Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Идти ли в регионы?

На фоне общего падения автомобильного рынка в России продажи новых машин в некоторых регионах растут: есть области, где реализация автомобилей за последний год увеличилась в денежном выражении на 20–30%. Но есть ли смысл усиливать региональную экспансию?

Из 25 крупнейших российских регионов более половины увеличили в 2013 г. финансовую емкость своих автомобильных рынков. Об этом говорится в новом исследовании компании “Автостат”. Да и вообще весь российский рынок в денежном измерении демонстрирует лучшие показатели, чем в количественных продажах: если по итогам прошлого года сбыт авто в единицах снизился более чем на 4%, то в денежном выражении рынок, наоборот, даже чуть вырос – с 2,204 трлн рублей до 2,242 трлн, или почти на 2%.

Однако, как выяснили аналитики, во многих регионах страны прирост продаж в деньгах еще более существенный. Так, больше всех увеличилась за прошлый год емкость рынка Калужской области – там был зафиксирован прирост аж на 31,7%. Серьезный рост по сравнению с 2012 г. отмечен в Башкортостане (+21,9%) и Татарстане (+10,5%), неплохие показатели у Ростовской области (+7,6%), Санкт-Петербурга (+6,3%), Тульской области (+5,2%). Более высокий рост, чем в среднем по России, продемонстрировали также Воронежская (+3,7%), Тюменская (+3,2%), Оренбургская (+3,2%), Нижегородская (+3,1%) и Саратовская (+2,7%) области.

При этом самые большие региональные рынки показали отрицательную динамику. Москва, которая с большим отрывом лидирует в рейтинге регионов по финансовой емкости (447 млрд рублей), в прошлом году пусть и незначительно, но все же снизила свой объем (–0,4%). При этом Московская область (199,5 млрд рублей) уменьшила финансовые объемы продаж более существенно – на 2,6% (см. таблицу).

Почему сейчас в региональных продажах наблюдается столь разнонаправленная динамика?

Мнение профессионала

Любомир Найман, глава марки Skoda в России

В долгосрочной перспективе региональный рост продаж продолжится, и этому будет способствовать появление официальных дилерских предприятий в виде полноценных или хотя бы сервисных центров в небольших городах по всей России. Но в кризисный период этот процесс обычно останавливается или немного откатывается назад, и именно этого нужно ждать в ближайшее время. Задача производителя – совместно с дилером выстроить работу его предприятия так, чтобы при привлечении минимального персонала бизнес давал бы максимальную отдачу. Вместе с тем некоторые инвесторы даже ждут кризисного периода, так как это дает им возможность нарастить свое присутствие в том или ином регионе, сделав это за весьма разумные деньги и за счет предприятий, находящихся в кризисной ситуации.

Качество и количество

Первое и главное объяснение более высокой покупательской активности в регионах – это низкая насыщенность автомобильного рынка. Действительно, во многих российских областях обеспеченность населения машинами существенно ниже, чем в крупнейших городах. Если в Москве и в Московской области на каждую тысячу жителей сейчас приходится соответственно 340 и 311 автомобилей, то в России есть регионы, где этот показатель более чем вдвое ниже. Например, в Карачаево-Черкесии на тысячу человек зарегистрировано 155 машин, а в Ингушетии и вовсе 123 единицы.

Кстати, если говорить об изменении показателей обеспеченности, то лидером здесь стала Ярославская область, в которой насыщенность автомобилями выросла на 11,3% – до 226 машин на тысячу жителей. На 11% увеличился показатель и в Республике Марий-Эл (181 единица). Больше чем на 10% улучшилась обеспеченность личным автотранспортом еще в двух регионах – в Ивановской области (195 машин, +10,8%) и в Чувашской Республике (192 авто, +10,3%). Меньше всего этот показатель вырос в Камчатском крае (+1,1%), Республике Калмыкия (+2,4%) и в Кировской области (+2,8%).

Интересно, что по степени обеспеченности автомобилями в России лидирует Дальний Восток. Например, в Приморском крае на тысячу человек приходится 572 машины, то есть примерно столько же, сколько в развитых европейских странах. Однако аналитики говорят о том, что одной из причин столь высоких показателей обеспеченности этих регионов является тот факт, что через них идет ввоз подержанных иномарок из Японии и часть этих машин, переправляясь вглубь страны, продолжает числиться на учете в Приморье и на Камчатке.

Теперь давайте совместим данные обеспеченности автомобилями и прирост продаж. Очевидно, что здесь есть взаимосвязь: в том же Башкортостане на тысячу жителей приходится 258 автомобилей, и, конечно, это является значимой причиной того, что прирост продаж автомобилей в республике, как мы говорили выше, скакнул более чем на 20%.

Однако низкая насыщенность транспортными средствами не единственная причина прироста продаж транспортных средств в регионах. Прежде всего, важное значение имеет покупательская способность населения в тех или иных регионах. И в наиболее богатых районах сейчас происходит не столько количественное, сколько качественное изменение автомобильного рынка. Взять ту же Калужскую область: по рейтингу обеспеченности автомобилями она уже занимает третье место в России (344 машины на тысячу жителей), и, как ни странно, регион уже обгоняет Подмосковье, Москву, Санкт-Петербург. И тем не менее по итогам прошлого года объемы продаж в деньгах там скакнули почти на треть. Столь значимый прирост связан с так называемым качественным изменением рынка. Жители Калужской области неплохо зарабатывают, и они уже не хотят ездить на дешевых машинах отечественных брендов или же на бюджетных иномарках. Спрос изменяется в сторону кроссоверов, внедорожников, других моделей более высокого ценового сегмента. Как результат – резкий скачок в денежных показателях продаж.

Мнение профессионала

Алексей Тузов, первый вице-президент ГК “АвтоСпецЦентр”

С точки зрения продаж автомобилей традиционно наиболее перспективными являются такие регионы, как Нижегородская и Самарская области, Татарстан, Краснодарский край, Башкортостан, Ростовская и Челябинская области. Оптимистичный взгляд на долгосрочную перспективу развития этих регионов обусловлен несколькими факторами. С одной стороны, в этих регионах высокий спрос. С другой – это регионы с развитой транспортной инфраструктурой, довольно высокой платежеспособностью населения и высоким уровнем экономического развития. Однако в начале 2014 г. продажи упали практически везде. Поэтому в ближайшее время мы не можем однозначно прогнозировать рост уровня сбыта в регионах – нынешняя экономическая ситуация такова, что можно давать более-менее уверенные прогнозы только относительно авторынка в мегаполисах. На продажи в регионах сейчас негативно влияют такие факторы, как рост цен на новые машины, прекращение программы льготного кредитования, падение продаж автомобилей отечественных производителей. Несмотря на это, сейчас дилеры в надежде расширить торговую сеть и получить дополнительную прибыль перебираются в регионы, а фокус продаж смещается в недорогой сегмент.

Угадать регион

Итак, продажи в регионах растут. Значит ли это, что дилерам, производителям и другим игрокам рынка нужно срочно расширять свое присутствие в российской глубинке? Однозначно ответить на этот вопрос сложно.

Во-первых, не ясно, как долго будет продолжаться рост продаж в каждой конкретной области. Ведь если сегодня макроэкономическая ситуация и потребительская активность в отдельном районе является благоприятной, то завтра положение может кардинально измениться. В таком случае дилер рискует построить крупный региональный центр, мощности которого через какое-то время окажутся невостребованными.

Во-вторых, в условиях надвигающегося кризиса участники рынка не имеют лишних инвестиционных средств – здесь бы выжить и остаться на плаву, а не думать о новых крупных проектах. Ведь тот же дилерский центр в среднем окупается примерно за десять лет. Хотя можно и рискнуть, сделав верную ставку на тот регион, где продажи автомобилей будут устойчиво расти.

Словом, в нынешних условиях замедления и падения продаж в крупных регионах выиграют те участники рынка, которые смогут правильно оценить потенциал развития конкретных российских областей, не побоятся инвестировать средства и предложат правильный набор потребительских услуг.

MotorPage.ru

13.10.14
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 22 февраля 2017 Ой, растет «Калина» («Российская газета»)

    Впервые за 4 года доля проданных машин российских марок превысила 20 процентов. Налицо достаточно серьезный рост, однако причины его, считают эксперты, далеко не самые радужные. Хотя, безусловно, позитив в этой динамике тоже есть.

    подробнее
  • 15 февраля 2017 Какие автомобили выставляли на продажу в 2016 году? («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование предложений о продаже легковых автомобилей на сайте DROM.ru, опубликованных в 2016 году. Согласно результатам исследования, в целом за прошлый год количество предложений о продаже машин, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й, на этом сайте превысило 1 млн штук.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее