АВТОСТАТ | Региональный автобизнес имеет хорошие перспективы развития

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

01.08.14Прочитали 307 раз

Региональный автобизнес имеет хорошие перспективы развития

В условиях экономической стагнации и связанных с ней проблем, с которыми сталкивается российский авторынок с конца прошлого года, специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» проанализировали основные тенденции его развития в крупных городах и регионах, обозначили основные критерии, влияющие на потребительский спрос и покупательскую способность населения и дали свои прогнозы по дальнейшему развитию рынка.

По итогам июня в Москве падение продаж на автомобильном рынке составило порядка 17,3%, в других регионах России сокращение темпов продаж было не таким интенсивным. В 2014 году в связи с ожидающейся девальвацией рубля многие потенциальные покупатели поторопились совершить сделки в феврале-марте. Во втором квартале наблюдалось снижение спроса, однако в целом динамика в апреле-мае была близка к показателям 2013 года за аналогичный период: спад покупательской активности весной наблюдается в России уже второй год подряд. По самым оптимистичным ожиданиям можно спрогнозировать падение продаж по итогам года на уровне 9-11%. При этом надо заметить, что, несмотря на общий спад авторынка, премиальный сегмент продолжает расти – за первый квартал 2014 года зафиксировано увеличение продаж на 7%, например, рост Infiniti в июне составил 9%.

Общая доля продаж в Москве на российском рынке новых автомобилей составила 24,2%. Вторым по популярности является авторынок Санкт-Петербурга, занимающий 7,7%. В отличие от большинства регионов за первый квартал 2014 года Северная столица показала уверенный рост на 2%. Москва и Санкт-Петербург занимают значительную часть российского рынка и показывают рост продаж даже в случае нулевой динамики в других регионах, что естественно для таких крупных городов. Предсказуемо бОльшей популярностью в мегаполисах пользуются новые иномарки. В регионах ситуация значительно отличается от картины в двух столицах. Лидируют области с традиционно развитым авторынком – это Татарстан, Самарская область, Нижегородская область, Краснодарский край, Башкортостан, Ростовская область. В основном за последние двадцать лет там пользовались спросом отечественные автомобили, однако за последний год уровень их продаж снизился примерно на 5%. Одновременно наметилось повышение спроса на подержанные иномарки, что связано в том числе и со снижением их цены на 3,1% по данным Комитета автопроизводителей AEB. Стоимость отечественных подержанных автомобилей повысилась на 8,7%.

Интерес дилеров к продаже машин по системе трейд-ин возрастает. В начале 2014 года в Москве 27% подержанных машин продавалось через дилеров. В регионах цифра куда более скромная – 4%. В целом же в последние несколько лет намечается положительная тенденция в этом сегменте авторынка – до 2008 года через дилерские центры подержанные автомобили вообще практически не продавались. Изменения в налоговом законодательстве благотворно повлияли на рост продаж подержанных иномарок у дилеров – в частности, отмена двойного НДС, когда налог взимался за приобретение нового автомобиля у владельца, а затем дилером вновь уплачивался 18% налог при продаже этого же автомобиля. Тот факт, что доля подержанных автомобилей, реализуемых через дилерские центры, непрерывно растет положительно повлияет на развитие автобизнеса в регионах, где большим спросом пользуются именно иномарки с пробегом. Отдельно в связи с этим следует отметить перспективы развития услуги trade-in, которая получила большое распространение в Москве. Она выгодна в основном для владельцев автомобилей премиум-класса, поскольку они чаще обращаются в автосалоны.

Для жителей крупных городов с более высоким доходом затраты в 50 тысяч рублей не являются принципиальными, в отличие от жителей регионов, поэтому москвичи скорее заплатят за экономию своего времени. Дорогие машины продаются в основном в автосалонах и логика этого очень проста. Состоятельный владелец не станет покупать машину за 2-3 млн. руб. с рук у человека, о котором ничего не знает и индекс доверия к которому невысок. Любой автодилер и каждый оценщик подтвердит, что их услугами пользуются те клиенты, стоимость автомобиля которых выше 1,5 млн. рублей. В регионах, где больше владельцев отечественных автомобилей низшего и среднего ценовых сегментов, собственники скорее предпочитают сами продавать машину и не тратиться на посредников. К тому же, условия жизни в столице таковы, что сокращение временнЫх затрат на продажу ТС ценится намного выше, чем расходы на оплату сервиса, предлагаемого автосалоном, и услуги дилеров более популярны. Перспективы у trade-in в целом есть, однако сложно судить о них на данный момент, поскольку по прогнозам экспертов в регионах скорее, как уже было сказано, ожидается рост продаж подержанных иномарок, а не новых. Но в целом падение спроса на отечественные автомобили и увеличение числа дилеров, предлагающих trade-in, могут способствовать развитию данной услуги в регионах. В дальнейшем, при увеличении покупательной способности автовладельцев, возможен рост популярности trade-in у владельцев, желающих обменять уже приобретенную подержанную иномарку на новую.

Простимулировать потенциальных покупателей новых автомобилей может программа утилизации старых, которую планируется запустить вновь в 2014 году. Особенно это будет актуально для регионов, где компенсация за сданный авто суммой в 50 тыс. рублей будет достаточно значительной. Однако программу планируется проводить только в тех областях, где находится производство, то есть в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Самарской области, Владивостоке, Нижнем Новгороде, Калужской области. В таком случае она будет содействовать повышению объема продаж в основном там, где и без нее хорошо развит автомобильный рынок. Исходя из опыта 2011 года, эксперты предполагают, что в целом эта программа стимулирует продажи, а в регионах возможность получить денежную компенсацию и приобрести новый автомобиль будет активно использоваться.

«Традиционно во время стагнации рынка двигателями продаж остаются крупные мегаполисы. Что же касается регионов, то рост спроса намечается в основном в областях с уже развитым авторынком. Следовательно, неравномерное распределение объемов продаж в целом по России будет сохраняться, однако смещение акцента на регионы уже наметилось. В целом у дилеров хорошие перспективы развития регионального бизнеса, – комментирует Сергей Янчук, генеральный директор Ауди Центр Восток. – Программа утилизации старых автомобилей, падение цен на подержанные иномарки при повышении стоимости отечественных – все это стимулирует покупательскую активность и способствует развитию авторынка в регионах. В условиях повышения конкуренции дилерские центры будут предлагать все больший набор комплексных услуг, например, в области trade-in, что привлечет регионального покупателя».

AutoMarketolog.ru