Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Утилизационный сбор «оплатит» государство

Утилизационный сбор, который задумывался с целью защиты отечественного автопрома после снижения импортных пошлин на иномарки, с нового года станет обязательным не только для импортёров, но и для производителей, выпускающих автомобили в России. Впрочем, российские власти намерены компенсировать затраты местных автопроизводителей на новый налог за счёт выделения многомиллиардных субсидий. По словам экспертов, это позволит избежать повышения цен на автомобили российского производства и удержать рынок от дальнейшего падения.

Утилизационный сбор, введённый с 1 сентября 2012 года для импортных автомобилей, с 1 января 2014 года распространяется и на машины местного производства. До этого автопроизводители, работающие в России, освобождались от уплаты данного налога взамен гарантий о самостоятельной утилизации выпущенных ими автомобилей. Напомним, изначально утилизационный сбор задумывался с целью защиты отечественного автопрома, после того как были снижены пошлины на импорт иномарок в рамках вступления нашей страны в ВТО. Однако такой подход вызвал критику со стороны ЕвроСоюза, посчитавшего это нарушением принципов ВТО. Еврокомиссия  требовала от России снижения утилизационного сбора, а также уравнивания импортёров и местных автопроизводителей в его уплате. В результате стороны договорились о том, что утилизационный сбор в обязательном порядке должны платить все участники авторынка. Базовые ставки для легковых автомобилей составляют 20 тысяч рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тысяч рублей. При этом существуют коэффициенты в зависимости от возраста и технических характеристик автомобиля. Кстати, в настоящее время утилизационный сбор приносит в федеральный бюджет около 54 млрд. рублей в год. А с введением всеобщей уплаты утилизационного сбора «доходы» государства увеличатся ещё на 148,5 млрд. рублей и, таким образом, превысят 202,5 млрд. рублей в год.

Стоит отметить, что введение утилизационного сбора на импортные иномарки в сентябре прошлого года практически сразу привёло к увеличению цен, благо спрос на автомобили продолжал расти. Но в условиях падения авторынка утилизационный сбор вряд ли скажется на ценниках российских автомобилей, уверены эксперты. По мнению аналитика «ВТБ Капитал» Владимира Беспалова, утилизационный сбор никак не повлияет на стоимость автомобилей российского производства, а изменение цен будет зависеть от издержек производителей и общей конъюнктуры рынка. «Цены на падающем рынке, скорее всего, поднимать никто не будет, поскольку это приведёт к падению продаж и потере рыночной доли. Соответственно, на динамику авторынка введение всеобщей уплаты утилизационного сбора оказать влияния не должно», – соглашается аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. При этом он отмечает, что утилизационный сбор окажет негативный эффект на производителей в виде роста затрат, но компенсировать этот рост за счёт увеличения цен не получится.

«С учётом общего замедления экономики автопроизводители не смогут переложить новый сбор на потребителя, поэтому ожидается, что повышение цен будет минимальным», – подтверждает финансовый директор GM-АВТОВАЗ Сергей Домбровский. По мнению аналитика Rye, Man & Gor securities Андрея Третельникова, рост цен может оказаться в рамках инфляции. «Учитывая падение продаж на фоне стагнации экономики, повышение цен будет иметь тяжёлые последствия для самих производителей», – предупреждает он.

В то же время введение утилизационного сбора для российского автопрома может привести к сокращению инвестиций в новые мощности, добавляет Андрей Шенк из «Инвесткафе». И сильнее всего, по его мнению, пострадают производители автомобилей эконом-сегмента, ведь доля утилизационного сбора в их затратах будет выше.

Как заявляют в пресс-центре АВТОВАЗа, вопрос о введении утилизационного сбора затрагивает всех, кто производит автомобили в России, и его надо рассматривать в комплексе с мерами государственной поддержки отечественного автопрома, которые сейчас разрабатываются в правительстве России. «Все государства мира стараются поддерживать отечественных производителей, и Россия здесь – не исключение», – отмечают на АВТОВАЗе.

Так, Минпромторг предлагает компенсировать автопроизводителям, работающим на территории России, до 90% затрат на выпуск автомобилей экологических классов «Евро-4» и «Евро-5», на научно-исследовательские работы, энергоресурсы и содержание рабочих мест. Соответствующие предложения ведомство вынесло на рассмотрение правительства, и в случае принятия этих нормативных актов они вступят в силу с 1 января 2014 года. Компенсации в виде субсидий из федерального бюджета положены компаниям, работающим в режиме промышленной сборки или в особых экономических зонах (калининградский «Автотор»).

По данным агентства «Прайм», первый проект предлагает компенсировать автопроизводителям, работающим в режиме «промсборки» или в пределах ОЭЗ в Калининградской области, 90% затрат по выпуску и поддержке гарантийных обязательств по автомобилям классов «Евро-4» и «Евро-5». Как отмечают в Минпромторге, этот проект, в первую очередь, направлен на поддержку крупнейших инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. Ставки субсидий предлагается дифференцировать – это связано с тем, что расходы на перевод техники на новый экологический класс различаются в зависимости от категории автомобиля. Кроме того, машины с большим объёмом двигателя наносят больший ущерб здоровью граждан и окружающей среде.

Второй проект призван стимулировать автопроизводителей к увеличению затрат на НИОКР. Компенсировать предлагается до 90% общих затрат автопроизводителя на НИОКР, но не более установленных пределов. Так, при производстве менее 12,5 тысячи автомобилей в год предельные величины составляют до 15 млн. рублей, от 12,5 до 25 тысяч – не более 25 млн. рублей, от 25 до 50 тысяч – не более 35 млн. рублей, от 50 до 100 тысяч – не более 70 млн. рублей, свыше 100 тысяч машин – до 125 млн. рублей. Минпромторг также предлагает установить начальные критерии допуска автопроизводителей к получению компенсации. Это наличие собственного научно-технического центра в России или долговременных отношений с российскими профильными НИИ; доля затрат на НИОКР – не менее 1% годовой выручки; не менее 100 собственных сотрудников, занятых в НИОКР, либо договор на осуществление НИОКР с иными научно-исследовательскими организациями со штатом не менее 300 человек.

Третий проект разработан по причине «огромной финансовой нагрузки» предприятий, связанной с затратами на энергоресурсы, говорят в Минпромторге. Он предусматривает компенсацию до 90% фактических энергозатрат автопроизводителей, но не более предельных сумм, установленных в зависимости от объёма производства. При выпуске менее 50 тысяч машин в год производители могут получить до 18 млн. рублей, от 50 до 100 тысяч – до 45 млн. рублей; от 100 до 200 тысяч – 87 млн. рублей, от 200 до 400 тысяч – 125 млн. рублей, свыше 400 тысяч машин – 250 млн. рублей. Авторы проекта рассчитывают, что он, с одной стороны, позволит поддерживать наиболее энергоёмкие предприятия, а с другой – мотивирует их увеличивать объёмы производства. «Благодаря данному механизму предприятия автомобилестроения, более эффективно расходующие электроэнергию, могут претендовать на больший объём субсидий», – отмечают в Минпромторге.

Четвёртый проект разработан «в связи с социальной необходимостью сохранения рабочих мест» в автопроме. Субсидии также предлагаются в размере до 90% общих затрат производителя на выплаты рабочим, но не более установленных размеров. При выпуске до 50 тысяч автомобилей в год предприятие может получить до 600 млн. рублей, от 50 до 100 тысяч – до 1,5 млрд. рублей, от 100 до 200 тысяч – до 3 млрд. рублей, от 200 до 400 тысяч – до 4 млрд. рублей, свыше 400 тысяч – до 9 млрд. рублей. Проект стимулирует отечественные предприятия увеличивать объём производства и повышать производительность труда, заявляют в Минпромторге.

По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитал», данные субсидии призваны в полной мере компенсировать уплату нового утилизационного сбора для местных производителей, в результате чего ситуация для них не изменится. «Из-за утилизационного сбора автомобили российского производства не подорожают, так как он будет полностью покрываться за счёт субсидий. Соответственно, производство и продажи автомобилей российского производства будут зависеть от общего состояния рынка и конкурентоспособности производимых моделей», – говорит эксперт.

Андрей Шенк из «Инвесткафе» также считает, что государственные субсидии будут направлены на то, чтобы удержать рынок от дальнейшего снижения. По его словам, в случае сохранения негативной конъюнктуры, за счёт субсидий можно будет сохранить околонулевые темпы роста, направив субсидии, например, на эконом-сегмент, где рынок показывает наиболее сильное снижение.

«Субсидии государства – не прямой инструмент компенсации утилизационного сбора, но все эксперты отрасли понимают, зачем они были введены, – рассуждает Андрей Третельников из Rye, Man & Gor securities. – Ситуация с утилизационным сбором складывается не совсем гладко. Правительство при вводе сбора на импорт не до конца проработала защиту автопрома в рамках ВТО, что вызвало недавний иск организации. С одной стороны, утилизационный сбор на импорт компенсировал пошлины, которые были снижены в связи с членством России в ВТО, с другой – дифференциация для импорта и локального производства прямо нарушала правила этой организации. А просто отменить или полностью навесить груз утилизационного сбора на локальных производителей – невозможно, так как это приведёт к росту себестоимости, который будет очень трудно переложить на потребителя. В результате правительство решило возвращать уплачиваемый российскими автопроизводителями утилизационный сбор в виде субсидий, и, в конце концов, за утилизацию заплатит бюджет, то есть всё население, а не только автомобилисты».

По словам Сергея Домбровского из GM-АВТОВАЗ, сейчас главное – прояснение механизма компенсации российским автопроизводителям и её возможных сроков. Неопределённость с компенсацией и общее замедление продаж могут негативно сказаться на производственных планах автопроизводителей, предупреждает он. «Сама идея в сегодняшних реалиях интересна, но не бесспорна, и при её реализации будут и выигравшие, и проигравшие, – рассуждает Сергей Домбровский. – Предложение позволит практически полностью компенсировать затраты на утилизационный сбор крупнейшим и, возможно, недостаточно эффективным российским автопредприятиям с избыточной по мировым стандартам численностью персонала. Отчасти будут довольны иностранные автокомпании, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, где расходы на содержание персонала достаточно велики. В проигрыше останутся наиболее эффективные и технологичные автомобильные предприятия, где расходы на заработную плату сравнительно невелики в общей структуре затрат. Не менее интересны возможные последствия данного предложения. Оно может стимулировать как низкотехнологичные, так и высокотехнологичные предприятия к замещению новой техники и технологий рабочей силой, инсорсингу компонентов и услуг, снижению производительности труда и повышению затрат на оплату труда и социальные налоги, что в долгосрочной перспективе однозначно сделает эти предприятия менее конкурентоспособными на мировом рынке».

Согласно проекту федерального бюджета на 2014 год, государство собирается направить на субсидирование российского автопрома рекордные 99,25 млрд. рублей. Для сравнения, по итогам 2013 года суммарные госсубсидии на поддержку автомобильной отрасли должны составить 10,5 млрд. рублей, то есть почти в 10 раз меньше, чем запланировано на следующий год.

«Напрямую утилизационный сбор компенсироваться автопроизводителям не будет, однако для достижения некоторых из названных целей, на которые будет выдаваться субсидии, производителям вряд ли требуются средства, да ещё и в таком объёме, – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Однако даже если они будут приняты в неизменном виде, и субсидии автопроизводителям будут перечисляться начиная с 2014 года, то потребителям вряд ли стоит рассчитывать на то, что цены на автомобили не увеличатся в будущем году. Автопроизводители найдут, куда потратить получаемые субсидии, ведь их расходы с нового года всё равно неизбежно вырастут. Этому будет способствовать и традиционный новогодний рост цен на сырьё, материалы и комплектующие, и необходимость индексации заработной платы, и рост тарифов на некоторые виды сырья и услуг, ведь автопроизводители пользуются услугами не только естественных монополий. Ожидать замораживания цены автомобилей из-за получения автопроизводителями субсидий не стоит ещё и потому, что доля утилизационного сбора в розничной цене не столь велика, чтобы покупатели почувствовали эту разницу на фоне общего повышения цены. А значит, у производителей не будет стимула принимать какие-то меры, чтобы компенсировать утилизационный сбор. Но главное – это то, что спрос на автомобили в нашей стране всё ещё остаётся неудовлетворённым, то есть потребители всё равно готовы покупать автомобили, даже при постоянном росте их цены, и они просто не обратят внимание на то, что утилизацию будут оплачивать они, а не автозаводы».

«АИМ-Пресс»

20.11.13 Александр Чупров
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее
  • 1 декабря 2016 Скидки пойдут по спутнику («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", в правительстве обсуждают возможность урезать субсидируемые из бюджета скидки на новые автомобили, не снабженные системой безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Эту меру могут ввести уже с 2017 года. По данным "Ъ", речь идет о дифференциации скидок до 2%. Это должно стимулировать автоконцерны ускорить установку ЭРА-ГЛОНАСС на все модели: ряд производителей не торопятся ставить систему на свои модели, так как имеют право продолжать их производство без ЭРА-ГЛОНАСС – по старым сертификатам.

    подробнее
  • 23 ноября 2016 Утилизацию сдали в утиль («Газета.Ru»)

    Сотни миллиардов рублей должны поступить в государственный бюджет в качестве утилизационных сборов с новых транспортных средств в ближайшие три года. Как выяснила «Газета.Ru», расходов в бюджете на саму утилизацию при этом не заложено. В Госдуме предлагают разработать госпрограмму поддержки предприятий по утилизации, на финансирование которых по закону положено выделять до 12 млрд руб. в год.

    подробнее