Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

Идти ли в регионы?

На фоне общего падения автомобильного рынка в России продажи новых машин в некоторых регионах растут: есть области, где реализация автомобилей за последний год увеличилась в денежном выражении на 20–30%. Но есть ли смысл усиливать региональную экспансию?

Из 25 крупнейших российских регионов более половины увеличили в 2013 г. финансовую емкость своих автомобильных рынков. Об этом говорится в новом исследовании компании “Автостат”. Да и вообще весь российский рынок в денежном измерении демонстрирует лучшие показатели, чем в количественных продажах: если по итогам прошлого года сбыт авто в единицах снизился более чем на 4%, то в денежном выражении рынок, наоборот, даже чуть вырос – с 2,204 трлн рублей до 2,242 трлн, или почти на 2%.

Однако, как выяснили аналитики, во многих регионах страны прирост продаж в деньгах еще более существенный. Так, больше всех увеличилась за прошлый год емкость рынка Калужской области – там был зафиксирован прирост аж на 31,7%. Серьезный рост по сравнению с 2012 г. отмечен в Башкортостане (+21,9%) и Татарстане (+10,5%), неплохие показатели у Ростовской области (+7,6%), Санкт-Петербурга (+6,3%), Тульской области (+5,2%). Более высокий рост, чем в среднем по России, продемонстрировали также Воронежская (+3,7%), Тюменская (+3,2%), Оренбургская (+3,2%), Нижегородская (+3,1%) и Саратовская (+2,7%) области.

При этом самые большие региональные рынки показали отрицательную динамику. Москва, которая с большим отрывом лидирует в рейтинге регионов по финансовой емкости (447 млрд рублей), в прошлом году пусть и незначительно, но все же снизила свой объем (–0,4%). При этом Московская область (199,5 млрд рублей) уменьшила финансовые объемы продаж более существенно – на 2,6% (см. таблицу).

Почему сейчас в региональных продажах наблюдается столь разнонаправленная динамика?

Мнение профессионала

Любомир Найман, глава марки Skoda в России

В долгосрочной перспективе региональный рост продаж продолжится, и этому будет способствовать появление официальных дилерских предприятий в виде полноценных или хотя бы сервисных центров в небольших городах по всей России. Но в кризисный период этот процесс обычно останавливается или немного откатывается назад, и именно этого нужно ждать в ближайшее время. Задача производителя – совместно с дилером выстроить работу его предприятия так, чтобы при привлечении минимального персонала бизнес давал бы максимальную отдачу. Вместе с тем некоторые инвесторы даже ждут кризисного периода, так как это дает им возможность нарастить свое присутствие в том или ином регионе, сделав это за весьма разумные деньги и за счет предприятий, находящихся в кризисной ситуации.

Качество и количество

Первое и главное объяснение более высокой покупательской активности в регионах – это низкая насыщенность автомобильного рынка. Действительно, во многих российских областях обеспеченность населения машинами существенно ниже, чем в крупнейших городах. Если в Москве и в Московской области на каждую тысячу жителей сейчас приходится соответственно 340 и 311 автомобилей, то в России есть регионы, где этот показатель более чем вдвое ниже. Например, в Карачаево-Черкесии на тысячу человек зарегистрировано 155 машин, а в Ингушетии и вовсе 123 единицы.

Кстати, если говорить об изменении показателей обеспеченности, то лидером здесь стала Ярославская область, в которой насыщенность автомобилями выросла на 11,3% – до 226 машин на тысячу жителей. На 11% увеличился показатель и в Республике Марий-Эл (181 единица). Больше чем на 10% улучшилась обеспеченность личным автотранспортом еще в двух регионах – в Ивановской области (195 машин, +10,8%) и в Чувашской Республике (192 авто, +10,3%). Меньше всего этот показатель вырос в Камчатском крае (+1,1%), Республике Калмыкия (+2,4%) и в Кировской области (+2,8%).

Интересно, что по степени обеспеченности автомобилями в России лидирует Дальний Восток. Например, в Приморском крае на тысячу человек приходится 572 машины, то есть примерно столько же, сколько в развитых европейских странах. Однако аналитики говорят о том, что одной из причин столь высоких показателей обеспеченности этих регионов является тот факт, что через них идет ввоз подержанных иномарок из Японии и часть этих машин, переправляясь вглубь страны, продолжает числиться на учете в Приморье и на Камчатке.

Теперь давайте совместим данные обеспеченности автомобилями и прирост продаж. Очевидно, что здесь есть взаимосвязь: в том же Башкортостане на тысячу жителей приходится 258 автомобилей, и, конечно, это является значимой причиной того, что прирост продаж автомобилей в республике, как мы говорили выше, скакнул более чем на 20%.

Однако низкая насыщенность транспортными средствами не единственная причина прироста продаж транспортных средств в регионах. Прежде всего, важное значение имеет покупательская способность населения в тех или иных регионах. И в наиболее богатых районах сейчас происходит не столько количественное, сколько качественное изменение автомобильного рынка. Взять ту же Калужскую область: по рейтингу обеспеченности автомобилями она уже занимает третье место в России (344 машины на тысячу жителей), и, как ни странно, регион уже обгоняет Подмосковье, Москву, Санкт-Петербург. И тем не менее по итогам прошлого года объемы продаж в деньгах там скакнули почти на треть. Столь значимый прирост связан с так называемым качественным изменением рынка. Жители Калужской области неплохо зарабатывают, и они уже не хотят ездить на дешевых машинах отечественных брендов или же на бюджетных иномарках. Спрос изменяется в сторону кроссоверов, внедорожников, других моделей более высокого ценового сегмента. Как результат – резкий скачок в денежных показателях продаж.

Мнение профессионала

Алексей Тузов, первый вице-президент ГК “АвтоСпецЦентр”

С точки зрения продаж автомобилей традиционно наиболее перспективными являются такие регионы, как Нижегородская и Самарская области, Татарстан, Краснодарский край, Башкортостан, Ростовская и Челябинская области. Оптимистичный взгляд на долгосрочную перспективу развития этих регионов обусловлен несколькими факторами. С одной стороны, в этих регионах высокий спрос. С другой – это регионы с развитой транспортной инфраструктурой, довольно высокой платежеспособностью населения и высоким уровнем экономического развития. Однако в начале 2014 г. продажи упали практически везде. Поэтому в ближайшее время мы не можем однозначно прогнозировать рост уровня сбыта в регионах – нынешняя экономическая ситуация такова, что можно давать более-менее уверенные прогнозы только относительно авторынка в мегаполисах. На продажи в регионах сейчас негативно влияют такие факторы, как рост цен на новые машины, прекращение программы льготного кредитования, падение продаж автомобилей отечественных производителей. Несмотря на это, сейчас дилеры в надежде расширить торговую сеть и получить дополнительную прибыль перебираются в регионы, а фокус продаж смещается в недорогой сегмент.

Угадать регион

Итак, продажи в регионах растут. Значит ли это, что дилерам, производителям и другим игрокам рынка нужно срочно расширять свое присутствие в российской глубинке? Однозначно ответить на этот вопрос сложно.

Во-первых, не ясно, как долго будет продолжаться рост продаж в каждой конкретной области. Ведь если сегодня макроэкономическая ситуация и потребительская активность в отдельном районе является благоприятной, то завтра положение может кардинально измениться. В таком случае дилер рискует построить крупный региональный центр, мощности которого через какое-то время окажутся невостребованными.

Во-вторых, в условиях надвигающегося кризиса участники рынка не имеют лишних инвестиционных средств – здесь бы выжить и остаться на плаву, а не думать о новых крупных проектах. Ведь тот же дилерский центр в среднем окупается примерно за десять лет. Хотя можно и рискнуть, сделав верную ставку на тот регион, где продажи автомобилей будут устойчиво расти.

Словом, в нынешних условиях замедления и падения продаж в крупных регионах выиграют те участники рынка, которые смогут правильно оценить потенциал развития конкретных российских областей, не побоятся инвестировать средства и предложат правильный набор потребительских услуг.

MotorPage.ru

13.10.14 MotorPage.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • сегодня, 08:57 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • вчера, 11:00 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее