Лидер российского рынка среди SUV - Renault Duster. Согласно оперативным данным агентства «АВТОСТАТ», за восемь месяцев 2014 года обладателями новых автомобилей этой модели стали 50,6 тысячи россиян, что всего на 3% меньше показателей за аналогичный период прошлого года. На втором месте – Chevrolet Niva, которую предпочли приобрести 25,9 тысячи автовладельцев (-22,3% по сравнению с АППГ). В тройку лидеров вошла также Toyota RAV4 с показателем 23,9 тысячи (-10,2%). Стоит отметить, что в «минус» на российском рынке за восемь месяцев по сравнению с АППГ ушла не только первая тройка лидеров, но и больше половины ТОП-30 внедорожников.
Четвертую и пятую позицию по итогам восьми месяцев в рейтинге заняли Hyundai IX35 (21,9 тыс.; +8%) и Nissan Qashqai (21,7 тыс. ;-2,4%). На шестом месте KIA Sportage (18,1 тыс.;-17,7%). Отечественная LADA 4х4 (трехдверная) занимает седьмую строчку таблицы с продажами 17,1 тыс. (-23,3%). Если же добавить объемы и пятидверной , тогда LADA 4х4 выйдет на четвертое место (22,8 тыс. шт.). Восьмое и девятое места у Nissan X-Trail (15,8 тыс.; +0,9%) и Mitsubishi Outlander (15,5 тыс.;+4,3%). Замыкает ТОП-10 Mazda CX-5 (14,9 тыс.;+27,4%).
Аналитики «АВТОСТАТ» отмечают, что суммарная доля «десятки» моделей-лидеров (225, 6 тысяч) составляет половину продаж SUV в России по итогам восьми месяцев (всего продано почти 556 тысяч автомобилей SUV). В целом сегмент SUV по итогам восьми месяцев текущего года сократился на 5,9% по сравнению с АППГ. Этот показатель значительно лучше снижения рынка в целом (-12%). В целом сегмент SUV занимает 37,4% рынка легковых автомобилей РФ по итогам 8 месяцев 2014 года.
ТОП-30 моделей SUV на рынке новых легковых автомобилей РФ
№ | Марка | Модель | 8 мес.'14, тыс. шт. | 8 мес.'13, тыс. шт. | изм., % |
1. | RENAULT | DUSTER | 50,6 | 52,3 | -3,1 |
2. | CHEVROLET | NIVA | 25,9 | 33,2 | -22,1 |
3. | TOYOTA | RAV4 | 23,9 | 26,6 | -10,2 |
4. | HYUNDAI | IX35 | 21,9 | 20,3 | 8,0 |
5. | NISSAN | QASHQAI | 21,7 | 22,2 | -2,4 |
6. | KIA | SPORTAGE | 18,1 | 22,0 | -17,7 |
7. | LADA | 4х4 трехдверная | 17,1 | 22,3 | -23,3 |
8. | NISSAN | X-TRAIL | 15,8 | 15,7 | 0,9 |
9. | MITSUBISHI | OUTLANDER | 15,5 | 14,9 | 4,3 |
10. | MAZDA | CX-5 | 14,9 | 11,7 | 27,4 |
11. | MITSUBISHI | ASX | 14,0 | 15,5 | -9,7 |
12. | NISSAN | JUKE | 13,9 | 15,0 | -7,6 |
13. | VOLKSWAGEN | TIGUAN | 13,6 | 18,2 | -25,6 |
14. | OPEL | MOKKA | 12,8 | 10,0 | 27,2 |
15. | TOYOTA | LAND CRUISER PRADO | 11,5 | 11,2 | 2,5 |
16. | HONDA | CR-V | 10,3 | 12,0 | -14,0 |
17. | UAZ | 3163 PATRIOT | 10,3 | 11,1 | -6,9 |
18. | SSANGYONG | ACTYON | 9,7 | 14,7 | -34,5 |
19. | SKODA | YETI | 9,3 | 8,3 | 11,6 |
20. | TOYOTA | LAND CRUISER | 9,2 | 9,3 | -1,1 |
21. | FORD | KUGA | 8,9 | 7,1 | 25,3 |
22. | LIFAN | X60 | 8,4 | 7,8 | 8,3 |
23. | HYUNDAI | SANTA FE | 7,9 | 8,7 | -8,2 |
24. | CHERY | TIGGO | 7,8 | 6,8 | 14,6 |
25. | TOYOTA | HIGHLANDER | 7,2 | 5,3 | 35,9 |
26. | SUBARU | FORESTER | 6,8 | 7,0 | -3,6 |
27. | SUZUKI | SX4 | 6,2 | 9,6 | -35,9 |
28. | KIA | SORENTO | 6,1 | 7,2 | -15,1 |
29. | LADA | NIVA 5-DOOR | 5,7 | 6,9 | -17,4 |
30. | SSANGYONG | KYRON | 5,4 | 7,3 | -25,6 |
Если рассматривать структуру по брендам, то «десятка» лидеров обеспечивает более 63% объема продаж SUV.
ТОП-30 марок SUV на рынке новых легковых автомобилей РФ
№ | Марка | 8 мес.'14, тыс. шт. | 8 мес.'13, тыс. шт. | изм., % |
1. | NISSAN | 60,4 | 59,5 | 1,4 |
2. | TOYOTA | 55,7 | 54,8 | 1,6 |
3. | RENAULT | 52,3 | 54,1 | -3,3 |
4. | MITSUBISHI | 39,3 | 41,0 | -4,1 |
5. | CHEVROLET | 32,2 | 38,5 | -16,5 |
6. | HYUNDAI | 30,0 | 29,7 | 1,0 |
7. | KIA | 24,6 | 29,8 | -17,6 |
8. | LADA | 22,8 | 29,2 | -21,9 |
9. | VOLKSWAGEN | 18,5 | 24,0 | -23,0 |
10. | OPEL | 16,2 | 14,2 | 14,3 |
11. | SSANGYONG | 16,1 | 22,8 | -29,3 |
12. | MAZDA | 15,1 | 12,3 | 22,7 |
13. | MERCEDES | 14,3 | 12,5 | 14,9 |
14. | LAND ROVER | 13,4 | 13,2 | 1,6 |
15. | SUZUKI | 12,0 | 18,1 | -34,0 |
16. | UAZ | 11,9 | 13,9 | -14,3 |
17. | FORD | 11,9 | 10,0 | 18,7 |
18. | HONDA | 11,6 | 13,6 | -14,5 |
19. | BMW | 10,5 | 12,3 | -14,5 |
20. | AUDI | 9,7 | 11,1 | -12,4 |
21. | SUBARU | 9,4 | 9,7 | -3,0 |
22. | SKODA | 9,3 | 8,3 | 11,6 |
23. | GREAT WALL | 8,6 | 13,2 | -35,1 |
24. | LIFAN | 8,4 | 7,8 | 8,3 |
25. | CHERY | 7,8 | 6,8 | 14,6 |
26. | VOLVO | 7,8 | 7,6 | 2,5 |
27. | LEXUS | 7,3 | 6,9 | 5,6 |
28. | JEEP | 5,0 | 3,1 | 60,7 |
29. | INFINITI | 4,8 | 4,8 | -0,6 |
30. | GEELY | 2,7 | 0,0 | 0,0 |
Если говорить о региональных особенностях сегмента SUV в России, то следует заметить, что , как и в прошлом году 10-тысячную отметку преодолели 13 регионов. Они в целом обеспечивают 60% объема продаж SUV в России. Лишь в четырех регионах из ТОП-30 продажи SUV показали рост по итогам января-августа 2014 года. Это Самарская область (+1,8% к АППГ), Волгоградская область (+1,1%), по 0,1% добавили к прошлогоднему объему SUV Санкт-Петербург и Воронежская область. Остальные регионы из рейтинга - в «минусе». Больше всего снизились объемы в Ленинградской области (-27%), Кемеровской (-18%), Ставропольском крае (-13%).
ТОП-30 регионов, лидирующих по SUV на рынке новых легковых автомобилей РФ
№ | Регион | 8 мес.'14, тыс. шт. | 8 мес.'13, тыс. шт. | изм., % |
1. | Москва | 99,5 | 103,0 | -3,3 |
2. | Московская область | 49,9 | 56,7 | -12,1 |
3. | Санкт-Петербург | 36,3 | 36,3 | 0,1 |
4. | Республика Татарстан | 19,0 | 19,3 | -1,5 |
5. | Свердловская область | 18,4 | 18,7 | -1,5 |
6. | Республ. Башкортостан | 16,9 | 17,4 | -2,8 |
7. | Краснодарский край | 15,8 | 17,1 | -7,5 |
8. | Самарская область | 15,3 | 15,1 | 1,8 |
9. | Нижегородская область | 14,8 | 15,5 | -4,0 |
10. | Ханты-Мансийский АО | 12,8 | 13,6 | -5,8 |
11. | Челябинская область | 12,0 | 13,5 | -10,8 |
12. | Ростовская область | 11,3 | 12,2 | -7,7 |
13. | Пермский край | 10,4 | 10,9 | -4,9 |
14. | Красноярский край | 9,1 | 9,3 | -2,1 |
15. | Воронежская область | 7,8 | 7,8 | 0,1 |
16. | Волгоградская область | 7,7 | 7,6 | 1,1 |
17. | Саратовская область | 7,3 | 7,8 | -7,0 |
18. | Кемеровская область | 7,3 | 8,9 | -18,4 |
19. | Тюменская область | 6,8 | 7,6 | -10,2 |
20. | Новосибирская область | 6,7 | 7,6 | -12,5 |
21. | Иркутская область | 6,5 | 6,6 | -0,5 |
22. | Тульская область | 6,5 | 7,1 | -8,6 |
23. | Архангельская область | 6,1 | 6,5 | -5,7 |
24. | Оренбургская область | 6,1 | 6,7 | -7,7 |
25. | Ленинградская область | 5,9 | 8,0 | -27,2 |
26. | Удмуртская республика | 5,5 | 5,8 | -4,9 |
27. | Владимирская область | 5,1 | 5,6 | -7,8 |
28. | Ставропольский край | 5,1 | 5,8 | -13,3 |
29. | Рязанская область | 5,0 | 5,7 | -11,1 |
30. | Омская область | 5,0 | 5,2 | -5,0 |
Почти 40% рынка SUV за восемь месяцев 2014 года пришлась на Центральный федеральный округ. На втором месте – Приволжский ФО с долей 20%, на третьем – СЗФО (13%). Чуть более 10% - пришлось на Уральский ФО. В Сибирском и Южном ФО продается 8% и7% автомобилей SUV соответственно. И примерно по 2% приходится на ДФО и СКФО.
Продажи внедорожников в федеральных округах
Федеральный округ | 8 мес.'14, тыс. шт. | 8 мес.'13, тыс. шт. | изм., % |
ЦФО | 213,3 | 229,8 | -7,2 |
ПФО | 113,5 | 117,2 | -3,2 |
СЗФО | 70,5 | 73,3 | -3,8 |
УФО | 56,1 | 59,5 | -5,7 |
СФО | 46,0 | 50,3 | -8,5 |
ЮФО | 38,5 | 41,1 | -6,3 |
ДФО | 9,7 | 9,4 | 2,9 |
СКФО | 8,4 | 9,4 | -10,9 |
В данном исследовании рассматривались автомобили SUV - как полноприводные, так и с передним или задним типом привода, кузовом SUV. «Внедорожники» и «кроссоверы».