Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Приехали: В 2013 году рынок коммерческой техники достиг насыщения

Основной причиной этого эксперты называют вступление России в ВТО и введение утилизационных сборов на грузовые автомобили. Попробуем разобраться, какие факторы влияют на рыночную ситуацию, что происходит с парком грузовиков и чего следует ожидать в будущем?

Парк: что и как?

По итогам первого полугодия 2013 года парк коммерческой техники России оценивается в 7,9 млн автомобилей, за год рост составил почти 300 тыс. шт., или 3,9%.

На рынке можно выделить четыре основных сегмента: легкая коммерческая техника (LCV) массой 3,5 т, куда входят малотоннажные грузовики и микроавтобусы, среднетоннажные грузовики (CV) массой 3,5‒16 т, тяжелые грузовики (HCV) массой больше 16 т и автобусы (BUS).

Продукция Горьковского автозавода занимает более трети парка в сегментах легкой коммерческой техники и среднетоннажных грузовиков. В сегменте HCV почти 40% машин приходится на КамАЗ, примерно такую же долю занимают автобусы ПАЗ в своем сегменте.

Всего же на конец 2012 года доля отечественной техники в парке составляла 72,8%. В сегменте среднетоннажных грузовиков это значение самое большое – 90,9%. Доля отечественных автобусов в автопарке составляет 75,3%, тяжелых грузовиков – 66%, а легкой коммерческой техники – 63,1%.

В последние несколько лет стабильно росли парки тяжелых грузовиков и легкой коммерческой техники. Рост первых определялся увеличением товарооборота в стране и, следовательно, потребностью в грузоперевозках, а также подстегивался развернувшимися всероссийскими стройками и развитием добывающей промышленности. Если в 2008 году на HCV приходилось 13,3% коммерческого парка, то в 2011-м эта цифра составляла 14,7%, а по итогам шести месяцев 2013 года она выросла до 15,5%. Легкая техника удобна для доставки грузов в пределах города, где зачастую движение грузовиков запрещено или ограничено, также она популярна у индивидуальных предпринимателей и небольших фирм. Одним из основных факторов роста сегмента LCV является использование микроавтобусов в качестве маршрутных такси. С 2008 года доля легкой коммерческой техники возросла на 4,8%, с 43,5 до 48,3%.

Обратная ситуация наблюдается в сегментах автобусов и среднетоннажных грузовиков. Автобусы вытесняются с городских улиц маршрутками, но они все еще востребованы на туристических и междугородных маршрутах, а также в качестве служебного транспорта предприятий. Поэтому они сдают позиции постепенно, потеряв с 2008 года всего 0,6% рынка. Парк среднетоннажных грузовиков с 2008 года сократился почти на 300 тыс. шт., или на 6,3%, до 31,2%, и, вероятнее всего, продолжит уменьшаться. Такая тенденция объясняется, с одной стороны, естественным выбытием грузовиков, произведенных еще во времена Советского Союза, составляющих существенную долю, а с другой – узким спектром применения подобной техники. Среднетоннажный грузовик менее рентабелен при междугородных перевозках, а в городе его применение так же ограничено, как и у тяжелых грузовиков. Поэтому сфера применения CV ограничивается сельским хозяйством, а также специальной и коммунальной техникой.

Рынок: что есть, что будет?

По итогам 2012 года рынок коммерческой техники смог восстановиться после падения почти на 30% в 2009 году и даже превысить докризисный уровень. В 2013 году участники рынка и аналитики предсказывали стабилизацию рынка на уровне прошлого года или даже небольшой рост. В начале года картина начала складываться в соответствии с прогнозами, по итогам января реализация коммерческой техники выросла почти на 8,4% и составила 20,3 тыс. шт., рост наблюдался во всех сегментах, особенно сильно прибавили продажи среднетоннажных грузовиков – на 22%. Результаты февраля относительно февраля прошлого года уменьшились на 7,6%, до 22,9 тыс. шт., при этом заметнее всего сократилась реализация автобусов, почти на 35%.

Весной падение российского рынка коммерческой техники стало набирать обороты. Итог марта – 24,5 тыс. шт. и минус 20,6%, при этом продажи автобусов уменьшились на 41,3%. После этого можно было уже не рассчитывать на положительную динамику по итогам года. Снижение реализации в апреле составило 8,7%, до 27,2 тыс. шт., в мае падение составило 23,6%. За последний месяц первого полугодия 2013 года в России было продано 25,3 тыс. коммерческих автомобилей, это на 17,2% меньше, чем в июне 2012 года. Реализация легкой техники упала на 15,9%, среднетоннажных грузовиков — на 10,5%, сегмент HCV просел на 26,5%, при этом продажи автобусов выросли на 14,2%, в том числе благодаря существенному количеству заказов, поступивших от муниципальных транспортных предприятий.

В целом по итогам первых шести месяцев 2013 года продажи составили 142,7 тыс. шт., это на 13% (на 21,4 тыс. шт.) меньше, чем в 2012 году. Увереннее всего держится сегмент среднетоннажных грузовиков, потерявший 5,7%. Реализация LCV, на которые приходится более половины всех продаж, снизилась на 11,9%. Продажи тяжелых грузовиков сократились на 17,1%, а автобусов – на 18%.

Доля продаж отечественной техники в первом полугодии увеличилась на 1,2%, до 57,4%. Заметнее всего уменьшились продажи иномарок в сегменте тяжелых грузовиков – на 1,9%, до 46%. Доля продаж отечественных LCV увеличилась на 1%, средних грузовиков – на 0,4%, а автобусов – на скромные 0,1%.

Кто лидеры?

ГАЗ продолжает занимать лидирующую позицию в сегменте легкой коммерческой техники, за полгода было продано 31,7 тыс. автомобилей, это на 10,5% меньше, чем годом ранее. На втором месте УАЗ, пока не сильно отстающий от результатов 2012 года, в первую очередь за счет продаж санитарных версий «буханки» (11,8 тыс. шт., -1,6%). Тройку лидеров замыкает Peugeot (5,9 тыс. шт., -20,2%), сильно сдавший позиции из-за снижения интереса к модели Partner. Продажи Ford выросли более чем на четверть в первую очередь благодаря Ford Transit, используемого в качестве карет «скорой помощи» и маршрутного такси. Самым популярным LCV по итогам полугодия стал «ГАЗ 3302».

Горьковский завод находится на первой строчке и в рейтинге среднетоннажных грузовиков, реализовав за шесть месяцев 6,1 тыс. автомобилей, улучшив прошлогодний результат на 1,8%. На втором месте по объему продаж техники средней грузоподъемности Hyundai (2,6 тыс. шт., -29,3%), на третьем – КамАЗ (1,4 тыс. шт., -14,5%). При этом три самых продаваемых моделей CV производятся под маркой ГАЗ. На первом месте «ГАЗ 3310 «Валдай» (2,4 тыс. шт., +21,2%), автозаки, на базе которых планирует закупать ФСИН, на второй позиции «ГАЗ 3309» (1,9 тыс. шт., -17,7%), замыкает тройку лидеров полноприводный «ГАЗ 3308 «Садко» (1,5 тыс. шт., -9,6%).

В сегменте грузовиков полной массой более 16 т традиционным лидером остается «КамАЗ», продажи которого упали на 4,8%, до 14,1 тыс. шт. «МАЗ», находящийся на втором месте, стремительно теряет позиции на российском рынке, начиная с марта продажи упали почти на 50% и по итогам полугодия результат белорусского производителя составил 4,2 тыс. шт. и -30,9%, ситуация осложняется утилизационным сбором и нарастающей экспансией иностранных марок. И как в подтверждение этому, на третье место по итогам полугодия поднялась Scania, увеличившая реализацию тяжелых грузовиков на 10,5%, до 3,3 тыс. шт.

Более 30% всех продаж КамАЗа в сегменте HCV приходится на различного рода спецтехнику, занимающую первое место по объему продаж (4,5 тыс. шт., +7,8%). Такие машины закупаются в первую очередь строительными и добывающими компаниями. Еще четверть занимает «КамАЗ 6511» (3,6 тыс. шт., -16,4%), ставший вторым самым продаваемым тяжелым грузовиком. Третье место в модельном рейтинге занимает MAN TGS (2,3 тыс. шт., -29,2%).

С существенным отрывом лидером по продажам автобусов стал ПАЗ (3,4 тыс. шт., -11,3%). На втором месте МАЗ (0,5 тыс. шт., -9,8%). Тройку лидеров замыкает Hyundai (0,4 тыс. шт., -49,8%), такое падение вызвано снижением продаж автобуса County, собираемых на ТагАЗе, переживающем не лучшие времена. Продажи ЛиАЗа по итогам шести месяцев сократились на 72,3%, что, вероятно, связанно с распределением муниципального заказа на городские автобусы в пользу других марок. В рейтинге моделей весь «пьедестал» принадлежит продукции ПАЗ.

Импорт тоже падает

Импорт средних и тяжелых грузовиков на территорию России по итогам первого полугодия 2013 года уменьшился почти в два раза, до 11,6 тыс. шт. Такое резкое сокращение объемов связано с введением в сентябре 2012 года утилизационного сбора. Перед этим можно было наблюдать резкий скачок ввоза автомобилей, дистрибьюторы пытались импортировать как можно больше машин до введения сбора, в том числе чтобы увеличить свою маржу при ожидаемом росте цен. В результате этого сейчас отмечается затоваривание складов грузовой техники.

Импорт легкой коммерческой техники, напротив, вырос почти на 27%, заметнее всего объемы нарастили не имеющий сейчас своего производства в России Fiat, а также Hyundai, Iveco и Mercedes.

Чего ждать и что делать?

Согласно прогнозу АА «Автостат», по итогам 2013 года ожидается спад рынка коммерческой техники. При этом величина падения для каждого из сегментов будет отличаться. В целом падение рынка, на наш взгляд, обусловлено нестабильной экономической обстановкой и отсутствием каких-либо крупных государственных проектов в ближайшей перспективе типа Олимпиады-2014, которые могли бы способствовать бурному росту продаж сегмента коммерческой техники, как это происходило в последние два года.

Наибольшее падение рынка ожидается в сегменте тяжелых грузовых автомобилей. По итогам года рынок машин с полной массой свыше 16 т упадет почти на 20%, до отметки 82‒83 тыс. шт. Лидером сегмента традиционно является продукция КамАЗа. Второе место останется за МАЗом. А вот третье место, скорее всего, поделят между собой Scania и Volvo.

Рынок среднетоннажной техники в 2013 году упадет менее прочих (5,9%). Такое небольшое падение обусловлено тем, что после высокого уровня продаж в 2008 году (когда было зарегистрировано более 43 тыс. новых грузовиков CV) и глубокого падения в 2009 году данный сегмент вплоть до 2013 года не смог приблизиться к докризисному уровню продаж. Здесь тройка лидеров останется без изменений, в 2013 году на ее долю придется 63‒64% от продаж в сегменте. На первом месте по-прежнему останутся среднетоннажники ГАЗ, за ним последуют модели Hyundai, а замкнет тройку КамАЗ.

Легкий коммерческий транспорт в текущем году покажет падение в 9‒10%.
Самым зависимым рынком от государства смело можно считать рынок автобусов. Львиная доля продаж сегмента – это государственные закупки. По нашим расчетам, в 2013 году в России будет зарегистрировано чуть более 16 тыс. автобусов, что практически на 10% ниже значения 2012 года.

Помимо утилизационного сбора ситуацию на рынке осложняет начавшаяся в России рецессия. На фоне замедления роста экономики, грозящего перерасти в новый кризис, уменьшаются объемы товарооборота, что, в свою очередь, негативно сказывается на продажах коммерческой техники. Сократились инвестиции в строительство и промышленность, а также ВВП. Малый бизнес, в свою очередь, сталкивается с увеличившейся налоговой нагрузкой.

На фоне всего вышеперечисленного производители коммерческого транспорта, желающие открыть производство в России, оказываются перед непростым выбором. С одной стороны, собственный завод позволит значительно снизить издержки, связанные с таможенной отчисткой, и получить налоговые льготы и другие преференции. С другой — на падающем рынке труднее будет вернуть вложенные средства, при этом для получения льгот требуется соблюдать нормативы по локализации производства, а это означает появление дополнительных проблем, в первую очередь с поставщиками.

В наиболее выгодном положении оказываются производители, имеющие в своей продуктовой линейке легковые и коммерческие модели, как, например, Ford. Это позволяет легче соблюдать уровень локализации, рассчитывающейся по всему модельному ряду.

Для производителей исключительно коммерческого транспорта начать сборку своей техники на территории России несколько сложнее. В настоящее время в нашей стране имеют свои производства Mercedes, Renault, Volvo, Hyundai, Scaniaи и др. Немецкий MAN построил сборочный завод под Санкт-Петербургом, но уже год не может запустить производство из-за проблем с лицензией. По итогам шести месяцев 2013 года на иномарки, собранные в России, пришлось около 15% продаж.

Сейчас для привлечения иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровнях создается множество особых экономических зон и промышленных парков, предоставляющих для будущего производства не только льготы, но и инфраструктуру. Некоторые из таких объектов создаются на базе крупных заводов, имеющих избыточную площадь, например ГАЗ и ЗМЗ. В настоящее время обсуждается похожий проект по производству коммерческих автомобилей под марками Fiat и Renault на мощностях ЗИЛа. Еще одним вариантом является создание совместного предприятия с российским партнером, что должно уменьшить объем требуемых инвестиций и упростить выход на требуемый уровень локализации.

Ситуация с продажами коммерческой техники является только частью картины, сложившейся в стране. Продажи сильно зависят от общеэкономической ситуации, а прогнозы относительно России в большинстве своем негативны. Для изменения ситуации необходимо появление факторов роста, в том числе и в виде государственной поддержки, пока что в отсутствие реакции со стороны руководства страны вряд ли можно рассчитывать на скорые изменения.

«РБК daily»

13.09.13 «РБК daily»
 

Новости на эту тему

  • 3 декабря 2016 Продажи автомобилей Hawtai в России выросли более чем втрое

    Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам 10 месяцев 2016 года продажи автомобилей китайской марки Hawtai в России составили 208 единиц, что в 3,2 раза выше результата годичной давности (65 шт.).

    подробнее
  • 3 декабря 2016 Доля продаж иномарок в России впервые за три года опустилась ниже 80%

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование российского рынка новых легковых автомобилей, которое охватывало продажи иномарок за период с 2000 по 2016 годы. Согласно результатам исследования, по итогам 10 месяцев 2016 года реализация иномарок в России в общей сложности составила 834,1 тыс. единиц, что соответствует доле в 78,6%.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 В Москве пройдет Digital Marketing Week

    Интернет-маркетинг становится все более действенным инструментом продвижения и продаж на автомобильном рынке. В Москве 12-16 декабря пройдет Digital Marketing Week, которая во второй раз проводится в России Marketing One совместно с Британским Королевским Институтом Маркетинга (The Chartered Institute of Marketing, London).

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее
  • 28 ноября 2016 КамАЗ уезжает в Азию («РБК»)

    КамАЗ заявил об активизации работы на новых для себя рынках – в частности, в Юго-Западной Азии и Африке. Эта мера связана с резким снижением популярности продукции автозавода в странах СНГ – за девять месяцев 2016 года продажи КамАЗа на этом рынке упали почти вдвое.

    подробнее
  • 24 ноября 2016 Рынок автомобилей класса люкс неожиданно дал задний ход («Прайм»)

    Продажи люксовых автомобилей в России падают третий месяц подряд: по данным "Автостата", в октябре сегмент сократился на 31% до 78 единиц. В сентябре падение составило 36%, в августе – 27%.

    подробнее