвращения докризисных значений нормы прибыли уже просто не приходится, полагает она: «Ранее клиенты нередко заказывали автомобили большей вместимости, чем им было необходимо. Теперь они стараются четко понимать свои потребности и покупать автомобили меньшего размера».

Изменение ситуации на рынке заставляет компании менять партнеров и модели. Peugeot и Fiat сотрудничают в производстве крупных фургонов. Их совместное предприятие в Италии Sevel Sud, работающее уже 35 лет, как ожидается, продолжит функционировать до 2019 г. Однако в 2012 г. Fiat вышел из другого СП, Sevel Nord во Франции, поскольку стал импортировать из США большие минивэны производства Chrysler, с которым он объединился в одну компанию. Чтобы заполнить образовавшуюся лакуну, Peugeot запускает на Sevel Nord производство коммерческих автомобилей в партнерстве с Toyota.

Азиатские производители не только кооперируются с европейскими компаниями, но уже и угрожают их позициям. Hyundai, с 2011 г. сотрудничающая с турецкой Karsan, намерена расширить ассортимент продукции, выпускаемой в Турции, и в следующем году выйти на европейский рынок с крупным фургоном. Karsan уже с 2011 г. выпускает для турецкого рынка малотоннажные грузовики Hyundai. Теперь она намерена производить фургоны и микроавтобусы, которые будут экспортироваться в Европу, Россию, страны Ближнего Востока и Африки, сообщала ранее Automotive News Europe. В рамках семилетнего плана сотрудничества компании намерены выпустить в общей сложности 200 000 фургонов, грузовиков и автобусов.

Хотя турецкая продукция может выигрывать в цене, Hyundai все-таки будет непросто завоевать европейский рынок легковых коммерческих автомобилей, отмечает Automotive News Europe, ведь Peugeot, Renault, VW, Ford of Europe, Fiat и Daimler в совокупности контролируют 85%.

«Ведомости»

 
Загрузка...