В 2010 году в России было произведено 1208,4 тысячи легковых автомобилей, а рост производства по отношению к 2009 году составил 101,9%. Резкий скачок автопроизводства объясняется «эффектом низкой базы». Ведь в первые месяцы 2009 года вследствие падения авторынка и увеличения складских запасов многие автозаводы в России останавливали свои конвейеры на зимние каникулы или работали по сокращенному графику. С другой стороны, с весны 2010 года предприятия автопрома стали наращивать производство в связи с запуском программы утилизации и последовавшим восстановлением рынка. При этом автозаводами, представляющими традиционные российские марки, в 2010 году было собрано 581,3 тысячи легковых автомобилей – на 83,4% больше, чем годом ранее. Иномарок же на территории РФ было выпущено 627,1 тысячи штук, а рост производства составил 122,7%.
По результатам прошлого года крупнейшим производителем легковых автомобилей в России, как и ожидалось, стал АВТОВАЗ: за 12 месяцев предприятием было выпущено 545,5 тысячи автомобилей. Это на 85,1% превышает результат 2009 года, когда объем производства тольяттинского автозавода не достиг и 300 тысяч машин, став самым худшим результатом компании за последние годы. Поэтому вернуться к докризисным показателям, когда АВТОВАЗ собирал не менее 700 тысяч машин в год, предприятию предстоит не скоро.
Вторую строчку в рейтинге автопроизводителей России занял калининградский завод «Автотор». За год автозаводу удалось увеличить производство на 182,2% и собрать в общей сложности 170,2 тысячи автомобилей, установив тем самым рекорд за всю свою историю. Также «Автотор» является крупнейшим производителем иномарок в России, причем не уступает этот статус уже четвертый год подряд. Во многом это связано с тем, что завод находится в более привилегированном положении по сравнению с предприятиями, работающими в режиме промсборки. Если последние по соглашению с российским правительством обязаны были организовать производство полного цикла и локализовать 30% комплектующих, то «Автотор» как резидент особой экономической зоны Калининградской области таких обязательств не имеет и при этом ввозит автокомплекты по нулевым таможенным пошлинам. Таким образом, это позволяет компании пока еще сохранять высокую долю крупноузловой сборки.
Третьим в общем зачете стал калужский завод «Фольксваген Груп РУС», в течение года нарастивший производство почти вдвое (+95,5%), что позволило ему собрать 94,6 тысячи машин. Такой результат связан, прежде всего, с существенным расширением модельного ряда, проведенным компанией годом ранее. Поэтому в период восстановления рынок отреагировал на это значительным спросом, как следствие, спровоцировавшим рост производства на предприятии.
На четвертой позиции рейтинга расположился московский завод «Автофрамос», в 2010 году выпустивший 86,6 тысячи машин, что на 74,2% больше, чем годом ранее. В феврале 2010 года «Автофрамос» запустил новые производственные мощности для сборки хэтчбека Sandero, а в ноябре автозавод уже перешел на трехсменный режим работы. Производительность предприятия увеличилась до 160 тысяч автомобилей в год.
Замыкает же пятерку лидеров по количеству собранных автомобилей всеволожский «Форд», с конвейера которого в 2010 году сошло 80,4 тысячи машин. Это на 94,2% больше по сравнению с 2009 годом, когда было собрано 41,4 тысячи автомобилей.
Среди других событий российского автопрома, произошедших в 2010 году, стоит отметить начало производства на калужском заводе «ПСМА Рус», который открылся весной прошлого года и сумел выпустить 26 тысяч автомобилей марок Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Сюда же следует отнести и более чем шестикратный рост объемов производства автомобилей на заводе «Ниссан» в Санкт-Петербурге, а также положительную динамику, которую второй год подряд, причем единственный из всех предприятий, демонстрирует завод «Тойота» в Шушарах (Ленинградская область).
Помимо этого, нельзя не упомянуть о ТагАЗе, который еще два года назад являлся одним из ведущих производителей иномарок в РФ. Но резко ухудшившееся в период кризиса финансовое положение и последовавшие вслед за этим сложности во взаимоотношениях с корейскими партнерами заставили автозавод в 2009 году почти в четыре раза сократить производство. В 2010-м оно снизилось на 1,1%, а выпуск машин составил 26,3 тыс. штук.
Впервые за всю историю российского автопрома по итогам 2010 года производство иномарок на территории РФ превысило выпуск отечественных легковых автомобилей. На заводах иностранных производителей в прошлом году было собрано 627,1 тыс. легковых автомобилей, что составило 52% от общего объема выпуска. При этом автомобилей отечественных марок было выпущено 581,3 тыс.шт. (48%).
В целом же суммарный объем производства легковых автомобилей в России уже превзошел показатель 2006 года (1178,1 тысячи), а прогнозируемый рост рынка позволяет надеяться, что в 2011 году российские производители превысят показатель 2008 года, когда был зафиксирован исторический максимум.
Динамика производства легковых автомобилей в РФ 2007-2010гг.
Производитель | 2007 | 2008 | Изм к | 2009 | Изм к | 2010 | Изм к |
АВТОВАЗ, г.Тольятти | 735897 | 801563 | 9 | 294 737 | -63 | 545 450 | 85 |
Автотор, г.Калининград | 106368 | 108458 | 2 | 60 338 | -44 | 170 211 | 182 |
Автофрамос, г.Москва | 72110 | 72718 | 1 | 49 651 | -32 | 86 573 | 74 |
Форд, г.Всеволожск | 69088 | 64967 | -6 | 41 367 | -36 | 80 390 | 94 |
GM-АВТОВАЗ, г.Тольятти | 55079 | 54655 | -1 | 23 105 | -58 | 36 761 | 59 |
ТагАЗ, г.Таганрог | 72326 | 100130 | 38 | 26 563 | -73 | 26 280 | -1 |
Соллерс | 21804 | 36006 | 65 | 5 389 | -85 | 25 181 | 367 |
УАЗ, г.Ульяновск | 31869 | 30953 | -3 | 14 811 | -52 | 24 716 | 67 |
ИжАвто, г.Ижевск | 71398 | 59317 | -17 | 9 958 | -83 | 5 589 | -44 |
ГАЗ, г.Нижний Новгород | 39003 | 21937 | -44 | 2 161 | -90 | 5 065 | 134 |
Фольксваген РУС, Калужская обл. | 1198 | 62331 | 5103 | 48436 | -22 | 94630 | 95 |
ПСМА-Рус, г. Калуга | 0 | 0 | - | 0 | - | 26000 | - |
Дженерал Моторз Авто, Спб | 5668 | 41157 | 626 | 7967 | -81 | 28970 | 264 |
Тойота Мотор, Спб | 0 | 6416 | - | 8310 | 30 | 15892 | 91 |
Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус, Спб | 0 | 0 | - | 3790 | - | 24500 | 546 |
Дервейс, г.Черкесск | 1506 | 7122 | 373 | 865 | -88 | 11 713 | 1 254 |
Прочие | 12273 | 4441 | -64 | 1046 | -76 | 439 | -58 |
ИТОГО | 1 295 587 | 1 472 171 | 14 | 598 494 | -59 | 1 208 360 | 102 |
* завод "Соллерс" (Набережные Челны) и завод "Соллерс-Елабуга"